Николай Зноба: "Мой дед создал самый большой в мире памятник Тарасу Шевченко"
— Мой дед Иван Зноба говорил на чистом украинском языке, писал стихи, еще в детстве выучил наизусть весь «Кобзарь», — рассказывает известный украинский скульптор Николай Зноба. — Не удивительно, что, когда он занялся скульптурой, шевченковская тематика стала в его творчестве любимой. Одна из лучших и известных работ деда — самый большой в в мире (высота вместе с постаментом 20 метров. — Авт.) памятник Тарасу Шевченко, открытый в 1959 году в Днепропетровске.
Учиться на скульптора мой дед решил, когда ему уже было за тридцать. До этого он шил обувь, столярничал и занимался фотографией в селе Софиевка на Днепропетровщине. К тому времени Иван был женат, имел двух детей — дочь Тамару (она стала пианисткой) и сына Валентина (отец Николая. — Авт.). Жили бедно, нередко впроголодь, ведь началась массовая коллективизация, затем был Голодомор 1932—1933 годов… Семья деда считала удачей, если удавалось достать на маслобойне жмых от семечек подсолнечника.
*Для Ивана Знобы (справа) шевченковская тема была одной из любимых. На снимке — с сыном Валентином
Жизнь Ивана Знобы круто изменилась после того как однажды в Софиевку на каникулы приехал студент Днепропетровского художественного института. Увидев фотоработы Ивана, он настоятельно рекомендовал получить специальное образование. Дед вдохновился этой идеей, поехал в Днепропетровск поступать в местное художественное училище, сдал экзамены, стал студентом. Руководство отметило одну из его работ и дало рекомендацию на учебу в Москве, Ленинграде или Киеве.
Дед выбрал Киевский художественный институт. На одном курсе с ним учились Татьяна Яблонская и Евгений Волобуев, ставшие впоследствии выдающимися художниками. Через некоторое время после переезда в Киев Ивану Знобе выделили комнату в общежитии на Лукьяновке — на улице Дикой (ныне Студенческая). По сути, это был барак с фанерными перегородками между комнатами. Дед перевез туда семью, но это не мешало принимать в своем скромном жилье гостей — творческую молодежь. За чаем они говорили об искусстве, читали стихи, демонстрировали свои работы…
В тот период дед сделал одну из первых вещей своей шевченкианы — настольный бюст Кобзаря. Сейчас он хранится в музее-мастерской династии Знобы-Голимбиевских. После окончания института Иван решил вернуться в Днепропетровск, там он организовал областное отделение Союза художников Украинской ССР.
— Как Иван Зноба, его жена и дети пережили войну?
— В армию он не попал, реальной возможности эвакуироваться не было, и семья оказалась в оккупации в Софиевке. Иван с сыном Валентином, моим отцом, были связаны с подпольем, распространяли листовки. Папа рассказывал, что в качестве тайников они использовали тыквы — вынимали мякоть и клали внутрь листовки. Однажды гитлеровцы едва их не разоблачили: оккупантам понадобилось освободить место возле сарая, и они сами стали переносить тыквы подпольщиков в сторону. Папа вспоминал, что нервы у него были напряжены до предела, ведь малейшая случайность могла привести к провалу, а это грозило расстрелом. К счастью, все закончилось благополучно. Отцу во время войны еще раз невероятно повезло, когда он прошел по минному полю и каким-то чудом остался невредим. Лишь когда опасность была позади, отец узнал, что участок заминирован.
Мой дед немного знал немецкий. Случайно он услышал, как немецкие офицеры обсуждают предстоящую операцию по уничтожению партизан. Он незаметно выбрался из Софиевки и успел передать партизанам тревожную весть. Несмотря на все это, над Иваном Знобой всю оставшуюся жизнь висела как дамоклов меч запись в анкете: «Находился на оккупированной территории». Думаю, именно по этой причине он, создавший ряд великолепных монументальных работ, так и не был удостоен звания заслуженного, а тем более народного художника.
— Осенью 2007 года в поселке Шевченко, расположенном рядом с Днепропетровском, произошла крайне неприятная история — коммунальные службы снесли памятник Кобзарю, который ваш дед создал сразу после войны. ЧП вызвало широчайший резонанс, власти решили восстановить памятник. Это удалось сделать?
— Дело затянулось, но, думаю, уже в ближайшем будущем возрожденный памятник займет прежнее место. Его снесли, видимо, для того, чтобы построить особняк — уж очень привлекательно место на берегу впадающей в Днепр речки Самары. Если кому-то так припекло захватить участок, можно было бы аккуратно демонтировать скульптуру, перенести ее на другую площадку. Но с памятником обошлись варварски: разрушили, голова с отбитым носом валялась в канаве. Один неравнодушный человек снял на видео, как рабочие ломают памятник и как люди пытаются их остановить. Все это потом демонстрировалось по телевидению, многие газеты, в том числе «ФАКТЫ», подробно рассказали о происшествии. Началось разбирательство.
Днепропетровский областной совет принял решение восстановить памятник. Объявили творческий конкурс. В нем участвовали многие скульпторы, но первое место получил вариант, который предложил я. В музее-мастерской Знобы-Голимбиевских сохранилась метровая фигура, по которой мастера изготовили памятник авторства деда. Так что свой вариант я создавал, ориентируясь на оригинал, созданный Иваном Знобой. К сожалению, экономический кризис, начавшийся во второй половине 2008 года, помешал восстановить памятник. Но теперь власти Днепропетровщины вернулись к этому вопросу. Я уже изготовил фигуру из гипса в натуральную величину. Осталось отлить памятник из современного долговечного материала полимеробетона, доставить его в Днепропетровск (для транспортировки будет сделан специальный ящик) и установить.
