Итоги ОМКФ-2015: два по два «Золотых Дюка», протест Путину, акция от Аронофски и курс на Китай
В ночь на 19 июля в Одессе длились празднества по случаю завершения 6-го международного кинофестиваля. По этому случаю у месторасположения основного действа — фестивального центра (театра Музкомедии) — даже перекрыли движение общественного транспорта.
Началось мероприятие традиционно — с дефиле участников и гостей по красной дорожке, у здания академического театра Музыкальной комедии имени Михаила Водяного. Здесь можно было увидеть вполне узнаваемых личностей: обладателя премии «Оскар» Даррена Аронофски, писателя -юмориста Михаила Жванецкого, многолетнего организатора и директора Венецианского и Римского кинофестивалей Марко Мюллера… Помимо них — деятелей украинского кинематографа, а также депутатов различных уровней, местных чиновников и бизнесменов. Нашлось место и для вынужденных переселенцев (инвалидов-колясочников) из зоны АТО.
Церемония закрытия шестого Одесского кинофестиваля открылась выступлением украинской электронной группы ONUKA. Ее уже успели назвать «самым ярким артистом» новой украинской музыкальной сцены. Это — совместный проект Евгения Филатова (The Maneken) и Наты Жижченко (экс-Tomato Jaws), сочетающий электронное звучание с традиционными украинскими инструментами — трембитами, валторнами, бандурами и сопилкой.
Затем началась раздача «слонов». В данном конкретном случае — «Золотых Дюков» и менее значимых, но все же солидных знаков отличия. Как отметили представители компетентного жюри, при определении имен победителей и лауреатов им пришлось попотеть. В прямом (при жаре 35-градусной жаре!) и переносном смысле. Целых шесть часов длилась их закрытая профессиональная дискуссия, результаты которой огласили вечером.
Так, на «Лучший украинский полнометражный фильм» номинировалось 6 кинолент: «Плен» Анатолия Матешко, «Вагрич и Черный квадрат» Андрея Загданского, «Песнь Песней» Евы Нейман, «Диббук. История странствующих душ» Кшиштофа Копчински, «Жива Ватра» Остапа Костюка, «Полет золотой мушки» Ивана Кравчишина.
Победителем в национальной конкурсной программе признана лента Евы Нейман «Песнь Песней». Фильм основан на произведениях еврейского писателя Шолом-Алейхема. Действо происходит в 1905 году и повествует о мальчике Шимеке и девочке Бузе, живущих в одном дворе. Что на самом деле Бузя для него значит, Шимек начинает понимать только годы спустя, далеко от дома, когда он получает новость о том, что Бузя выходит замуж…
Статуэтку «Золотой Дюк» и денежный приз в размере 50 тысяч гривен молодому режиссеру и сценаристу фильма вручил член жюри Национального конкурса, ирландец Ричард Кук.
— Мне и всей нашей съемочной группе фильма важно признание именно в этом городе, — сказала уроженка Запорожья Ева Нейман. — Мне очень нравится памятник Дюка в Одессе, и я еще даже не успела подумать, что теперь он будет стоять у меня дома.
Ева Нейман (слева)
Произнося эти слова она еще не знала, но, возможно, догадывалась, что отныне «у нее дома» будут сразу два таких «Дюка». Помимо национального, вышеназванный фильм отметило жюри Международной конкурсной программы, назвав «Песнь песней» лучшим фильмом международного конкурса и удостоило его создателей еще одного «Золотого Дюка» и денежного приза — 4 тысячи евро.
Специальный диплом жюри Национального конкурса достался Остап Костюку, автору документальной ленты «Жива Ватра».
Перед вручением награды лучшему украинскому полнометражному фильму, жюри национальной конкурсной программы призвало поддержать украинского режиссера Олега Сенцова, которого более года незаконно удерживают под арестом в России по сфабрикованному обвинению в подготовке терактов в Крыму. Член жюри международного конкурса Дариуш Яблонски от имени Европейской киноакадемии и международного киносообщества обратился со сцены к Владимиру Путину с призывом освободить Олега Сенцова незамедлительно.
«Хочу обратится к Владимиру Путину: «Что происходит…», — акцентировал Яблонски.
Его также поддержал российский режиссер, член жюри национальной конкурсной программы Алесей Федорченко.
