Виктор черномырдин: «у бога ничего не прошу. Я же знаю, как это тяжело, когда тебя перегружают просьбами»
К маститому российскому политику Виктору Черномырдину журналисты всегда проявляли особый интерес. И не только потому, что жизнь Виктора Степановича, по его собственному выражению, прошла в атмосфере нефти и газа. Его речь отличается образной лаконичностью, поэтому выступления и интервью всегда были очень яркими, запоминающимися. А приписываемыми ему афоризмами пестрит весь интернет. Впрочем, не только интернет. В 2007 году небольшим тиражом вышла книга «Виктор Черномырдин: «Хотели как лучше ». Ее автор, обозреватель «Комсомольской правды» Александр Гамов, собрал свои интервью с российским политиком, в течение многих лет публиковавшиеся в газете. Через год, к 70-летию Виктора Степановича, вышло второе издание, а летом 2009-го — третье, дополненное, выпустило киевское издательство «Грани-Т». Выход сигнальных экземпляров книги совпал по времени с отъездом Виктора Черномырдина из Киева, где он возглавлял посольство России в Украине.
«Я не тот человек, которого можно просто так взять. Сразу в зубы получат! И так, что тоже мало не покажется»
Виктора Черномырдина и Александра Гамова связывают долгие годы знакомства и сотрудничества. В книге журналист вспоминает, что коллеги по работе за постоянное «преследование» Виктора Степановича называли его «штатным черномырдоведом». Дело в том, что обозреватель «Комсомолки» и политик — давние знакомые, они жили когда-то в Оренбурге на одной улице.
Вот что вспоминает Александр Гамов о том времени: «Он — тогда директор газзавода — был худым, кудрявым и курил «Беломор». А я — нахальный и задиристый — осваивал журналистское ремесло. Всякий раз, видя мой раскрытый блокнот, Виктор Степанович хмурился. На вопросы отвечал неохотно, односложно. Да и, вообще, с корреспондентами был жестоковат — мог запросто послать Лишь однажды мне удалось его разговорить. Дело было году в 1987-м, в бассейне оренбургского дворца культуры «Газовик», где вместе со всеми любил побарахтаться и Черномырдин. Вопрос у меня был дурацкий, что-то вроде: «А как вам удается так долго держаться на плаву?» «Надо работать не только руками, но и головой!» — примерно так он тогда объяснил секрет своей плавучести. И почему-то глубоко нырнул »
Непотопляемость Виктора Степановича, действительно, удивляла многих. Он умудрился проработать премьер-министром российского правительства более пяти лет — с декабря 1992-го по март 1998 года. Да и на дипломатической стезе слыл долгожителем. Целых восемь лет (с 2001-го по 2009 год), несмотря на постоянно возникавшие слухи об отставке, Виктор Черномырдин возглавлял российское диппредставительство в Киеве. А на все инсинуации реагировал своеобразно: «И кто тут меня может заменить? Убью сразу Извините».
В 1998 году российский президент Борис Ельцин вновь хотел назначить Виктора Степановича премьер-министром, однако Госдума не поддержала его предложение. По этому поводу журналист поинтересовался у ЧВС (так, по инициалам, именуют Черномырдина в политических кругах. — Авт. ), любит ли он по-прежнему Ельцина?
- Что значит, любишь — не любишь? — ответил Черномырдин. — Во-первых, я к мужикам слово «люблю» не применяю. Если бы я сейчас понес на Ельцина вдоль и поперек, и авторитет, и рейтинг мой подпрыгнули бы до потолка, а страна бы где была? Да на хрена мне это надо?! Вы думаете, почему Черномырдин тащил все это (премьерство. — Авт. ) шесть лет? Черномырдин вообще в жизни вторым никогда не был. Он всегда был первым. И мне стоило больших усилий быть вторым.
В очередной раз о его возможной отставке с поста посла заговорили в 2005 году, после того как на президентских выборах победил Виктор Ющенко. Тогда Александр Гамов поинтересовался у ЧВС, не боится ли он, что его «заклюют» за то, что, мол, официальная Москва проиграла выборы в Киеве?
