Татьяна Филевская: "Черный квадрат" Малевича выставлялся в Киеве единственный раз — в 1930 году"
Имя Казимира Малевича сейчас в эпицентре внимания. Именем художника предлагают назвать столичный аэропорт «Борисполь». Ведь Малевич родился в Киеве и был здесь крещен. Произошли эти два события в 1879 году. На украинской земле будущий художник жил до 17 лет. Посещал рисовальную школу Николая Мурашко, обучался у Николая Пимоненко. Потом были Курск, Москва, Витебск и Ленинград.
Но о Киеве, где появился на свет, Малевич никогда не забывал. С 1928 по 1930 год преподавал в Киевском художественном институте.
О том, что связывало создателя знаменитого «Черного квадрата» с Украиной, «ФАКТАМ» рассказала автор идеи и составитель изданной в этом году документальной книги «Казимир Малевич. Киевский период 1928—1930″ Татьяна Филевская.
— Это был очень интересный период в жизни Казимира Малевича, — рассказала киевский арт-менеджер Татьяна Филевская (на фото). — Увы, малоизученный, так как архивы Киевского художественного института того времени до нас не дошли. А в прошлом году чудом я получила материалы, касающиеся работы Казимира Севериновича в этом институте. После смерти киевского художника Марьяна Кропивницкого потомки разбирали его архивы и обнаружили подборку документов с названием „Малевич“.
В бесценных записях — протоколы заседаний Киевского художественного института, в которых Малевич принимал участие, и пять его статей о современном искусстве, четыре из которых никогда не публиковались. Марьян Кропивницкий был ассистентом кабинета экспериментального изобразительного искусства при Киевском художественном институте. Этот кабинет основал Малевич. На протяжении двух лет он каждый месяц на десять—четырнадцать дней приезжал в Киев из Ленинграда, где жил.
— Что вас больше всего поразило в документах?
— То, что они чудом сохранились. В них каждое слово интересно. В Киеве Малевич открыл кабинет экспериментального изобразительного искусства, так как был не только художником, но и теоретиком искусства. Изучал закономерности его развития.
Супрематизм (направление в авангардизме, выражающееся в изображении разноцветных геометрических форм), основоположником которого Малевич стал, он считал искусством будущего. Мечтал о создании академии художеств нового образца, объединяющей художников, которые бы не изображали мир существующий, а создавали свои невообразимые миры. Он со своими коллегами даже начал работать над созданием этой академии. Но его авангардистские идеи шли в противовес доминирующему в искусстве методу социалистического реализма. В 1930 году Казимира Малевича и многих инакомыслящих художников уволили из института, а кабинет закрыли.
*Казимир Малевич был великим мистификатором и любил эпатировать публику
— Правда, что в том же году в Киеве прошла персональная выставка Малевича?
— Да. Это была его последняя прижизненная персональная выставка. Среди экспонатов киевляне могли увидеть и „Черный квадрат“. Выставка проходила в картинной галерее — там, где сейчас находится Киевский национальный музей русского искусства. Она имела огромный успех, ее даже на месяц продлили. А до этого подобная выставка состоялась в Москве. Дата открытия киевской выставки неизвестна. В Киеве документов никаких не осталось. Упоминание о ней есть лишь в архивах Третьяковской галереи, которая предоставила картины. Часть работ также была из Русского музея и личного собрания художника.
За символические деньги Малевич предлагал выкупить киевской галерее несколько своих картин, в том числе знаменитое полотно „Купальщицы“. Но, к сожалению, средств не нашлось. К слову, „Черный квадрат“ Малевича выставлялся в Киеве единственный раз — в 1930 году. Это был не первый квадрат, созданный в 1915 году, а его повтор, написанный в начале 1920-х. Он был немного больше предыдущего.
*"Черный квадрат» Малевич написал в июне 1915 года в своей мастерской в Москве
— Сколько же существует «Черных квадратов» Малевича?
— На сегодняшний день известно о четырех. Два из них находятся в Третьяковской галерее, один — в Русском музее. Четвертый, обнаруженный в 1990 годы в семье художника, — в Эрмитаже.
— До сих пор ведутся горячие споры: в чем же, собственно, гениальность работы?
