Возможно, новым предприятиям, выбравшим общую систему налогообложения, будут предоставлять налоговые каникулы на пять лет
Осень наша страна уже традиционно начинает с обсуждения популярного среди представителей бизнеса, власти и общественности вопроса: «Что же делать с нашей налоговой системой?» О планируемых чиновниками изменениях «ФАКТЫ» побеседовали с заместителем министра финансов Евгением Капинусом.
— Евгений Валерьевич, почему у нас опять проходит налоговая реформа? Прежние не удались?
— Каждый понимает реформу по-своему. Мы с самого начала говорили, что делаем упор не на изменение ставок, а на усовершенствование условий ведения бизнеса. Чтобы они были понятными для предпринимателей.
Подготовленный нами законопроект не глобальная реформа, создающая новую систему налогообложения. Это усовершенствование уже действующих норм, которые в ходе применения потребовали определенной доработки.
— То есть у нас нет налоговой реформы как таковой, просто идет отладка существующего механизма?
— Система остается такой же, какой и была, — достаточно типичной для европейских стран. Но мы хотим, чтобы она стала понятной и однозначной. Чтобы не вызывала разночтений у предпринимателей и налоговиков. А главное, налоговая система должна стать простой в администрировании. Ведь это является самой большой проблемой.
Важный элемент в наших предложениях — упразднение налоговой милиции и ее замена Службой финансовых расследований.
— Знаете, я о ликвидации налоговой милиции слышу с момента ее создания. То есть уже лет двадцать, поскольку она появилась в 1996 году и с тех пор ее методично пытаются упразднить.
— Я понимаю. Но для нас реформирование налоговой милиции является одним из приоритетов.
— Как это будет происходить? Милицию просто переименуют в Службу финансовых расследований или все-таки объявят дополнительный набор?
— Нет, это не простое переименование налоговой милиции. В штат наберут новых людей. И основной функцией службы, в отличие от налоговой милиции, станет аналитика.
— Вы хотите сказать, что Служба финансовых расследований будет полностью демилитаризована?
— Этот вопрос сейчас обсуждается. Наша позиция такова, что при службе не должно быть силового блока. Кроме того, она должна максимально сконцентрировать в одном ведомстве все функции по расследованию финансовых преступлений, которые сейчас распределены среди разных учреждений.
— Вы имеете в виду службу финмониторинга?
— Этот вопрос тоже еще обсуждается.
— Кому будет подчиняться Служба финансовых расследований — Государственной фискальной службе?
— Службу финансовых расследований целесообразно координировать через Министерство финансов, а не фискальную службу.
— Говорят, что Минфин заберет себе и все налоговые базы…
— Такой порядок предусмотрен законопроектом. В частности, вся база данных ГФС будет перенесена в Министерство финансов. Также на Минфин предлагается возложить методологию и администрирование всех баз данных.
— И как это поможет бизнесу?
— Это позволит убрать конфликт интересов. Кроме того, предполагается закрепить на законодательном уровне понятие «электронный кабинет налогоплательщика». То есть мы решительно идем к переводу общения налогоплательщиков с контролирующими органами в удобный для них формат — онлайн. Сведем к минимуму необходимость походов в налоговую инспекцию.
— А чем же тогда займется Государственная фискальная служба?
— Будет консультировать, но обобщающие консультации Минфина будут иметь приоритет. Тогда мы сможем избежать разногласий в трактовках налоговых норм.
Кроме того, мы планируем изменить структуру ГФС: проверочная работа будет перенесена на областной уровень, а районные налоговые инспекции станут выполнять исключительно сервисные функции.
— Кстати, сейчас консультационная работа в налоговой службе завалена почти полностью: о новых правилах люди узнают из Интернета больше и подробнее, чем от работников налоговых инспекций.
— Мы это понимаем. Поэтому летом Министерство финансов дало старт проекту по пересмотру обобщающих налоговых консультаций для решения самых болезненных вопросов бизнеса и контролирующих органов, которые возникают из-за неоднозначного толкования налогового законодательства.
В рамках проекта планируется провести анализ всех действующих обобщающих налоговых консультаций на их соответствие установившейся практике рассмотрения споров с налогоплательщиками, а также определить несогласованные спорные вопросы налогового законодательства, которые могут быть решены министерством путем принятия обобщающих налоговых консультаций в пределах его компетенции.