- Меня этим не прошибешь, — ответствовал Виктор Степанович. — Я не та фигура, не тот человек, которого можно просто так взять. Сразу в зубы получат! И так, что тоже мало не покажется. Давайте успокоимся. Здесь, в Москве. Они сами без нас разберутся — на Майдане, на Подоле В другом месте. Успокоятся. Как займутся экономикой и нуждами людей, я вас уверяю, никаких майданов не будет. Никуда народ идти не будет. Но не надо так эмоционально здесь — проиграли, отдали. И не надо меня припирать! Не надо!
«В детстве батюшка посмотрел на меня и сказал: «Наверное, будет рыбаком». Не угадал»
По завершении дипломатической каденции в Украине Виктор Степанович стал советником и специальным представителем президента России по вопросам экономического сотрудничества с государствами — членами СНГ. А как-то накануне 1 апреля 2005 года Александр Гамов разыграл Черномырдина, решив «устроить» его на весьма непыльную работенку. Почувствовав подвох, ЧВС подыграл журналисту.
- Виктор Степанович, в Кремле готовится указ Путина о назначении вас спецпредставителем президента по взаимодействию с бывшими руководителями: России — Ельциным, Грузии — Шеварднадзе, Украины — Кучмой, Киргизии — Акаевым.
- Ну надо же! И что я с ними буду делать? Что, я у них бригадиром буду, старшиной? Буду их выстраивать и заставлять работать?
- В указе написано: « в целях использования их опыта для дальнейшего недопущения развития кризисных ситуаций в других государствах СНГ »
- Что они, куклы какие, что их можно передвигать?
- И еще есть идея — построить в Барвихе городок, поселить их вместе.
- Да передерутся Я не хочу у них бригадиром!
Как-то Александр Гамов в беседе с Виктором Степановичем затронул тему своеобразия черномырдинской речи.
- По-моему, раньше вы немножко стеснялись говорить как сейчас — образно, афористично. Я помню, даже одно время перед телекамерами читали по бумажке
- А зачем мне бумажки? Я говорю по-простому, как умею. Но скажу тебе: понимают кому надо, и понимали всегда подчиненные. Два раза повторять не надо
Кстати, накануне 70-летия Черномырдина корреспонденты «ФАКТОВ» во время интервью с Виктором Степановичем еще раз удостоверились в том, как легко вылетают из его уст знаменитые «черномырдинки».
- Вы верующий человек? В церкви бываете? — поинтересовались «ФАКТЫ» у юбиляра.
- Хожу. Совсем недавно был в соборе. А крестили меня лет в шесть-семь. У нас в селе церкви не было — сломали. Приехал к нам как-то священник. Я в то время на речке был. Дед нашел меня, притащил к священнику. А у меня на ногах прямо цыпки кровяные! Батюшка посмотрел и говорит: «Ну, наверное, рыбаком будет!» Но не угадал.
- Часто обращаетесь к Богу с просьбами?
- Да чего я буду его перегружать? У Бога ничего не прошу. Я же знаю, как это тяжело, когда тебя перегружают просьбами
Еще один забавный эпизод случился на прощальной пресс-конференции, которую Виктор Степанович проводил в российском посольстве в Украине. Перед началом мероприятия операторы попросили пишущую братию не вскакивать с мест, пока дипломат не усядется за столом. Но, как водится, одна из коллег таки принялась устанавливать свой диктофон на столе, перекрыв операторам кадр. Из зала стали на нее шикать, но безрезультатно. Тогда одна из журналисток громко крикнула: «Девушка, залезьте, пожалуйста, на стол!» Виктор Степанович, наблюдавший мизансцену, отреагировал мгновенно: «На стол? Я могу и на столе!» и сделал соответствующий жест. Зал грохнул от хохота
«Обжираться не надо. Вот и похудеете »
На людях Виктор Черномырдин появлялся всегда подтянутым, одетым с иголочки, загоревшим. А последние несколько лет — и заметно похудевшим. Ходили слухи, что он сел на какую-то новомодную диету, но сам это отрицал. Говорил, мол, не до диет. Тем не менее изменение подхода к питанию имело место быть.
