ПОИСК
Украина

Возможно, уже с июля 20-процентным налогом будут облагать доходы, превышающие 20 706 гривен

7:30 9 июня 2015
налоговая декларация
Лилия ПОВОЛОЦКАЯ, «ФАКТЫ»
Парламент откорректировал ставки подоходного налога и снизил единый социальный сбор

Налоговая реформа в стране идет достаточно странно — частями. Раз в три-четыре месяца парламент голосует за очередное изменение, которое затрагивает ту или иную область фискальной политики. Но едва народ привыкает к новшеству, как Верховная Рада принимает следующий законопроект, заставляя наших сограждан снова и снова изучать основы налогового права. Так, например, получилось, с подоходным налогом…

Только за последние четыре года в ставки и механизм уплаты налога на доходы физических лиц было внесено минимум пять изменений. Так, в 2011-м (после принятия Налогового кодекса) появилась вторая ставка. Напомним, что до 2011 года была одна ставка подоходного налога — 15 процентов. Но затем кодекс ввел две ставки — 15 (для доходов ниже десяти минимальных зарплат в месяц) и 17 процентов (для доходов выше десяти минимальных зарплат, что в 2015 году составляет 12 тысяч 180 гривен).

В результате всем людям, которые получали (начиная с 2011 года) доходы из двух и более источников, необходимо подавать годовую декларацию о доходах в том случае, если их заработок превысил установленный порог. Почему? Потому что если человек получает высокие доходы только на одном предприятии, то все перерасчеты делает бухгалтерия фирмы. Ведь они точно знают, были у работника заработки больше определенной суммы или нет. Источник-то доходов один — зарплата.

А если есть доходы из двух и более источников, то возникает вопрос: кто и как будет определять, превысили заработки порог или нет? Допустим, на одном предприятии работник получает 10 тысяч, а на втором — 8 тысяч. На каждом с него возьмут налог в размере 15 процентов, поскольку ни там, ни там доход не превысил порог в размере 12 тысяч 180 гривен. Однако в целом-то он получал в месяц 18 тысяч гривен. И в сумме его месячный доход оказался больше предельной суммы. Значит, кто-то должен определить, на сколько его заработки превысили порог, и затем пересчитать налог. Поэтому люди, получавшие доходы из двух и более источников, с 2011-го подают по итогам года декларацию.

РЕКЛАМА

Далее начались споры относительно того, как определять порог — в помесячном или же в годовом выражении. Кто должен подавать декларацию — люди, которые получили более десяти минимальных зарплат хоть в одном из месяцев года, или же те, у кого было более 120 минимальных зарплат за весь год. Почему это так важно? Потому что на протяжении года человек может работать на двух предприятиях, иметь в сумме 10 тысяч гривен в месяц (5 тысяч в одной фирме и 5 тысяч в другой), но в один из месяцев, например, получить премию — еще 5 тысяч гривен. Что же выходит? Придется собирать справки, документы, идти в налоговую и подавать декларацию только из-за одной премии? Хотя остальные 11 месяцев его заработки были ниже порога и общий годовой доход составил меньше 120 минимальных зарплат.

Поэтому в 2012 году было решено, что подавать декларацию должны будут только те люди, у которых доходы за год превысили 120 минимальных зарплат (кстати, в 2015 году этот порог составляет 146 тысяч 160 гривен).

РЕКЛАМА

На этом новшества не закончились. В 2014 году действие налога распространили на депозиты (тоже не без проблем), пытались внедрить дополнительные ставки — 20, 25 или даже 30 процентов (но потом от этой инициативы отказались). А с января 2015 года верхнюю ставку налога таки увеличили с 17 до 20 процентов, в результате чего в настоящее время у нас действуют две ставки: 15 и 20 процентов.

И вот на днях парламент внес очередные изменения в механизм расчета и уплаты налога на доходы. В частности, Верховная Рада приняла Закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины о справедливом налогообложении доходов физических лиц в интервале от 10 до 17 размеров минимальной заработной платы». Несмотря на сложное название, суть закона достаточно проста: он увеличил сумму доходов, которые облагаются по ставке 20 процентов.

