Когда Антонова хотели еще раз удостоить звания Героя Соцтруда, авиаконструктор попросил наградить своего заместителя
— Олегу Антонову было четыре года, когда он услышал рассказ дяди о том, что французский пилот Луи Блерио перелетел через пролив Ла-Манш на самолете, который построил сам, — говорит заведующая музеем Государственного предприятия «Антонов» Любовь Ивасенко. — Тогда, в начале ХХ века, преодоление по воздуху пролива, отделяющего Францию от Англии, было выдающимся событием. Антонов вспоминал, что оно произвело на него сильное впечатление, и он решил стать летчиком.
*Любовь Ивасенко (фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»)
После окончания школы в российском Саратове Олег попытался поступить в летное училище, однако туда принимали только командиров Красной армии. Тогда вместе с друзьями по кружку любителей авиации Антонов занялся строительством планера «Голубь» собственной конструкции. В качестве вала управления ребята использовали дюймовую водопроводную трубу, для обшивки — картон и бязь…
Летом 1924 года Олег с другом Женей Броварским отправился с «Голубем» в Крым в Коктебель на соревнования — Всесоюзные планерные испытания. Две недели ребята везли летательный аппарат на открытой железнодорожной платформе. Выгрузились в Феодосии, в Коктебель доставляли «Голубь» на запряженной волами подводе-мажаре. Олег Константинович вспоминал, что планер (им управлял пилот Зернов) лишь на короткое время отрывался от земли, тем не менее организаторы соревнований наградили Антонова грамотой за оригинальность конструкции.
— Антонов летал на своих планерах. Родители не пытались запретить ему подниматься в воздух?
— К тому времени уже не было в живых его мамы Анны Ефимовны. Когда началась Первая мировая война, она как истинная дворянка пошла работать санитаркой в госпиталь. Получилось так, что в рану на руке попала инфекция, и началось заражение крови. Молодая красивая женщина, мать двоих детей (у Олега была старшая сестра Ирина), умерла в 35 лет. Отец старался, где мог, заработать на содержание семьи (времена тогда были голодные). Заботы о воспитании детей взяла на себя его сестра Александра, переехавшая жить к Антоновым.
*На этой детской фотографии Олег Антонов и его старшая сестра Ирина запечатлены со своей мамой Анной
Насколько нам известно, родные не отговаривали Олега от полетов. Он садился за штурвал и в зрелом возрасте, будучи генеральным конструктором: участвовал в испытаниях своих самолетов (например, легендарного «Антея») в качестве второго пилота. Антонов считал, что конструктор должен иметь собственное представление о том, как его детище ведет себя в воздухе. Правда, на такие полеты приходилось получать разрешение в Министерстве авиационной промышленности СССР, ведь Олег Константинович входил в число особо важных для страны людей.
— Дворянское происхождение не помешало Антонову при поступлении в вуз?
— В годы его молодости социальное происхождение, действительно, могло стать преградой, поэтому Олег предпочел не сообщать приемной комиссии, что он из дворян. Вначале Антонов учился на инженера-путейца в Саратовском университете. Когда это учебное заведение закрыли, успешно сдал экзамены в Ленинградский политехнический институт на отделение гидроавиации кораблестроительного факультета.
В студенческие годы Олег продолжал создавать планеры. Возил их на слеты планеристов в Коктебель. Познакомился там с Сергеем Ильюшиным, Александром Яковлевым и Сергеем Королевым. Ильюшин и Яковлев в будущем стали известными авиаконструкторами, а Королев создал первую в мире космическую ракету, на которой Юрий Гагарин облетел вокруг Земли. Олег Константинович оставил воспоминания о первой встрече с Королевым: тот возился возле своего планера, увидел Антонова с пассатижами в руках и спросил: «Что это у вас? Плоскогубцы? Киньте мне их в голову! Они мне нужны!» С этого и началось знакомство. Они много общались, когда их творческие коллективы размещались по соседству в подвале одного из московских домов на Садовом кольце. Это было в начале 1930-х: через несколько лет после окончания института Антонова назначили на должность главного конструктора планерного завода в городе Тушино. На тот момент это предприятие достраивалось, поэтому КБ Антонова временно расквартировали в Москве в подвальном помещении. Рядом работала королевская Группа изучения реактивного движения — ГИРД (входившие в нее специалисты в шутку расшифровывали эту аббревиатуру как «Группа инженеров, работающих даром», ведь на первых порах они трудились на голом энтузиазме без государственного финансирования. — Авт.).
— Где Антонов познакомился со своей будущей женой?
— На заводе в Тушино. Его избранница Лидия Кочеткова тоже проектировала свои планеры и летала на них, как и Олег, играла в теннис. Кроме этого вида спорта, Антонов увлекался боксом, плаванием и лыжами. Находил время для занятий живописью. Он говорил, что если бы не довелось стать авиаконструктором, то был бы художником.
В 1936 году Лидия родила сына Ролана. Кстати, в именах детей Олега Константиновича и названиях его самолетов есть сочетание букв «ан». Дочь он назвал Анной, младшего сына — Андреем. Самолеты — «Антей», «Руслан». Впрочем, есть и исключения: младшая дочь получила имя Лена, а пассажирский лайнер Ан-10 — название «Украина».
Семейная жизнь с Лидией длилась недолго: молодые люди решили развестись. У них сохранились дружеские отношения. Олег Константинович регулярно виделся с сыном.
За годы работы в Тушино Антонов создал более 20 моделей планеров. На одном из них — «Рот фронт» — планеристка Ольга Клепикова установила в 1939 году мировой рекорд дальности полета: без единой посадки преодолела 749 километров! На аэродроме думали, что она приземлилась где-то за рекой и не имеет возможности дать о себе знать. Оказалось, планеристка улетела на колоссальное для планеров расстояние. Рекорд Клепиковой в мужском зачете продержался 12 лет, а в женском — 38!
— Когда Антонов женился во второй раз?
— В конце 1930-х. Свою вторую жену красавицу Елизавету Шахатуни он встретил опять же на заводе в Тушино.
Дочь Антонова и Шахатуни Анна Антонова рассказала в интервью «ФАКТАМ», что вскоре после знакомства ее родителям пришлось на некоторое время расстаться:
— Это было в самый разгар сталинских репрессий. Многих сотрудников завода арестовали, стало ясно, что нужно побыстрее оттуда уходить. Мама поехала работать на авиазавод в Горький — в констукторское бюро Семена Лавочкина. Отец перешел на работу в КБ своего старого знакомого по планерным соревнованиям, авиаконструктора Александра Яковлева, который в то время был советником Сталина по авиационной промышленности. Яковлев ценил и уважал отца, предложил ему должность своего заместителя и тем самым спас его.
Совместная жизнь моих родителей началась в Каунасе. Мама приехала туда буквально за несколько дней до нападения фашистской Германии. Они с отцом сидели в каком-то ресторанчике, когда за ними на пожарной машине примчался один из сотрудников с сообщением: началась война. Мама настояла, чтобы они не заезжали домой за вещами, хотя там были первые наброски отца по прототипу самолета Ан-2, рукопись книги…
Родители спешно выбирались из города на пожарной машине и видели, как местные жители выставляли на улицу вещи жильцов, приехавших из СССР, которых по понятным причинам (ведь Советский Союз оккупировал Литву) не жаловали. Мама рассказывала, что их поселили в квартире, владельцы которой бежали от советской оккупации. На стенах остались следы от фотографий, и это тяготило: было ощущение, что родители невольно выжили незнакомых людей.
— Олег Антонов — единственный авиаконструктор, награжденный орденом Отечественной войны І степени и медалью «Партизану Отечественной войны», — говорит Любовь Ивасенко. — Дело в том, что он вместе с женой Елизаветой Шахатуни создал большегрузные планеры, на которых можно было перевозить тысячу килограммов груза. Эти летательные аппараты использовались для снабжения партизан всем необходимым в тылу противника.
— Как Антонов создавал свое конструкторское бюро по проектированию самолетов?
— Олег Константинович организовал его в Новосибирске вскоре после окончания войны. Антонов тогда испытывал острейшую нехватку квалифицированных кадров, и это заставило его пойти на неординарный шаг — он набрал коллектив из числа выпускников Новосибирского авиационного техникума, которым было по 18−19 лет. Ребята уже подготовили дипломные работы, когда пришел Антонов с предложением: вместе спроектируем самолет, это и станет вашей новой дипломной работой.
Олег Константинович вложил очень много труда в свой молодежный коллектив. Вместе они создали легендарный Ан-2. Его первый взлет состоялся в 1947 году. Эта машина до сих пор в строю, в Китае ее выпускают и в наши дни.
— Каким образом Олег Константинович оказался в Новосибирске?
— Он вернулся в конструкторское бюро Яковлева. В 1945-м тот предложил Антонову возглавить в Новосибирске филиал своего ОКБ при серийном заводе, где выпускали «Яки».
При этом Антонов не оставлял мечту создать многоцелевой самолет для использования в народном хозяйстве. Он поделился этими планами с Яковлевым. Александр Сергеевич, человек волевой, решительный, порой бывал с подчиненными резким, грубоватым. Другого конструктора, явившегося к нему за поддержкой собственного проекта, запросто мог бы жестко осадить. Но Антонову он оказал поддержку.
О жизни семьи в Новосибирске дочь Антонова Анна рассказала «ФАКТАМ»:
— В начале войны семью Яковлева эвакуировали в этот город, предоставив жилье. Когда его жена и дети вернулись в Москву, Александр Сергеевич передал квартиру моему папе. Я родилась в Новосибирске после войны, первые годы моей жизни прошли в этой квартире. Запомнилось, что там было очень просторно, а стены обшиты деревянными панелями.
— У вас была домработница?
— Да, ведь у мамы из-за перегруженности на работе оставалось очень мало свободного времени. В декрете она побыла пару недель до родов и столько же после. Хорошо еще, что приехали родственницы помогать смотреть за мной. Домработницей у нас служила женщина из ссыльных советских немцев.
— Почему антоновское КБ переехало из Новосибирска в Киев?
— Потому что соответствующее предложение было сделано Хрущевым, который в то время (конец 1940-х годов) был лидером советской Украины. Никите Сергеевичу очень понравился Ан-2. В 1952 году КБ передислоцировалось в Киев. Нужно было одновременно строить жилье и продолжать работать над созданием самолетов. На первых порах нередко в одной комнате селили две семьи сотрудников.
— Где жил генеральный конструктор?
— Вначале ему выделили квартиру, а затем построили частный дом с садом, за которым Олег Константинович любил ухаживать. Он говорил, что отдых — это смена деятельности. Руководствуясь этим принципом, без дела никогда не сидел: в свободное время рисовал картины, писал стихи, занимался спортом, общался с интересными людьми — частыми гостями в его доме были хирург Николай Амосов, певица Диана Петриненко, архитектор Анатолий Добровольский, ученый Любомир Пыриг…
— Кто сейчас живет в доме Антонова?
— Его вдова Эльвира Павловна. Он с ней познакомился уже после развода с Елизаветой Шахатуни, с которой у него сохранились дружеские отношения. Нужно сказать, что Елизавета Аветовна стала одним из крупнейших в бывшем Советском Союзе специалистом в области прочности, была удостоена Ленинской премии. Шахатуни прожила 99 лет.
У Олега Константиновича и Эльвиры Павловны родилось двое детей: дочка Лена и сын Андрей. Отмечу, что все дети Антонова общались и дружили между собой.
— На первом этаже в доме Антонова располагался большой зал с камином, — рассказала «ФАКТАМ» летчик-испытатель Марина Попович. — Олег Константинович любил возиться с огнем и готовить свое фирменное блюдо — гренки, посыпанные измельченным чесноком. Водку, коньяк Антонов не пил, но мог пригубить немного вина, чтобы поддержать компанию.
— Когда антоновские самолеты получили мировую славу?
— В 1965 году на авиасалоне во французском городе Ле-Бурже: наши продемонстрировали там первый советский широкофюзеляжный транспортный самолет «Антей» с уникальной по тем временам грузоподъемностью — 60 тонн. Пресс-конференцию Олег Константинович дал прямо в самолете — места в салоне предостаточно. Общался с журналистами на французском, который отлично знал еще с детства.
За создание «Антея» Антонова хотели во второй раз удостоить звания Героя Социалистического труда. Однако Олег Константинович попросил, чтобы эту награду дали его заместителю Алексею Белолипецкому. Следующим тяжелым транспортным самолетом, который был создан под руководством Антонова, стал «Руслан». Эта машина поднялась в первый раз в воздух в далеком 1982 году. За истекшие с тех пор 34 года ни одной авиационной фирме в мире не удалось сделать лучший транспортный самолет, чем «Руслан».
*Мировая слава к Антонову пришла в 1965 году, когда во Франции на международном авиасалоне в Ле-Бурже был показан его транспортный самолет «Антей». На этой авиационной выставке Олег Константинович общался с журналистами на французском языке, которым владел в совершенстве (фото предоставлено ГП «Антонов»)
— Нужно понимать, что в ходе создания таких машин, как «Антей» и «Руслан», генеральному конструктору приходилось заниматься не только инженерными вопросами, но и координировать деятельность смежников, а это более 100 крупных предприятий и научных институтов, десять министерств, — говорит бывший парторг антоновского КБ Вячеслав Привалихин. — Олег Константинович обладал талантами выдающегося конструктора и организатора.
— От чего умер Антонов?
— От болезни сердца, — отвечает Любовь Ивасенко. — Ему стало плохо во время командировки в Москве. После возвращения в Киев он попал в больницу. Врачи не смогли ему помочь.
— Как сложилась судьба его детей?
— Старший сын Ролан (к сожалению, его уже нет в живых) закончил исторический факультет Московского государственного университета. Анна — профессор математики Национального авиационного университета Украины. Елена закончила Московский авиационный институт, прежде трудилась в КБ имени Ильюшина, теперь — в частной фирме. Андрей стал художником-дизайнером, работает в одном из киевских издательств.
2700Читайте нас в Facebook