"Недаром говорят, что трембита — это одна из древнейших мобилок" (фото)
Ну как не откликнуться на такое объявление: «Друзья! Сегодня в 12.00 в музее будут БАРАБАНЫ!!! Такого звука музей еще не слышал! Тихо НЕ БУДЕТ!» Его разместил на своей странице в соцсети директор единственного в Украине музея истории музыкальных инструментов «БарабанЗа» запорожец Денис
Васильев. Масштабная выставка экспонатов открылась в запорожском областном краеведческом музее и продлится до 20 декабря. Участвовать в ней Васильев пригласил своего старшего товарища из Львова Любомира Кушлыка.
На выставке проводятся мастер-классы с демонстрацией возможностей инструментов. Любой посетитель может извлечь звуки из старинных бандур и казацких тулумбасов, набрать полную грудь воздуха и подудеть в турий рог, знаменитую трембиту или белую океанскую раковину. А то и создать собственную мелодию с помощью трещотки, медного таза или соломенных погремушек.
— Пять лет назад мы с женой Натальей создали музыкальный клуб под названием «БарабанЗа», — рассказывает 38-летний Денис Васильев. — С тех пор появилась собственная коллекция инструментов: что-то нам дарили, что-то мы покупали. Оказалось, что в Украине нет музея истории музыкальных инструментов, вот мы и решили исправить это упущение. Собираем преимущественно народные инструменты, и не только украинские.
В первую очередь я обзавелся ударными. Ритм — это основа жизни, а задает ритм барабан. Он — как сердце. У каждого народа есть свой барабан-сердце. В Украине это казацкий тулумбас. Первый наш тулумбас мы восстановили, а потом стали делать сами. Кстати, герб Запорожской области — единственный, на котором изображены эти старинные казацкие музыкальные инструменты.
— Сколько у вас уже собрано экспонатов?
— Около пятисот. Сейчас занимаемся поиском подходящего помещения для выставки. Мы за то, чтобы инструменты не просто лежали, а чтобы их можно было трогать, на них играть.
*Экспонаты можно было не только разглядывать — на музыкальных инструментах разрешали играть
— В этом ваши стремления с Любомиром Кушлыком совпадают?
— Да. С паном Любомиром мы познакомились во время экспедиции: я занимался исследованием украинской дрымбы, а он был одним из экспертов, у него огромная коллекция дрымб.
*Любомир Кушлык, приехавший на открытие выставки, лично знакомил посетителей со своей коллекцией. Признался, что привез в Запорожье самое интересное, оставив во Львове только то, что не поместилось в микроавтобус (фото автора)
— Сколько всего в вашей коллекции музыкальных инструментов?
— Пожалуй, около семисот, — говорит коллекционер Любомир Кушлык (8 декабря ему исполнится 70 лет). — В основном с Ивано-Франковщины, Волыни и Подолья. Есть также бандуры с востока Украины и Киевщины.
В Западной Украине до 1939 года не было коммунистического режима, и ходили кобзари-лирники. А потом их уничтожили. В фильме «Поводырь» показано, как это происходило: собрали кобзарей вроде бы на съезд, затем расправились с ними. Вообще, в советское время народная инструментальная культура связывалась с национализмом. Между тем она органична: полонина требует рогов, требует трембит — таким образом передавались сигналы. Недаром говорят, что трембита — это одна из древнейших мобилок. Каждая мелодия что-то означала. Да и дивчину из соседнего села таким образом можно было позвать на свидание, каждый парубок имел свои сигналы. Бывало, дивчина говорила: «Ой, мамо-мамо, я вже побігла», а мама отвечала: «Та не поспішай, Ганю, це ж Петро до сусідки, а не до тебе, а твій Василь ще не трембітає».
— На каком же расстоянии слышен звук?
— Мы проверяли, оказалось, трембиту слышно за 8—12 километров — в зависимости от рельефа местности, погоды, движения воздуха.
— Говорят, что гуцульская трембита — самый большой инструмент в мире.
— В музеях Закарпатья хранятся экспонаты длиной 3,4—3,5 метра. Шестиметровые трембиты выполняли роль колоколов: с их помощью созывали на церковную службу или на похороны. Гораздо позже появились составные трембиты, с ними ездили по городам и селам.
Инструментальная культура на западе нашей страны очень развита. Гуцулы и бойки хранят традиции, которые в других областях уже давно утрачены. Причем это касается не только концертного исполнения на сцене, но и обычной жизни. Помню, на Гуцульщине я записал 148 куплетов «Пісні про Довбуша». А напела мне их неграмотная сельская женщина. И сказала: «Ой, вибачте, пане, я там забула ще одну строфку, то ви її обов’язково впишіть». Играть на рогах, на трембитах во время праздников, особенно Рождества, для гуцулов — святое дело!
— Из чего делают трембиты?
— Считается, что трембита должна быть сделана из «громовиці» — дерева, в которое ударила молния. Однако найти такую смереку сложно. Мастера предпочитают вырезать инструмент из дерева, которое росло возле водопада, где равномерная влажность воздуха. Весной или осенью со смереки обрезают кору и еще несколько лет сушат дерево на корню. Потом проверяют резонансные свойства древесины, простукивают деревянным молотком, звучит или не звучит.
Заготовке сначала придают форму, затем раскалывают одним ударом топора, выбирают середину, склеивают и заворачивают в бересту, что тоже очень сложный процесс. Чтобы береста была послушной, ее вываривают в кипятке шесть часов.
— А самые маленькие музыкальные инструменты какие?
— Вы удивитесь, но это… шляпка желудя! Да, это тоже музыкальный инструмент, в него свистели. Это нелегко: надо вытянуть губы — как будто целуете ребенка в лобик — и посвистеть. Так же использовалась ракушка от виноградной улитки, в нее тоже свистели. Это самые простые музыкальные инструменты.
— Вижу, тут у вас самые разные свистульки…
— Глиняные — из Опошни Полтавской области, где находится знаменитый центр керамики. Птичка-соловейчик — с Донетчины, свистульки, изображающие «троїстих музик», — с Хмельнитчины. Этот берестяной свисток — с Полесья… Вот окарины — древний духовой музыкальный инструмент, глиняная свистковая флейта. Их еще называют свистуны, свищики. Даже этот глечик — музыкальный (исполняет гуцульскую мелодию).
— Наверное, не все инструменты поначалу были музыкальными?
— Раньше большинство из них имело ритуальное значение. Например, деркачи-трещотки применялись для того, чтобы отгонять нечистую силу, и лишь в эпоху христианства стали музыкальными инструментами. Или эти погремушки — керамические, из высушенной тыквы, лозы или соломы. Внутри обычно горох, зерно.
Вот тарелка — на территории Ивано-Франковщины, у бойков, в нее клали монетки, ставили в платок, который завязывали крестом, и таким звоном сопровождали свадебные песни, чтобы молодым богато жилось. (Напевает.) «Ой, благослови, Боже, ой, благослови, Боже, Божія Мати весілля починати…» А сам платок был символом перехода от девичества к замужеству.
— Разве на веретенах, которые есть на выставке, тоже играли?
— Сведения об этом есть, но как именно играли, неизвестно, поэтому я придумал, как это могло быть, — пан Любомир зажимает между пальцами несколько веретен и стучит по ним еще одним, это напоминает игру на деревянных ложках. И с сожалением добавляет: — Я уже, наверное, никого и не найду, кто меня поправит… Благодарен людям, которые готовы поделиться знаниями. Например, я считал, что на маковых головках играли, как латиноамериканцы играют на маракасах. А мне одна женщина сказала: «Моя бабуся делала не так», — и опустила руки с маковыми головками вниз. Так, с миру по нитке, и восстанавливаются знания.
— В Украине есть коллекции, подобные вашей?
— У меня самое большое собрание. В Киеве Раиса Дмитриевна Гусак с мужем имеют прекрасную коллекцию. В Коломые на Ивано-Франковщине живет Михаил Тимофеев, который и заразил меня страстью собирательства. В Каменском (бывший Днепродзержинск) Николай Иванов собирает академические инструменты. Мы же коллекционируем аутентичные. Теперь к нашему узкому кругу присоединился Денис Васильев, который тоже собрал немало инструментов. Но государственного музея в Украине нет! В Словакии есть, в Польше — даже четыре! Словаки, например, нашли у себя 196 видов музыкальных инструментов. Почему так много? Да потому что начали с самых простых. У них в музее даже шпоры представлены. Казалось бы, какое отношение шпоры имеют к музыке? Если они на наезднике — никакого, но если кавалеры исполняют чардаш и задают ритм танцу — шпоры выступают как музыкальный инструмент.
— Супруга не бранит за то, что часть семейных средств уходит на коллекцию?
— Наталья никогда меня не ругала, а уже шесть лет ее нет… Она мне помогала, потому что была пианисткой и музыковедом по образованию. Правда, иногда спрашивала: «Що ж ти, чоловіче, з цим будеш робити?» Это вопрос, который до сих пор не находит ответа.
2204Читайте нас в Facebook