«Наш аппарат услышит даже звук упавшей в 100 метрах от блокпоста спички» (фото)
— Я лично испытывал на передовой, возле Счастья и Горловки, наш аппарат «Трембита М»: продвигался с бойцами на передний край и с помощью прибора прослушивал местность на километры вокруг, — рассказывает доцент Национального авиационного университета Украины Алексей Олефир. — В одной из таких вылазок под Горловкой прибор уловил гул грузовика «Газель», который двигался в лесопосадке в двух километрах от нас. Без прибора мы не слышали машину — слишком большое расстояние. Вскоре с помощью «Трембиты» я определил, что с «Газели» снимают тент. Спрашиваю у ребят: что бы это могло значить? «Кочующий миномет сепаров», — объяснил мне один из бойцов. Неожиданно нанести удар по украинским позициям минометный расчет врага не смог — наши его уничтожили.
«Солдат присоединяет к аппарату наушники и контролирует местность в радиусе нескольких километров»
— Для контроля подступов к блокпостам и передовым позициям, для разведки местности «Трембита» очень нужный прибор, особенно ночью и при тумане, — говорит Алексей Олефир. — О чувствительности прибора говорит, например, такой факт. Украинский боец, работавший с нашим аппаратом, рассказал, как услышал шорох шин примерно в двух с половиной километрах от него. Оказалось, дорога шла вниз, поэтому сепаратисты выключили мотор своей машины — и она просто катилась с горки…
Испытания показали, что аппарат со ста метров улавливает звук падения спички на землю или траву. Солдат присоединяет к прибору наушники и контролирует местность в радиусе нескольких километров. Еще можно подключить «Трембиту» с помощью кабеля к ноутбуку. Тогда специальная программа определяет, из-за чего, где именно и на каком расстоянии от вас возник тот или иной звук. Скажем, к украинским позициям через лес подбирается разведывательно-диверсионная группа противника. Стоит кому-либо из ее членов, находящихся в километре от вас, передернуть затвор автомата, как система четко это определит. На открытой местности она услышит, как клацнул затвор, с еще большего расстояния.
Следует сказать, что изначально «Трембита» создавалась как часть системы антитеррористической защиты аэропортов. А теперь она нашла применение на фронте. В комплекс входит специальная платформа-турель, на которой установлен автомат Калашникова. При подключении к ноутбуку задается режим, при котором система дает команду открыть огонь, если противник приближается к позициям. И даже если заградительный огонь не поразит врага, то, по крайней мере, заставит его залечь. А наши солдаты, находящиеся в окопах и блиндажах, получат возможность вовремя отреагировать на угрозу и занять огневые позиции.
Важно, что этот аппарат стоит не дороже детской машинки с моторчиком — 560 гривен, плюс стоимость наушников и батареек. Тогда как цена тепловизоров и приборов ночного видения, которые используются в подобных целях, исчисляется тысячами долларов. Я говорю бойцам на передовой: «Если возникает угроза вашей жизни и для спасения нужно избавиться от лишних вещей, без сожаления выбросьте этот прибор — он стоит копейки. В любом случае, жизнь дороже».
«Трембита» небольшая по размерам (примерно такая, как мегафон. — Авт.), весит около полутора килограммов. Для ее переноски предусмотрен ремень, а штыри позволяют надежно закрепить аппарат на земле.
— Уже налажен выпуск этого аппарата?
— Своими силами мы изготовили большое количество приборов и бесплатно передали их на фронт. Однако все заявки военных удовлетворить пока не удается. И хотя нам помогают фирмы «Текосстроймонтаж», «Рошен» и «Черкассыкабельмедтехника», значительную часть расходов все же оплачиваем из своего кармана: получаем зарплату и идем на радиорынок за нужными микросхемами и деталями.
Правда, на одном предприятии наш заказ выполнили абсолютно бесплатно. Поначалу, когда увидел расценки этой фирмы на отливку нужных нам пластиковых деталей, приуныл — такие расходы не потянем. Когда же рассказал рабочим, что наши системы помогают бойцам в зоне АТО, они откликнулись и бесплатно отлили их после смены. Причем именно рядовые работники предприятия убедили руководство принять заказ, заявив: дескать, если не дадите нам «добро», объявим забастовку. Возражений не последовало.
— Как удалось создать такой недорогой и нужный аппарат?
— В нем использованы новые композитные материалы, созданные в лаборатории ударной прочности на кафедре механики, которой руководит профессор Вячеслав Астанин. Эти материалы разработаны для систем безопасности в авиации (например, сверхпрочных дверей кабины пилотов), и некоторые из них обладают уникальными акустическими свойствами. Достаточно сказать, что из таких композитов можно сделать скрипку, которая по своим возможностям будет подобна инструментам выдающегося Страдивари. Скрипкой, возможно, займемся после войны, а сейчас применили материалы для создании систем «Трембита М» и «АнтиЛЛА». Последняя предназначена для выявления и уничтожения беспилотников, в том числе с почти бесшумными электрическими двигателями.
«Для уничтожения беспилотников мы создали самолет-камикадзе»
— Система противодействия беспилотникам «АнтиЛЛА» оснащена акустическими тарелками, которые сканируют небо, по звуку находят цель и передают информацию на ноутбук, — продолжает Алексей Олефир. — Если беспилотник противника обнаружен на дальности до километра, для его уничтожения используется автоматическая турель с пулеметом Калашникова. Оружие наводит компьютер. Точность наведения настолько велика, что так не выстрелит даже опытный снайпер.
*На плече у Алексея Олефира аппарат «Трембита», слева от него — акустическая тарелка и вращающаяся платформа с автоматом Калашникова, которые являются частью системы «АнтиЛЛА», предназначенной для уничтожения беспилотников врага. Студентка Марина Циркун участвовала в разработке самолета-камикадзе, который входит в эту систему (фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»)
Если вражеский летательный аппарат находится на удалении свыше километра, предусмотрено его уничтожение самолетом-камикадзе с дистанционным управлением, оснащенным гранатой РПГ 5. При подлете к цели на 25 метров с земли дается команда на подрыв гранаты, таким образом уничтожается беспилотник противника. Систему старта для камикадзе разработала наша студентка Марина Циркун.
— Я занялась этой темой еще до войны, — рассказывает Марина. — Тогда самолет-камикадзе задумывался как средство отражения террористических атак на аэропорты. Моя система старта проста и надежна: устанавливаешь самолет на специальное приспособление, расположенное на крыше автомобиля, разгоняешься до 30 километров в час, и беспилотник-камикадзе взлетает. Пульт управления находится в салоне машины.
— Пока мы изготовили лишь несколько экземпляров «АнтиЛЛы», — продолжает Алексей Олефир. — Для налаживания серийного производства нужно подключить предприятия, госструктуры. Это же касается испытаний: на свой страх и риск я пoехал на фронт проверять возможности «Трембиты». Хорошо, что все закончилось благополучно. А если бы меня ранило или убило? Не думаю, что в этом случае мне или моей семье можно было бы рассчитывать на поддержку государства.
В нашей лаборатории создана еще и модель каски для военных. Распространено мнение, что самые лучшие армейские шлемы сделаны из кевлара. Мы досконально изучили свойства этого материала и пришли к выводу, что все же советская стальная каска лучше. Правда, мы немного ее усовершенствовали — установили внутри оригинальный композитный вкладыш. Но, опять же, наладить их массовый выпуск нам не под силу.
31467Читайте нас в Facebook