— В том, что она разделила все искусство на «до» и «после». После Малевича уже было невозможно рисовать, как раньше. Он совершил революцию в изобразительном искусстве, убрав из него… изобразительность. Малевич считал, что художник не должен ничего изображать, можно творить из цвета и формы. Черный квадрат — это своего рода точка отсчета нового искусства.
— Когда Малевич писал картину, перед его глазами, как он вспоминал, сверкали молнии. А сам образ, рассказывают, родился, когда художник увидел гимназиста, идущего с черным ранцем по снежному полю.
— Не исключено, что это легенда, придуманная самим Малевичем. Он был великим мистификатором и любил эпатировать публику. Достоверно известно, что Казимир Северинович написал картину в июне 1915 года в своей мастерской в Москве. Создав шедевр, не мог ни есть, ни пить целую неделю, «переваривая», что же такое он сделал. Ведь художник так долго искал свой неповторимый стиль. И наконец на него снизошло озарение.
— Можно ли сказать, что, создав «Черный квадрат», на следующий день Казимир Малевич проснулся знаменитым?
— Нет. Картина написана летом, а впервые выставлена в декабре на выставке в Петрограде. Это была первая презентация супрематизма. Выставка подверглась безжалостной критике. Малевича пытались разгромить в пух и прах. Как только не называли его новаторство — и концом искусства, и полным провалом, и сумасшествием.
И только в 1919 году, когда Малевич преподает в Витебском художественном училище по приглашению Марка Шагала, он обрастает учениками-последователями и становится «лидером поколения», а его «Черный квадрат» называют символом искусства и везде тиражируют. Художники делают на пиджаках маленькие нашивки из черной ткани в форме квадратов, чтобы показать свою принадлежность к новому измерению искусства. И сам Малевич вместо подписи ставит черный квадрат на своих работах.
— В каких странах с тех пор успел побывать «Черный квадрат» Казимира Малевича?
— При жизни художника — в Польше и Германии. К слову, больше нигде за границей сам художник не бывал. Планировал показать свою работу в Париже, но до Франции не доехал. Из Берлина Казимира Севериновича в срочном порядке отозвали в СССР. Он даже не успел забрать с заграничных выставок свои работы, надеясь, что еще вернется туда. Но в Москве, едва вышел из поезда, его тут же, на вокзале, арестовали.
Несколько недель Малевича продержали на Лубянке, обвиняя в том, что он иностранный шпион. После этого художника объявили невыездным. Это был 1927 год. Глотком свежего воздуха стала работа в Киевском художественном институте. Но в 1930 году Малевича арестовали опять — в Ленинграде, где он жил с семьей. Несколько месяцев держали под стражей и жестоко пытали. Обвиняли все в том же — в шпионаже. Второй арест очень подкосил художника и морально, и физически. Жить ему оставалось пять лет.
До конца своих дней Малевич работал. Но ему регулярно «рекомендовали» перейти к соцреализму. И, как рассказывают, чтобы не подвергать риску семью, художник пошел на компромисс. Стал писать сюжетные работы, портреты. Но, если внимательно всмотреться, видно: их автор — супрематист. Человек на портрете сложен из цветовых монолитов.
О том, что Малевич оставался привержен своим идеям, свидетельствует и то, что он продолжал подписывать свои работы черным квадратом. Даже похороны его в 1935 году были «супрематические». Казимир Северинович сам создал эскиз своего гроба. Захоронили прах художника под Москвой. Умер Малевич в 57 лет.
— В Киеве сохранился дом, где прошли первые годы жизни Малевича?
— К сожалению, нет. Располагался он на улице Бульонской, которую в советское время назвали именем Боженко. Правда, недавно ее переименовали в улицу Малевича. Дом принадлежал старшей сестре отца Марии Оржеховской. На несколько лет она приютила семью младшего брата. Казимир был первенцем в семье. Дом существовал до 1982 года. Планируя что-то строить на его месте, здание снесли, несмотря на возражения искусствоведов. Родители Казимира отношения к искусству не имели. Отец был управляющим на сахарных заводах. Мама не работала. Она родила и воспитывала детей. Их было четырнадцать. Правда, только девять дожили до взрослого возраста.
— Что значит имя Казимир?