РЕКЛАМА

— Данный закон повышает базу налогообложения, к которой применяется ставка налога на доходы физических лиц в размере 15 процентов, с десяти до 17 размеров минимальной заработной платы, — рассказал «ФАКТАМ» директор департамента доходов и сборов с физических лиц Государственной фискальной службы Украины Александр Ревчук. — А доходы, превышающие 17-кратный размер минимальной зарплаты (в 2015 году — 20 тысяч 706 гривен), облагаются по ставке 20 процентов.

Напомню, что сейчас мы вносим 20-процентный налог, если сумма дохода составляет больше десяти минимальных зарплат — 12 тысяч 180 гривен.

— Когда вступит в силу новая шкала ставок?

— С первого числа месяца, следующего за месяцем опубликования закона. По нашим прогнозам, документ может быть подписан и опубликован в июне. Значит, норма, возможно, вступит в силу с 1 июля.

Кроме того, этим же законом вносятся важнейшие изменения в механизм начисления единого социального взноса (ЕСВ).

— Какие?

— Отмечу, что у нас есть максимальная величина базы начисления единого взноса. В настоящее время она составляет 17 прожиточных минимумов на момент начисления сбора. Поскольку прожиточный минимум сейчас равен минимальной зарплате, то в 2015 году сумма ограничения — 20 тысяч 706 гривен.

— Что означает «максимальная величина базы начисления единого взноса»?

— Это сумма зарплаты, на которую начисляется единый социальный взнос.

— То есть если у меня зарплата 30 тысяч гривен, то единый социальный взнос начисляется только на 20 тысяч 706 гривен?

— Именно так. Сумма зарплаты, превышающая максимальную величину, взносом не облагается. Но и при назначении пенсии не учитывается.

Так вот, новый закон изменил формулировку: теперь сумма ограничения составляет не 17 прожиточных минимумов для работоспособных лиц на момент начисления взноса, а 17 минимальных зарплат, установленных на 1 января отчетного года.

— Но ведь минимальная зарплата сейчас равна прожиточному минимуму! Сумма же не изменится…

— Да, сегодня они равны. Но вы же не знаете, как будут развиваться события, как поменяются стандарты. Я вам скажу, что минимальная зарплата у нас не всегда соответствовала прожиточному минимуму.

К тому же очень важно, что теперь порог применения увеличенной 20-процентной ставки подоходного налога и порог применения единого социального взноса формально стали одинаковыми — 17 минимальных зарплат. Это очень выгодно предприятию.

— Почему?

— Потому что работодатель в настоящее время не заинтересован в том, чтобы платить людям зарплату от десяти до 17 минимальных зарплат.

Смотрите, заработок в размере до десяти минимальных зарплат (до 12 тысяч 180 гривен) облагается 15-процентным налогом, полуторапроцентным военным сбором и единым социальным сбором в размере 3,6 процента. Таким образом, общая сумма налогов и сборов с этих сумм составляет 20,1 процента.

Заработок в размере от десяти до 17 минимальных зарплат (от 12 тысяч 180 гривен до 20 тысяч 706 гривен) облагается уже по ставке 20 процентов. И также вносятся 1,5 процента военного сбора и 3,6 процента единого социального сбора. Таким образом, общий размер налогов и сборов составляет 25,1 процента.

А вот заработок более 17 минимальных зарплат (свыше 20 тысяч 706 гривен) единым социальным сбором не облагается. Поэтому общая сумма налогов и сборов будет 21,5 процента — из той суммы, которая превышает 20 тысяч 706 гривен.

— Понимаю. Заработок в 15 тысяч гривен облагается большей суммой налогов и сборов, чем 30-тысячный доход.