Культовый американский режиссер, продюсер и сценарист создатель «Реквиема по мечте» и «Черного лебедя», «Ноя» и многих других известных кинолент, Даррен Аронофски отмечен призом ОМКФ «За вклад в киноискусство». Его вручил заокеанскому гостю режиссер Мирослав Слабошпицкий — автор самого титулованного украинского фильма «Племя». Сорокапятилетний Даррен акцентировал, что «никак не ожидал получить приз», а также на том, что двойная награда — получать ее из рук режиссера, которого очень уважает.
Даррен Аронофски
— Очень странно получать приз за вклад в киноискусство, когда еще так молод, — сказал Аронофски. — Теперь же, когда я удостоен приза «За вклад в кинематограф», могу уйти на пенсию, переехать в Одессу, купить дом на пляже и устраивать вечеринки следующие 40 лет… У вас прекрасная страна и город, я счастлив, что у меня есть одесские корни!
Пока же Аронофски устроил «представление», по сути, на пустом месте. Буквально в канун церемонии закрытия ОМКФ он организовал в Одессе протестную акцию. Подчеркнув, правда, что это его личная акция протеста, направленная против нефтяной компании «Shell».
— Как известно, власти США выдали этой организации разрешение на глубоководное бурение в морях Арктики, а это означает, что десятки тысяч животных могут погибнуть. По всему миру проходят акции протеста, — отметил оскаровский лауреат. — Я понимаю, это не ваше дело, у вас тут вообще война, но изменение климата — это тоже большая проблема.
С этим он предложил всем желающим присоединиться к нему — сесть на каяки, прокат которых имеется на одном из одесских пляжей, поднять большой баннер с соответствующими протестными лозунгами и выйти в море.
— Подобные акции проходят по всему миру, мы выйдем в Черное море на каяках в знак протеста, — сказал Аронофски. — Мы это назовем «каяктивизм», присоединяйтесь к нам!
Призыв киномэтра был услышан и поддержан горожанами. Отметим также, что этим же вечером на Ланжероновском спуске, в бесплатном кинотеатре «под открытым небом» все желающие смогли увидеть его фильм, давно получивший статус культового — «Реквием по мечте».
Показ фильма «Реквием по мечте» на Ланжероновском спуске в бесплатном кинотеатре «под открытым небом»
Однако вернемся к самому фестивалю. Гран-при ОМКФ и денежное вознаграждение в размере 6 тысяч евро, присуждаемые исключительно по результатам зрительского голосования, удостоен турецкий фильм «Мустанг» режиссера Дениз Гамзе Эргювен.
Режиссер фильма «Мустанг», обладатель гран-при Дениз Гамзе Эргювен (справа) с исполнительницей главной роли в этом же фильме
— Мустанг — это фильм о том, как быть женщиной в Турции, на эту тему сейчас ведется много дискуссий, — сказала режиссер, поднявшись на сцену для получения приза. — Я рада, что в этой картине не побоялась сыграть молодая отважная девушка, которая сейчас стоит со мной на этой сцене. Для нее это только начало.
Названный режиссер также стала победителем в номинации «Лучшая режиссура» («Золотой Дюк», плюс приз 2 тысячи евро).
За «Лучшую актерскую работу» призом в тысячу евро отмечена исполнительница главной роли в израильском фильме «Человек в стене» Тамар Алкан.
Жюри также сделало два особых упоминания: Алексею Федорченко, режиссеру «Ангелов революции» за «прекрасное воплощение русского авангарда» и Сиро Герра, режиссеру фильма «Обьятия змеи» «за невероятную смесь путешествия амазонскими джунглями и поиска ответов на вечные вопросы».
Как отметили организаторы, третье место получил фильм «Объятья змеи», второе — «Зенит». По их словам, на ОМКФ доминировал женский тренд: 30 процентов представленных картин имеют женское авторство. При этом, не только среди заявок, но и в числе победителей кинофестиваля — две женщины-режиссеры получили по две награды.
Тем не менее, лучшей короткометражной лентой национальной конкурсной программы признана «Мужская работа» режиссера Марины Степанской. Ей вручили статуэтку «Золотой Дюк» и сертификат на 25 тысяч гривен. Фильм рассказывает о юристе, работающем на фирму, которая занимается скупкой земель, иногда на грани закона.