Разрушенный памятник был бетонным. Этот недорогой материал выбрали в конце 1940 годов потому, что страна жила тогда впроголодь. Фигуру Кобзаря установили на краю холма в парке на Монастырском острове. Через десять лет мой дед создал для этого парка другой памятник Тарасу Шевченко, он и по сей день остается самым большим в мире. Его сделали из чугуна — материала, который редко используется для изготовления скульптур. Когда чугунный памятник был готов, бетонный перенесли на берег речки Самары в поселке Шевченко, что на окраине Днепропетровска. Он простоял там почти полвека, пока кому-то не вздумалось его разрушить.
*В 1950-е годы в Днепропетровске для сборки самого большого в мире памятника Тарасу Шевченко построили специальный ангар (фото из архива музея-мастерской Знобы-Голимбиевских)
Напомню, кстати, что чугунный памятник Шевченко на Монастырском острове в 2011—2013 годах капитально отреставрировали: гигантскую фигуру разобрали, в заводских условиях привели в порядок и затем смонтировали на прежнем месте.
Через некоторое время после создания этого памятника дед с семьей переехал в Киев. Мой отец тогда уже закончил Киевский художественный институт. Многие работы дед и отец делали совместно. Например, памятник советским воинам на границе со Словакией «Украина — освободителям». В 1958 году скульптура отца «Бокораш» была удостоена золотой медали на выставке в Брюсселе. Дед помогал отцу работать над этой композицией. Они вместе сделали фигуру философа Григория Сковороды, кобзаря Остапа Вересая.
Когда деду было за 80, они с отцом создали монумент Шевченко в Хмельницком.
Бюст Кобзаря, который они вылепили в 1960-е годы, в 2005 году был отлит в бронзе и установлен в Афинах, возле здания украинского посольства. А мы с отцом являемся авторами бронзового памятника Кобзарю в Праге. Его поставили на площади Кинских неподалеку от знаменитого Карлова моста. Заказчиком выступила украинская община столицы Чехии. Шевченко изображен молодым, в европейском костюме. На открытие памятника в 2009 году приезжал президент Украины Виктор Ющенко с женой Екатериной.
— В советские годы ваши отец и дед вместе с коллегой Василием Бородаем создали грандиозный монумент Октябрьской революции, который стоял в Киеве на майдане Незалежности. Кто-либо из зарубежных коллекционеров пытался купить эту работу, когда ее разобрали в 1991 году?
— Метрополитен-музей в Нью-Йорке предлагал властям Киева продать мемориал за несколько миллионов долларов. Монумент хотели перевезти в США как произведение искусств времен социализма. К сожалению, американцам ответили отказом. Разобранные на части фигуры Ленина и представителей восставшего народа просто бросили на задворках нескольких предприятий Киева. Насколько я знаю, часть фрагментов уже разрушены. Так что, если найдется желающий выкупить эту работу, восстановить ее будет непросто.
Этот мемориал планировалось открыть в 1967 году — к 50-й годовщине большевистской революции, однако дело затянулось, с задачей справились только в 1977-м. Изначально планировалось, что по размерам Ленин будет таким же, как фигуры представителей народа, но в результате обсуждений на Политбюро и на художественных советах решили сделать вождя намного выше остальных. Его изготовили из красного гранита. Если бы выбрали, скажем, бронзу, она бы вскоре потемнела, покрылась патиной. Тогда Ленин выглядел бы огромным темным пятном. Еще одним существенным изменением стало то, что добавили женский персонаж. По одной из версий, это было сделано по инициативе лидера советской Украины Петра Шелеста — мол, женщины ведь тоже участвовали в революции.
*Монумент Октябрьской революции стоял в Киеве на нынешнем майдане Незалежности
Чтобы убедиться, что монумент будет гармонично выглядеть на центральной площади Киева, его изготовили в натуральную величину из фанеры. Некоторое время он стоял на постаменте именно в таком виде, и только затем фигуры изготовили из гранита и бронзы.
Когда в 1991 году композицию демонтировали, было предложение взорвать гранитного Ленина. Слава богу, от этой идеи отказались, ведь от взрыва могли пострадать соседние здания. Но и разбирать огромную фигуру строители не решались. Тогда мой отец взял инициативу в свои руки: пока прорабы и инженеры совещались, он дал команду рабочим, и те с помощью крана благополучно справились с задачей.
— Сейчас на Майдане стоит ваша с отцом работа «Казак Мамай». Как она создавалась?
— Отец вылепил казака, причем позировали ему поочередно несколько друзей. А конем занимался я. Моделью служил белый скакун по кличке Барсик из каскадерской группы «Скиф». Он несколько дней жил у нас в мастерской, помнится, мы подкармливали его морковью, сухарями, яблоками.
Отец участвовал в конкурсе на лучший проект монумента Независимости и был одним из претендентов на победу. По его задумке, длинные волосы девушки, символизирующей нашу страну, развевались на ветру, образовав карту Украины.
1865Читайте нас в Facebook