Так, мы попросили бизнес, общественность, экспертов и всех желающих присылать свое видение, реальные примеры и идеи для того, чтобы налоговые разъяснения были максимально эффективными и облегчили жизнь гражданам.
— Как вы считаете, в чем была основная проблема?
— Проблема известна: неоднозначное толкование налогового законодательства является причиной многочисленных налоговых споров плательщиков и ГФС. И сегодня у нас две задачи. Первая — определить спорные вопросы законодательства. Вторая — усовершенствовать сервис налоговых разъяснений.
— Для обычных людей ставки налога остаются прежними — 18 процентов с любого дохода? Ничего не меняется?
— Для обычных людей ничего не меняется.
— На всякий случай спрошу: упрощенная система налогообложения остается?
— Конечно! Законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс не предусматривает отмену упрощенной системы налогообложения.
В то же время предпринимателю — плательщику единого налога будет разрешено при расчете общего количества наемных лиц не учитывать работников, призванных на военную службу по мобилизации, на особый период. Это позволит обеспечить надлежащее отражение численности наемных работников у плательщиков единого налога и избежать необоснованных отказов в регистрации их такими плательщиками.
— Кстати, в прошлом году одна из концепций предлагала вместо налога на прибыль внедрить налог на «выведенный капитал»: когда налог платится только из той суммы, которую предприятие выводит из оборота в качестве дивидендов, прибыли и так далее. Если же владелец предприятия вкладывает прибыль в свой бизнес, то налог не платится. Людям эта идея очень понравилась. Тем более что у фискалов не было бы повода проверять финансовый результат бизнеса…
— Переход на такой налог не предусмотрен.
— Почему?
— К этому предложению не все относятся однозначно. Поэтому идея нуждается в дальнейшем обсуждении.
К тому же, по расчетам (если исходить из базы предыдущего периода), при внедрении налога на «выведенный капитал» будет получено всего около 18 миллиардов гривен. При этом бюджет потеряет не менее 30—40 миллиардов гривен. Да и представители ГФС не согласны с тем, что нагрузка увеличится.
— То есть никакого «полегшення» предприятиям в части налога на прибыль не светит?
— Не совсем так. Мы всегда ищем альтернативные подходы, которые позволили бы стимулировать бизнес. И одной из таких альтернатив сейчас является ускоренная амортизация. Вот это предложение как раз нацелено на то, чтобы бизнес был заинтересован в реинвестировании средств.
— И что в этом особенного?
— Отличие данного механизма от налога на «выведенный капитал» в том, что последний дает определенные возможности сохранения средств, но не говорит о том, что эти средства инвестированы. Ускоренная амортизация, наоборот, нацелена на то, что бизнес получит возможность инвестировать средства и ускорить их оборот. А государство заинтересовано именно в этом. На данном этапе Минфин прорабатывает возможность введения ускоренной амортизации для того, чтобы стимулировать инвестиционную составляющую.
Кроме того, не могу не сказать, что есть изменения в части налоговых проверок: проект предусматривает публикацию на сайте Минфина плана проведения таких проверок. Они будут проходить 30 дней, а предупреждать о них станут за 15 рабочих дней, а не за десять.
— А правда, что вы предлагаете ввести налоговые каникулы на пять лет для новых предприятий?
— Да, если парламент утвердит нашу инициативу, тогда новые предприятия получат выбор, в какой системе лучше работать. Они могут предпочесть общую систему налогообложения при условии предоставления налоговых каникул на пять лет или же перейти на упрощенную с уплатой единого налога.
— От каких налогов вы предлагаете освободить новосозданные предприятия?
— Это касается только налога на прибыль предприятий. Чтобы бизнес смог работать в спокойных условиях.
— Когда можно ожидать принятия вашего законопроекта?
— С учетом всех окончательных предложений надеемся внести его до конца сентября в парламент.
— А как же бюджет? Бюджетный кодекс требует, чтобы правительство подало основную смету страны не позже 15 сентября.
— Бюджет и будет подан 15 сентября. И все изменения ставок, которые мы сейчас обсуждаем с бизнесом (в первую очередь речь идет об акцизном сборе), найдут свое отражение в этом документе.
А наш законопроект ставок не меняет, он меняет принципы обслуживания налогоплательщиков, делая их общение с фискальными органами прозрачными и понятными.
Фото Игоря Емельяненко, «ФАКТЫ»
678Читайте нас в Facebook