Приз за лучшую актерскую работу и 25 тысяч гривен получил актерский дуэт фильма Екатерины Горностай «Поодаль» — Виктория Миронюк и Андрей Палатный.
Специальным дипломом жюри национальной конкурсной программы отметило дебютную документальную работу Михаила Москаленко — фильм «Стена».
Также экспертное жюри определило лучший проект продюсерского питчинга в рамках секции Film Industry Office — дебютный полный метр режиссера Максима Ксенды «Танк». Победителей наградили призом в размере 50 тысяч гривен.
Лучшими фильмами национальной конкурсной программы по версии жюри Международной федерации кинопрессы (FIPRESCI) стали полнометражная документальная лента Кшиштофа Копчински «Диббук. История странствующих душ» и короткометражный фильм «Сын» Филиппа Сотниченко.
Церемония закрытия
Официальный авиперевозчик кинофестиваля авиакомпания «Международные авиалинии Украины» выбрал лучший проект, представленный в рамках Work in Progress — «Бранцы» режиссера Владимира Тихого. Приз в данной номинации — сертификат на 3 тысячи долларов для авиаперелетов.
Одной из «фишек» церемонии закрытия фестиваля стал заявленный проект сотрудничества с Пекинским международным кинофестивалем. Такое предложение внес всемирно известный кинодеятель, советник Пекинского международного кинофестиваля Марко Мюллер. Он отметил, что давно искал место, где могут соединиться Восток и Запад. «Лучшего места, чем Одесса не представляю. Я готов участвовать в проекте», — отметил Мюллер.
По его словам, во время пребывания на ОМКФ в качестве почетного гостя у него возникла идея культурного обмена кинопродукцией между Одесским и Пекинским фестивалями.
Как отметила президент ОМКФ Виктория Тигипко, у данного проекта — хорошая перспектива, учитывая, что Китай известен большим рынком сбыта, в том числе, интеллектуальной продукции.
«Немаловажно, что сегодня имеется прямое авиасообщение Украины с Китаем. Это — залог, в том числе, значительного роста взаимного туристического обмена», — сказала Тигипко. Она акцентировала, что в Украину могут приезжать не только на учебу или работу, а и кинотуристы. Она добавила, что в данном направлении имеется предварительная договоренность с руководством Одессы и Одесской области.
«Одесса — как магнит, этот город не отпускает. Мы убедились в этом на примере наших гостей — Майкла Наймана, Тьерри Фремо и Даррена Аронофски, которые все как один с трудом нашли в себе силы попрощаться с Одессой», — сказала Тигипко.
Организаторы отметили, что зрительская аудитория нынешнего кинофеста превысила 120 тысяч зрителей, что на 15 тысяч больше, чем в 2014 году.
Церемония закрытия
Фильмом-закрытием ОМКФ стала японская картина «Ан» Наоми Кавасэ. В 28 лет Кавасэ получила «Золотую камеру» Каннского кинофестиваля за свой полнометражный дебют «Сузаку», став самой молодой в мире обладательницей этой награды. Через 10 лет ее фильм «Траурный лес» победил в Каннах, получив Гран-при.
Картина «Ан» открывала конкурсную программу «Особый взгляд» Каннского МКФ, снятая по мотивам романа Тетсуи Акикава. Тонкая и сентиментальная лента рассказывает о 70-летнем Токуе, который устроился на работу в магазинчик традиционных японских сладостей благодаря своему странному рецепту начинки для пирожного дораяки… Представить ленту на церемонию закрытия в Одессу приехали исполнительница главной роли, японское национальное достояние Кирин Кики и сценарист Дуриан Сукегава.
— Меня долго отговаривали ехать в Украину, в частности, в Одессу, — сказала Кирин Кики. — Однако я утверждала, что здесь (в Одессе) не более опасно, чем в Японии, где-то и дело, происходят землетрясения и извержение вулканов…
По сведениям организаторов, на кинофесте демонстрировали 100 кинолент, проведено 17 мастер-классов.
Как сообщали «ФАКТЫ», шестой Одесский международный кинофестиваль проходил 10−18 июля. Уже известно, что 7-й Одесский международный кинофестиваль состоится 15 — 23 июля 2016 года.
2793Читайте нас в Facebook