- Виктор Степанович, а вас не узнать!
- Да, я похудел на двенадцать килограммов.
- Как же умудрились-то?
- Был в отпуске за границей. Первый раз в жизни. Там курс оздоровления прошел по новой методике. Видишь, даже фигура изменилась.
- Что за методика такая?
- Умеренное, правильное питание. Меньше хлеба, картошки. Мясо можно, чтобы сытно, но не до обжорства. И не есть на ночь много сырых овощей. Особенно помидоров. Плюс хорошая физзарядка. У меня тренажеры. Беговая дорожка — милое дело!
- И сколько пробегаете?
- По-разному. Смотря за чем бегу.
- А секс не возбраняется?
- Э, нет! Наоборот, поощряется. Он укрепляет сердечно-сосудистую систему
Кстати, на эту тему у Виктора Степановича есть весьма емкое выражение: «Секс — это тоже форма движения »
Что касается диеты, то супруга Черномырдина Валентина Федоровна рассказывала Александру Гамову, что ее муж полюбил щавелевый суп на воде. Основной ингредиент блюда она начала выращивать на подмосковной даче. А еще Черномырдин очень нахваливал щи с борщами, которыми баловала его жена.
- У жены щи с борщами — просто объедение, — продолжает Черномырдин. — Она же у меня украинка. Еще люблю картошечку, поджаренную на топленом сливочном масле. Пока был жив брат, он выращивал на нашем огороде, где мы еще в детстве вместе пахали, свой особый сорт да слал мне в Москву. Коллеги по правительству, бывало, укоряют: Виктор Степанович, да неужто мы вам здесь картофеля не припасем. Я им: картофеля, мол, хватает, а мне бы — картошечки. Нашенской, оренбургской! Еще мы раньше помидоры и арбузы солили, причем в капусте. Что-то невероятное! В бочках. И именно в капусте. Ну а когда пельмени на столе — это уже совсем праздник!
Сибирские пельмени — ма-а-ахонькие, а у нас — большие. И еще их можно есть абсолютно без хлеба. Это даже исключено. А чтобы они были вкуснее, используют особую комбинацию мяса — обязательно несколько сортов. И водички в фарш, чтобы соку побольше. Недавно вдруг узнаю, что некоторые делают пельмени с рыбой. Нет, это у нас не пройдет! Да, вот еще что. Для сибирских тесто замешивают мягкое, а у нас — наоборот. Много силы надо вложить в наше тесто. Причем сила нужна мужская, женщине такое тесто не замесить.
- Неужели сами месите?
- А что? Я умею. Обычно жена ставила, а я месил У меня, знаешь, какие пельмени получаются? Только их нельзя сворачивать, может сок потечь. А так он держится. Сваришь просто объедение, я тебе скажу! С перчиком, с горчичкой
- А к пельменям-то что?
- Как что? Конечно же, водочка. Иначе, какие же это пельмени?
Пельмени «по-черномырдински»
Фарш: в равной пропорции смешать пропущенные через мясорубку говядину и свинину, по вкусу добавить мелко нарезанный лук, черный молотый перец и соль.
Тесто: налить в кастрюлю два стакана сырой воды, вбить три сырых яйца, смесь посолить, тщательно перемешать и, добавляя муку, месить до тех пор, пока тесто не станет упругим.
Готовое тесто раскатать на «колбаски» диаметром два сантиметра, порезать на одинаковые кусочки и раскатать тонкими лепешками. Пельмень должен быть размером с маленький чебурек. В кастрюлю с водой положить половину луковицы, черный перец горошком, соль. Воду довести до кипения и опустить в нее пельмени. Когда они вздуются и всплывут, выловить шумовкой и подавать на стол.
Читайте нас в Facebook