— Это польское имя. Оно означает — говорить о мире. И, как мы знаем, творчество Казимира Малевича сегодня известно во всех уголках планеты. Он считал себя космополитом. Как все авангардисты, мечтал о мире будущего, которым бы правили философы и художники, где все жили бы в гармонии и любви, где нет войн и насилия.
— Сколько лет Малевич после рождения прожил в Киеве?
— Точно не известно. Отец часто менял место работы, поэтому семья не раз переезжала. Преимущественно это были маленькие города и села, где находилось сахарное производство. Казимир жил в Ямполе на Подолье, потом переехал с родителями на Харьковщину в Пархомовку, в Белополье, на Черниговщину — в Волчок и Конотоп. А когда Казимиру исполнилось 17 лет, он с родителями отправился в Курск. Хотя как раз в это время учился в киевской рисовальной школе Мурашко и бросать обучение не хотел. Его учителем был очень харизматичный киевский художник Николай Пимоненко.
— Правда, что большое влияние на творчество Малевича оказала народная живопись?
— О том, что его первыми учителями были украинские крестьяне, художник говорит в своей автобиографии, которую написал в зрелые годы. Он дружил с крестьянскими детьми больше, чем с заводскими. Ему нравилось, как у сельских жителей были расписаны дома, и даже сам помогал им рисовать узоры на печах: петушков, котиков, цветы…
— Читала письма Казимира Малевича, написанные на украинском языке, где он описывал, какие вишни и черешни в Киеве, как вкусны вареники с ягодой и сметаной.
— Малевич любил покушать. Он был крупным мужчиной. Как описывал полтавское сало! Его вкус он помнил всю жизнь. К слову, в Украине у него оставались родственники. Его младшая сестра Виктория, которую Казимир очень любил и заботился о ней, жила в Житомире, потом в Киеве. Он часто приезжал к ней. В Киеве на Байковом кладбище похоронен отец Казимира Малевича.
Художник писал, что его всегда очень тянуло в Киев, и одно время даже хотел переехать в город, где родился. Но спустя время в одном из писем говорил, что Казанская Божия Матерь уберегла его от переезда в Киев, иначе, возможно, он просил бы милостыню, как Светославский. Это был известный киевский художник, ученик Саврасова, Перова и Поленова, который и сам имел немало учеников, но на старости лет остался без средств к существованию. Малевич помогал ему, позаботился с друзьями о том, чтобы Светославскому дали пенсию.
— Казимир Малевич был состоятельным человеком?
— Многие годы он жил впроголодь. И только когда работал в ленинградском Гинхуке (Государственный институт художественной культуры), уже не нуждался. Его картины хорошо продавались. В Ленинграде имел квартиру. А под Москвой в Немчиновке находилась дача, принадлежавшая его жене. Автомобиля у Малевича никогда не было.
— Как сложилась личная жизнь художника?
— Он был трижды женат. Первая жена Казимира была на семь лет старше. Она не приветствовала его занятия искусством, поэтому их отношения не сложились. Вторая супруга Софья, детская писательница, напротив, поддерживала мужа. Она рано умерла. Третья жена Наталья была гораздо младше и фактически стала его помощницей в самые тяжелые последние годы жизни. Малевич имел троих детей. В первом браке родились дочь Галина и сын Анатолий. Во втором — дочь Уна-Анна.
— Какие работы Казимира Малевича сегодня есть в Украине?
— Их немного. Это эскиз для оформления конференц-зала Всеукраинской академии наук, хранящийся в Национальном художественном музее Украины. Две работы Малевича находятся в «Мистецькому арсеналі» и сейчас экспонируются на выставке «Малевич +", которую можно посмотреть до 7 августа.
Раритеты из коллекции Игоря Дыченко его вдовой Валерией Вирской были переданы «Мистецькому арсеналу». Это «Супрематическая композиция», созданная в 1916 году, и эскиз к оформлению книги. Еще одна работа находится в Пархомовском музее (Харьковская область). Ну и, конечно, важно помнить о местах, связанных с именем художника. Я провожу экскурсии по Киеву. Один из маршрутов посвящен Казимиру Малевичу. Начинаю экскурсию возле Александровского костела, где его крестили. И сегодня там проходят службы.
2359Читайте нас в Facebook