ПОИСК
Культура и искусство

Лесь Танюк: "Даже если буду умирать, мне всегда хватит минут, чтобы встать на колени перед женщиной"

6:30 26 апреля 2016
Лесь Танюк
Ольга УНГУРЯН, «ФАКТЫ»
40 дней назад ушел из жизни легендарный украинский шестидесятник, политик, режиссер, народный артист Украины

Однажды Леся Танюка спросили: «Так есть ли в жизни вечная любовь?» «Несомненно, — ответил он. — Истинная любовь — это всегда и мгновенья, и вечность, и микромир, и Вселенная». А когда журналисты интересовались, где на земле ему всего милее, говорил: «Дома, среди родных». Он был однолюб. Раз и навсегда выбрал спутницу жизни — свою супругу Нелли Корниенко. Вместе они прожили 53 года. Целую вечность…

«Мы чувствовали друг друга капиллярами», — говорит Нелли Николаевна. Сегодня в их доме все напоминает о Лесе Степановиче. Возле его фотографии на столе лежит книжечка в самодельном переплете с последними дневниковыми записями. Дневники Танюк вел с 1956 года и сам потом переплетал их в отдельные книжки. В них — хроника эпохи, пропущенная через душу украинского интеллигента. 217 томов! (Издано пока 37). Труд беспрецедентный и почти неподъемный для одного человека. А ведь он еще писал стихи, переводил на украинский язык зарубежных классиков, выпустил более 600 публикаций на темы культуры, политики и искусства. Многие его высказывания стали афоризмами, а прогнозы оказывались вещими…

— Лесь был мудрецом, — говорит Нелли Корниенко, доктор искусствоведения, академик Академии искусств Украины, создатель и директор Национального центра театрального искусства имени Леся Курбаса. — И в то же время ребенком — с удивительно чистым, пронзительным восприятием жизни как новости. Новости ежедневной, ежечасной. Я думаю, это связано с его детством. Трехлетним ребенком он с родителями (после провала подполья) попал в немецкий концлагерь, где провел четыре года. И все это время — именно когда и формировалась личность — находился в ситуации жесткой экстремы, в состоянии «на грани». Отсюда, наверное, ранняя мудрость.

Лесю было всего 20 лет, когда он организовал Клуб Творческой Молодежи в Киеве — сперва в театральном институте. По сути, с этого начался новый всплеск украинской культуры — после «расстрелянного Возрождения» 1920−30-х годов. И хоть Лесь не заявлял об этом открыто, идея была именно такой. Представьте масштабность замысла студента Театрального института!

РЕКЛАМА


*Лесь Танюк и Нелли Корниенко прожили вместе 53 года (фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»)

— Благодаря Клубу Творческой Молодежи вы и познакомились с Лесем Степановичем?

— Да. Предыстория тут такая: после окончания университета я преподавала в киевском интернате. И вдруг меня пригласили на работу в горком комсомола, инструктором идеологического отдела. Я должна была отвечать за творческие коллективы — театры, студии, вузы. И в результате познакомилась с совершенно замечательными людьми из Клуба Творческой Молодежи, президентом которого был Лесь, и с его окружением. Сегодня они великие, а тогда только прокладывали свои первые тропы. Лина Костенко, Иван Дзюба, Иван Свитлычный, Леня Грабовский, Иван Драч, Алла Горская, Людмила Семыкина, Галя Севрук, Виктор Зарецкий… С первой же акции — вечера памяти Курбаса — я почувствовала возможную опасность от власти для этих безусловно талантливых и порядочных людей. Я всегда делила мир только на талантливых и не талантливых, порядочных и нет. Они — были безукоризненны по помыслам и таланту, по свободе. Власть же редко демонстрировала Истории подобные качества, она всегда их боялась. И имела для этого все основания.

РЕКЛАМА

Тот вечер памяти гениального украинского режиссера, расстрелянного на Соловках, имел далеко идущие последствия. Из Октябрьского дворца люди расходились за полночь. Толпа народа хлынула на Крещатик. И тут к организатору вечера Лесю Танюку подошла незнакомая женщина: «Вот вы все о Соловках да о Соловках. А у нас под Киевом свои Соловки». Так началось расследование трагедии в Быковнянском лесу (оно завершится лишь спустя четверть века, и ежегодно «Мемориал», возглавляемый Лесем Танюком, будет собирать людей в Быковне на месте расстрелов — чтобы помянуть 120 тысяч жертв сталинского режима).