— В процентном соотношении да. Принятый закон повышает порог применения 20-процентной ставки и приводит его к общему знаменателю с порогом для единого социального взноса. То есть делает систему более универсальной.

Но самое главное, что с 1 января 2016 года закон вводит понижающий коэффициент для определения размера единого взноса — 0,4.

— Что это значит?

— Это означает, что к обычной ставке единого социального взноса (которая в настоящее время колеблется от 36,76 до 49,7 процента в зависимости от вида деятельности и профессионального риска) будет применен коэффициент 0,4, и в результате ставка единого социального взноса снизится в среднем до 16 процентов.

— С начала 2015 года разработчики как бы уменьшили ставку ЕСВ до 16 процентов. Но вот только условия применения пониженной ставки практически никому не позволили ею воспользоваться.

— Действительно, правительство дважды пыталось уменьшить ставку ЕСВ. Но использовать понижающий коэффициент можно только при определенных условиях.

В первый раз работодатель, для того чтобы иметь право применить понижающий коэффициент 0,4, должен был одновременно выполнить следующие условия:

1) общая база начисления ЕСВ за месяц, за который насчитывается зарплата, должна в 2,5 раза или более превышать общую среднемесячную базу начисления единого взноса плательщика за 2014 год;

2) средняя зарплата по предприятию увеличилась минимум на 30 процентов по сравнению со средней зарплатой за 2014 год;

3) средний платеж на одно застрахованное лицо после применения коэффициента составит не менее 700 гривен;

4) средняя зарплата по предприятию составит не менее трех минимальных зарплат.

Но уже с 13 марта условия применения понижающего коэффициента были изменены. Для использования льготы нужно было одновременно выполнить следующие условия:

1) база начисления ЕСВ в расчете на одного сотрудника в месяц повысилась по сравнению со среднемесячной базой в 2014 году на 20 и более процентов;

2) после применения коэффициента средний платеж на одного сотрудника будет не ниже среднемесячного платежа в 2014 году;

3) количество сотрудников, за которых уплачивается ЕСВ, составляет не более 200 про­центов среднемесячной численности сотрудников за 2014 год.

При этом в настоящее время коэффициент составляет не фиксированные 0,4 процента от ставки. Он рассчитывается индивидуально в каждом месяце 2015 года как соотношение среднемесячной базы за 2014 год и текущей базы начисления ЕСВ с точностью до третьего знака после запятой. Если же полученный коэффициент менее 0,4, то используется коэффициент 0,4.

— Вот об этом я и говорю: алгоритм применения понижающей ставки, во-первых, запутанный, а во-вторых, полностью лишает возможности воспользоваться им те предприятия, которые до 2014 года платили легальную зарплату. Потому что, согласно условиям, необходимо повысить зарплату (по сравнению с прошлогодней). А увеличивать ее хоть на 30, хоть на 20 процентов в нынешних экономических условиях трудно. Это могут сделать разве что те, кто решит легализовать заработки и больше не выплачивать их «в конвертах».

Поэтому я хочу спросить: понижающий коэффициент будет с 2016 года применяться опять с какими-то условиями или же без определенных условий — для всех?

— Закон не предусматривает никаких условий для использования понижающего коэффициента c 1 января 2016 года.

— Этот коэффициент действует также для предпринимателей, работающих на едином налоге, которые сегодня платят не менее 37,4 процента минимальной зарплаты?

— Понижающий коэффициент могут применять только работодатели при начислении зарплаты и других выплат своим работникам.

— Тогда такой вопрос: данный коэффициент касается всех выплат работникам? И премий? И материальной помощи? И выплат совместителям?

— Он применяется к начисленной зарплате, к вознаграждению по гражданско-правовым договорам, к помощи по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, то есть к тем суммам, на которые начисляется единый взнос, в том числе и к выплатам совместителям, кроме начислений на выплаты работающим инвалидам, поскольку для них, согласно действующему законодательству, уже существует льготная ставка единого взноса — 8,41 процента.

Фото в заголовке Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»

8853

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров