Профессор Алексей Неживой: "Почву для временной вооруженной оккупации подготовила духовная оккупация"
Алексей Неживой — доктор филологических наук, член Национальных союзов писателей, журналистов и краеведов — обычно засиживается на работе допоздна. Его, профессора кафедры философии и экономики образования Полтавского областного института последипломного педагогического образования имени
«Я недооценил пропаганду. Она крепко повредила людям мозги»
— Мы с женой Людмилой оставили в своей квартире тысячи книг, которые собирали всю жизнь, — с болью в голосе говорит лауреат всеукраинских премий имени Ивана Огиенко, Бориса Гринченко, Александра Белецкого, «Благовіст», автор двух десятков книг и сотен публикаций в периодических изданиях Алексей Неживой. — Нам их сейчас так не хватает! Люда чуть ли не каждый день вспоминает то одну из них, то другую… Забрали самые нужные, которые вместились в пять мешков. Я даже шапку свою оставил — чтобы сэкономить место в машине друга, на которой покидали Луганск. Мне в Полтаве и без нее было тепло. К счастью, некоторые научные материалы сохранил на флешках и дисках.
Открытое гонение на украинских патриотов в Луганске, по словам моего собеседника, началось 9 марта 2014 года. В тот день какие-то люди в балаклавах с выкриками «Бей хохлов!» цинично разогнали митинг возле памятника Тараса Шевченко, устроенный в честь дня рождения поэта. Именно 9 марта в селе Хитцы Лубенского района Полтавской области родился и Алексей Иванович. Такого «подарка» на свое 57-летие он, конечно, не ожидал.
— Молодожены в Луганске несли цветы не к монументу Ленину, как было в советские времена, а к памятнику Кобзарю, — рассказывает Алексей Неживой. — Потому что Луганщина, кто бы что ни говорил, это Украина. Я прожил в Ворошиловграде-Луганске 34 года и никогда не чувствовал себя чужаком. Всегда общался с людьми на родном украинском языке и слышал его постоянно. А когда туда вошла «Новороссия», меня даже в магазине, где постоянно раньше делал покупки, начали сторониться. «Ты откуда приехал?» — спрашивали.
Увы, я недооценил пропаганду, особенно телевизионную. Думал, все так же, как и я, не воспринимают всерьез ее фальшивые лозунги. А оказалось, она крепко повредила людям мозги…
Алексей Иванович продолжал работать в университете до последнего. Уже стояли баррикады сторонников «Новороссии» напротив здания СБУ, а он ходил в областную библиотеку, работал над очередным выпуском «Бахмутського шляху», посвященного юбилею Тараса Шевченко. Уже начали стрелять из крупнокалиберного вооружения и многие преподаватели вуза выехали из Луганска, а он принимал у студентов зачеты. Последнее выступление профессора на областном радио состоялось за неделю до захвата студии.
— Когда я шел на запись, рядом со зданием радиоредакции стояли вооруженные люди, — продолжает Алексей Иванович. — С журналисткой Валентиной Кушниренко (она потом перебралась на Львовщину) мы вели беседу о том, что такое украинская нация, ее духовность. Я говорил в эфире о том, что украинцы — очень древний народ, и советовал чиновникам, которые выступали за федерализацию региона и введение на Луганщине русского языка в качестве второго государственного, выучить для начала первый государственный. Ведь у многих из них фамилии заканчивались на «ко», что указывает на украинские корни.
Профессор говорит эмоционально, взволнованно, потом тяжело вздыхает и берет баночку с таблетками от сердца. Ему больно из-за того, что политики сделали с Украиной.
— В своей душе я никогда не проведу границу между людьми, среди которых нахожусь сейчас, и теми, с кем прожил больше 30 лет, — говорит Алексей Иванович. — Мне очень жаль тех, кто остался на оккупированных территориях. Я — учитель, не политик, но видел, как страдало население Донбасса на протяжении всего периода независимости. За 20 с лишним лет там никто не созидал, только разрушали. Когда-то на Луганском тепловозостроительном заводе работало 40 тысяч человек. Их выбросили на улицу. В Стаханове прекратили свое существование одиннадцать (!) шахт. На металлолом разобрали даже водопровод горячей воды. А что значит лишить многоэтажки центрального водоснабжения? Это изгнать оттуда людей. Остановились Лисичанский нефтеперерабатывающий завод, заводы резинотехнических изделий, стекольный, содовый… Полностью уничтожена легкая промышленность. Ибо, оказывается, предприятие, которое становится банкротом, приносит наибольшую прибыль. Кому? Да тому, кто довел его до банкротства.
Говорят, особенно в этом плане старались руководители области. То есть простой человек, трудяга, не мог заработать дома себе на достойную жизнь. А местные власти вдалбливали народу в головы мысль, что это Киев не дает денег, чем доводит предприятия до банкротства. И сколачивали на этом капиталы. А Киеву было выгодно, чтобы Донбассом руководили не патриоты. Разве в столице никто не ведал, что луганчане вынуждены покидать родные дома и уезжать на заработки либо в Россию, либо в Италию, либо еще куда-то? 300 тысяч жителей области таким образом кормили свои семьи. И как они могли относиться к своему государству? Государство сделало все для того, чтобы на Донбасс пришел «русский мир». А потом, когда разгорелся вооруженный конфликт, женщины сами начали отправлять своих мужей в ополчение. Потому что это была «работа» дома. Вот в чем корень проблемы!
Алексей Иванович часто повторяет фразу: «Духовная оккупация страшнее территориальной». Активно «оккупировать души» на востоке Украины, считает он, начали еще с конца восьмидесятых годов прошлого века. Геополитика соседнего государства, пренебрежение ко всему украинскому привели к тому, что в 1989 году на Луганщине осталось всего четыре процента школ с украинским языком обучения. В городах их вообще не существовало! И это на земле, где Борисом Гринченко в конце XIX века в шести километрах от Алчевска была создана первая национальная школа! На земле, которая дала миру таких личностей, как поэты Владимир Сосюра и Василий Голобородько, лауреаты Шевченковской премии диссидент Николай Руденко, поэт-«шестидесятник» Иван Свитлычный, а также его сестра Надежда — правозащитница, участница движения «шестидесятников». В унисон их творчеству звучало патриотическое слово поэта и журналиста, корреспондента газеты «Киевские ведомости» по Луганской области Петра Шевченко, который в 1997 году погиб при невыясненных обстоятельствах… Разве мог бы Донбасс внести такой вклад в нашу культуру, если бы там не было национальных корней?
В городке Артемовск Перевальского района как писатель утвердился Григор Тютюннык (родом из Шиловки Зеньковского района Полтавской области), приехавший сюда в 1962 году на учительскую работу в вечернюю школу. На Донбассе он прожил десять лет. После выхода в 1961 году своего первого произведения, написанного на русском языке, писатель перевел его на украинский и сказал: «Хіба можна про Батьківщину говорити не батьківською мовою?»
— Живую украинскую речь всегда услышишь в Сватово, Белокуракино, Марковке, Беловодске, — говорит Алексей Неживой. — Там 98 процентов украинцев! Луганщина — это Украина. Но воюют не языки. И среди настоящих патриотов многие говорят по-русски. Почву для временной вооруженной оккупации подготовила духовная оккупация. Мне, например, было больно слышать, как галичане, поселившиеся на Донбассе, в большинстве своем переходили на русский язык. А денационализированный человек, как правило, и деморализирован…
«Электронное пособие для школьников и студентов о Григоре Тютюнныке выпустил за деньги, полученные за земельный пай покойного отца»
Алексей Иванович никогда не был сторонним наблюдателем за процессами, происходящими в жизни края, и даже сейчас продолжает в них участвовать. В ноябре прошлого года он проводил семинары для учителей украинского языка и литературы (в основном это его бывшие студенты) в нескольких городах Луганщины, которые находятся на территории, подконтрольной Украине. Коллеги советовались с ним по многим вопросам, а главное, хотели услышать: как лучше подавать учебный материал, чтобы воспитывать у детей патриотизм?
— В условиях идеологического противостояния члены «Просвиты», педагоги, общественные активисты вели свою, и довольно успешную, борьбу за народ, — продолжает Алексей Неживой. — Мы добились того, что в 40 процентах школ преподавание велось на украинском языке (кстати, в конце 1980-х годов больше всех освобождали своих детей от изучения родного языка чиновники различных рангов). Даже в Луганске каждый десятый ребенок учился в школе с украинским языком обучения. А в нашем университете специальность «русская филология» в последние годы преподавалась только совместно с английской.
По инициативе Алексея Неживого и при его непосредственном участии на Луганщине открылись музеи великих украинских патриотов Бориса Гринченко и Григора Тютюнныка. Исследуя рукописи старшего брата Григора — Григория Тютюнныка, ученый обнаружил, что его роман «Выр» был напечатан с сокращениями, которые до сих пор не восстановлены. Как оказалось, цензура удалила часть текста, в котором речь идет о Голодоморе и репрессиях в Украине. Сейчас профессор работает над тем, чтобы восстановить историческую справедливость, в Луганске не успел этого сделать. Зато увидела свет книга лучших произведений Ивана и Надии Свитлычных, составителем которой вместе с выдающимся литературоведом Михайлиной Коцюбинской был Алексей Неживой. Совместно с супругой Людмилой, педагогом-филологом, теперь доцентом кафедры украинской литературы Полтавского национального педагогического университета имени
Полтавская областная организация Национального союза писателей Украины недавно избрала Алексея Ивановича редактором литературно-художественного журнала «Полтавська криниця», первый номер которого уже готовится к печати. В журнале он планирует публиковать не только произведения современных писателей, но и малоизвестные литературные тексты классиков украинской литературы, связанных с Полтавщиной.
Продолжая исследовать творчество близкого ему по духу Григора Тютюнныка, профессор Неживой уже в Полтаве подготовил о нем обширный литературно-краеведческий очерк «Уклін рідній землі полтавській» и электронное издание «Григір Тютюнник: мить і вічність» для учеников общеобразовательных школ и студентов высших учебных заведений. Уникальный электронный диск, который содержит дневники и записные книжки Григора Тютюнныка, а также авторскую аудиозапись новеллы «Три зозулі з поклоном», профессор выпустил за деньги, полученные от продажи отцовского земельного пая — своего единственного имущественного наследства.
— Я всегда старался материализовать все, что связано с духовным наследием выдающихся личностей, — собеседник включает звук на своем ноутбуке, и мы вместе слушаем прекрасное исполнение украинской народной песни «Стоїть явір над водою». — Это мои студентки из Луганского педуниверситета поют, — с гордостью комментирует Алексей Неживой. — Они записали песню во время фольклорной практики в селе Алексеевка Перевальского района, где работал учителем Борис Гринченко. Автор первого фундаментального «Словаря украинского языка» услышал ее тут более сотни лет назад, и народ до сих пор ее сохранил. Потому что там жили, живут и будут жить украинцы!
Сейчас профессор Неживой готовит к печати книгу «Луганщина — земля українська». Когда она выйдет, планирует поехать в Северодонецк, встретиться и обсудить ее с учителями. А когда Луганск станет вновь украинским, вернется в свой любимый город.
Фото автора
2132Читайте нас в Facebook