Между тем Нелли Корниенко вызвали «на ковер» к руководству горкома — по поводу «националистического» вечера Курбаса. «Почему же националистический?» — возразила она. Затем были еще вечера, и… еще конфликты.

— Нас с Лесем всячески старались разъединить, — вспоминает Нел­ли Николаевна. — Дошло до того, что мой шеф — секретарь горкома — официально запретил (!) мне выходить замуж за Танюка. И тогда я написала заявление об увольнении с формулировкой: «Не хочу заниматься духовной проституцией». Заявление порвали, я написала новое… И в конце концов ушла. Через два месяца мы с Лесем поженились.

— И какая свадьба у вас была?

РЕКЛАМА

— Очень трогательная, веселая. Платье — простое, с какими-то розовыми разводами — мне сшили за ночь. Фаты не было. Но разве дело в этом? Возле загса нас встречала толпа друзей с огромным плакатом «Отак загинув Танюк» (Лесь в то время ставил спектакль «Отак загинув Гуска» по Миколе Кулишу). Когда всей гурьбой шли по улице, нас с Лесем осыпали пшеницей и пели обрядовые песни не без актуальных оценок происходящего. Потом отправились есть мороженое. В тот же день мы с мужем уехали в Одессу, где он должен был ставить спектакль. Помню, по приезде пошли на Привоз и купили арбуз, фрукты, всякую всячину, на которую нас «развели» продавцы (они ведь хорошие психологи). А когда выяснилось, что потратили все деньги, прекратили походы за продуктами. На работу меня не брали. Спектакли Леся, как правило, закрывали. Полтора года мы вдвоем жили на 30 копеек в день.

— Говорят, бытовые трудности убивают любовь?

— Знаете, когда молодежь из Центра Курбаса стала читать дневники Леся, меня спросили: «Почему у вас с мужем нет быта?». «Потому что мы не жили бытом», — ответила я. И это сущая правда. Днями и ночами мы изучали самиздат, взахлеб читали новые стихи, слушали музыку к очередному спектаклю Леся и просто новую, чаще авангардную музыку — Шнитке, Губайдуллиной, Грабовского. На кухне наш приятель мог в это время сочинять пьесу. Такой была обыденная атмосфера, в которой мы научились чувствовать и «угадывать» друг друга. Мы практически не разлучались. А если и случалось такое, писали друг другу письма. И часто они были одинаковые, как близнецы. Был удивительный момент. В последние недели моей беременности пигментные пятна появились у меня и… у Леся. Доктор изумлялся: «Не понимаю, как такое может быть!». Но допускал такое «как исключение». Возможно, это и есть оно — сродство на капиллярном уровне?

— Лесь Степанович как-то признался, что счастливейший день его жизни — 1 мая, когда родилась ваша дочь Оксана.

— Он тогда передал мне огромную цветущую ветку дерева (и где была экологическая инспекция!), сопровождавшую меня на каталке, — рассказывает Нелли Николаевна. — Нашему другу Лесь послал телеграмму: «Світ збагатився ще однією Жінкою». Он преклонялся перед Женщиной. Это у него от мамы. Говорил: «Даже если буду умирать, мне всегда хватит минут, чтобы стать на колени перед Женщиной».


*"Мы с мужем чувствовали друг друга капиллярами", — говорит Нелли Николаевна

…В 1968 году в Харькове Лесь Танюк поставил пьесу «В день свадьбы» Виктора Розова. Тогдашний министр культуры Бабийчук назвал спектакль «националистическим». Но по счастливой случайности на премьере были сам автор пьесы и московский критик. Появилась статья «Лучше, чем у Олега Ефремова и Анатолия Эфроса!». Танюка пригласили в Москву. Он мог войти в когорту успешнейших режиссеров. Стоит сказать, что поставленные им в Центральном детском театре «Сказки Пушкина» были сразу выдвинуты на Государственную премию, они не сходили со сцены более 30 лет! Знаменитый критик Бояджиев написал: «Такие спектакли нужно хранить как памятники национальной архитектуры». Но… Лесь Степанович подписал письмо в защиту инакомыслящих. И вскоре вновь остался без постоянной работы. Впрочем, это никак не повлияло на гостеприимную атмосферу их московской квартиры. Здесь находили приют родные политзаключенных, добиравшиеся на свидания во Владимирский централ, в Мордовию или на Урал. Здесь согревались те, кто уже отбыл срок.

— Останавливались у нас и Надийка Свитлычна, и Атена Пашко, и Оксана Яковлевна Мешко — всех не перечесть, — говорит Нелли Корниенко. — Угощали, чем могли: винегрет, картошка, чай… Лесь всегда был неприхотлив в еде. Всю жизнь отказывался только от свеклы — она ассоциировалась у него с брюквенной похлебкой, которую давали в концлагере.

— Скажите, а вашей дочери никогда не казалось, что ее родители — не «такие, как все»?

— Однажды Оксана, придя из школы (а в классе с ней учились преимущественно дети торговых работников), спросила: «Мама, почему у нас нет машины и дачи?». Я оцепенела (неужели этот вирус проник и в нее?), потом подвела дочку к книжным полкам (у нас ведь, кроме библиотеки и пластинок, ничего не было). Вот, говорю, на эти книги мы можем купить машину или дачу, тем более, что машина и дача — не предметы роскоши. Давай дождемся папы, и примем решение на семейном совете. «Не надо дожидаться! — заявила Оксана. — Конечно, книги важнее!». И у меня от сердца отлегло. (Сегодня Оксана Танюк — драматург, театровед, работает в Центре Курбаса. — Авт.)

— Но и за все пять сроков депутатства Леся Танюка в Верховной Раде вы не обзавелись ни машиной, ни дачей?

— И слава Богу.

— Знаю случай, когда Лесь Степанович, получив отпускные, тут же отдал все деньги на благое дело.

— Для Леся это нормально! Нам часто звонили, поздравляя с праздниками, да и просто так, посоветоваться, совершенно незнакомые люди, которым он помог в той или иной ситуации. Для него как раз неестественным было не делать добро.

— Известно, что Танюк видел в режиссуре (по Курбасу) способ преображения действительности.

— Он, и уйдя в политику, оставался режиссером, то есть человеком-стратегом, обустраивающим культуру, а значит, и страну. Когда Лесь был председателем Комиссии по вопросам культуры и духовного возрождения Верховной Рады, самые яростные парламентские «битвы» велись именно в этой сфере. Сколько, например, спорили по поводу Государственного герба Украины! Предлагали, вполне серьезно, изобразить на нем сало, калину, казака. То есть сделать герб-китч. Но Лесь тогда сумел отстоять нынешнее изображение с тризубом. В буквально «наполеоновскаих» войнах они, будучи в меньшинстве, отстояли Гимн и Прапор — и для этого потребовался режиссерский талант Леся, со сценарием поведения отдельных парламентских персонажей, с целой «партитурой» подтекстов. Это был интересный и рискованный театр политики…

— Танюк ведь автор и соавтор более 60 законов, в том числе «О культуре», «Об издательской деятельности».

— Законы принимались хорошие, опережающие время. И про меценатство, и про восемь процентов ВВП в культуру. Если бы только не лобби пятой колонны…

— Когда Леся Танюка спросили, в какой стране ему хотелось бы побывать, он ответил: «Больше всего мне бы хотелось пожить наконец у себя дома, в Украине, — свободной, цивилизованной, достойной всех тех, кто положил за нее головы, — от Шевченко до Стуса». Лесь Степанович ведь спрогнозировал Майдан?

— Да. Мы жили Майданом. Наша Оксана находилась там и в страшный день 20 февраля позвонила мне. И тут я по телефону слышу выстрелы… Слава Богу, она не пострадала. А люди из Центра Курбаса стояли там 90 дней…

Свою семью Лесь Степанович любовно называл «тройственным союзом». Втроем они провели и последние его дни в больнице. Уже потом жена с дочерью прочли последнюю запись в его дневнике: «Зі мною два ангели».

— До последней минуты Лесь был в сознании, — вспоминает Нелли Николаевна. — От обезболивающих отказывался, хотя боль испытывал адскую. И при этом знаками показывал нам с Оксаной, мол, лекарство не нужно. Не хотел нас огорчать… Медики говорили, что еще не видели пациента, который вел бы себя с таким мужеством. Ни говорить, ни двигаться он уже не мог от слабости. Но когда я прислонилась к его исхудавшему до ужаса плечу, он… поцеловал меня.

— Скажите, он вам снился?

— Всего раз. Но, думаю, мы еще выйдем на связь…

3437

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров