Актриса Театра на Подоле Софья Письман: "В 90-е годы монтировала программы на телевидении"
В Межигорье, под Киевом, полным ходом идут съемки стосерийной мелодрамы канала «Украина» «Райское место». Несмотря на то что работа над картиной еще не закончена, премьера первых серий состоится уже на следующей неделе. Режиссер сериала Дмитрий Гольдман говорит, что именно по такому принципу снимаются все известные зарубежные многосерийные картины. Кстати, чем закончится сериал, сами авторы еще не знают.
В центре сюжета картины «Райское место» история круглой сироты Нины, которая мечтает когда-нибудь стать владелицей отеля. Она приобретает опыт работы горничной в гостинице, расположенной в живописных Карпатах. Главную роль сыграла 19-летняя студентка Киевского национального университета театра, кино и телевидения имени Карпенко-Карого Клавдия Дрозд. Грозную хозяйку отеля — ведущая актриса Театра на Подоле Софья Письман. Ради съемок артистка пожертвовала своими рождественскими каникулами.
— Знаете, что режиссеры называют вас одной из самых ответственных актрис?
— Наверное, все это благодаря театру, которому служу уже много лет. Я требовательна не только сама к себе, но и к своим героиням. Какими бы они ни были. Вот сейчас в «Райском месте» играю Тамару — хозяйку отеля, достаточно противоречивую особу. Но она мне все равно нравится. Потому что она не хорошая и не плохая, а нормальная, не святая. Не люблю, когда персонаж окрашивается только черными или белыми красками. Люблю палитру. Это, мне кажется, более жизненно. Ведь мы все такие: не хорошие и не плохие. Обычные люди со своими заботами, страхами, отношением к семье, детям. Мой сын уже взрослый, но для меня ведь он по-прежнему ребенок.
— Бывает, что до сих пор воспитываете?
— Или он меня… Положив руку на сердце, признаюсь, что я была разной мамой, потому что всякие случались ситуации. Сыну Максиму тридцать два года, мы с ним друзья, и я горжусь этим. Рожала его в те годы, когда беременность для артистки была на грани преступления. Многие актрисы, увы, так и остались без детей. Работа в театре требует полной отдачи.
Помню, однажды сын преподнес мне урок. Он был еще совсем маленький, мы жили в небольшой комнатке общежития при театре. Я пришла домой после спектакля, увидела, что вокруг беспорядок, книжки раскиданы, и стала отчитывать сына. И вдруг мой ребенок посмотрел на меня и очень по-мужски сказал: «Не крици на меня!» Говорить еще толком не мог, и меня почему-то это не разозлило, а очень рассмешило. Он меня отрезвил, я остановилась и говорю: «Как ты с мамой разговариваешь?» Ему на тот момент было два с половиной года. Он спрашивает: «С мамой нельзя, а с Максимом можно?» Эту фразу я запомнила на всю жизнь. У нас с Максимом никогда не было запретных тем, мы все выясняли откровенно, и сегодня могу сказать, что сын — мой самый большой друг.
— Вы родились в Азербайджане. Потом перебрались в Москву, но быстро ее покинули. Почему?
— Да, я бакинка. Только небольшой период жизни провела в России, в Москве. Чтобы там остаться, надо было делать прописку, поступившись своими принципами. Я так не смогла и уехала. Но никогда не пожалела об этом. Из Москвы переехала в провинциальный брестский театр, где проработала несколько лет. Зато сколько ролей там сыграла! Брест называю своей основной театральной школой. Уехала оттуда с хорошими ролями за спиной и глубоким пониманием профессии.
— И стали работать в Киеве?
— В Бресте встретила замечательного актера Сергея Сипливого, киевлянина. Он все время рвался на родину. Став женой Сергея, вместе с ним и приехала в Киев. Этот город уже стал для меня родным. Я служу на сцене Театра на Подоле, востребована (тьфу-тьфу-тьфу) и любима. Мы с мужем уже тридцать лет вместе.
— Поделитесь секретом крепких отношений.
— Наверное, рецепта нет. Просто, мы все еще любим друг друга, хотя ругаемся каждый день. Может быть, это и есть система наших отношений. Так получилось, что мы работаем везде плечо к плечу. Даже в кино начали сниматься вместе.
— Вы с Сергеем актеры Театра на Подоле, новое здание которого на Андреевском спуске сейчас бурно обсуждается. Как ваше впечатление?
— Я в восторге. Сам факт того, что более чем за 100 лет в Киеве построили новое здание театра, похвально. Мне нравится новый фасад, даже несмотря на то, что он еще не до конца оформлен. Там будут висеть афиши, и театр обретет современный вид. А исторический дух Андреевского спуска, о котором все так упорно говорят, никуда не делся. К тому же из исторического там осталась только Андреевская церковь. Мне нравится, как преобразился внешний вид Театра на Подоле. Конечно, расстраивает снобизм некоторых киевлян, но, с другой стороны, еще ни одно из архитектурных новшеств не было воспринято однозначно на ура. Давно пора бы к этому привыкнуть. Время все расставит на свои места.
— Вас называют лучшей исполнительницей роли Коробочки в «Мертвых душах».
— За нее я получила когда-то «Киевскую пектораль». К этой роли я до сих пор отношусь очень трогательно. В ней есть частичка моей души. Она моя. Роль Коробочки — достаточно известная, ее играли много замечательных театральных актрис. Признаюсь, вначале я даже боялась своего персонажа. Может, поэтому она и получилась у меня особенной, неповторимой. Знаете, однажды Коробочка даже мне приснилась. Самой большой проблемой было то, что она глупая, я не понимала, как это сыграть. Меня не учили играть дуру или умную. И я задумалась, почему же она в результате кажется дурой? Когда раскрыла для себя этот секрет, все сложилось.
— Правда, что был период, когда вы монтировали на телевидении программы?
— Время было такое. Театр особо никогда не кормил, а тут девяностые годы, работы для актеров вообще не стало. Фильмы перестали сниматься. А ведь надо было как-то жить. Вот мы с командой и стали делать буквально с нуля программу «Музыкальный подъезд». Все снимали сами. Я разве что за камерой не стояла. Монтировала, режиссером была. Кстати, программа была достаточно популярна. На самом деле, я благодарна судьбе, что этот опыт был в моей жизни. Если бы не сложности, не уверена, что вообще когда-нибудь вылезла бы из театра.
— Говорят, это как болезнь.
— Это становится просто способом твоего существования. Всю мою жизнь занимал театр. На пятнадцать минут отошел — родил, на шестнадцать — кого-то похоронил. Но я никогда не жаловалась. Потому что просто не мыслила свою жизнь вне сцены. Наверное, я счастливый человек.
— У вас вообще бывают выходные?
— Редко. Если это случается, то я провожу их дома рядом с мамой и не хожу даже за хлебом. Мне комфортно, уютно, я очень люблю свой дом.
— Сейчас снимаетесь в роли знаменитой актрисы Фаины Раневской. Говорят, внешне вы удивительно похожи.
— Это дело рук гримеров. На самом деле фильм еще не начал сниматься в полную силу. Идет работа над сценарием — его продолжают корректировать. Поэтому проект периодически замораживается. У меня были лишь пробы и съемки в пилотной версии. Признаюсь, они дались тяжело. Фаина Раневская — героиня, о которой никто ничего не знает и одновременно знают все. Это совершенно парадоксальный персонаж. К тому же наверняка все ждут, что я буду играть такую хохмачку, которая постоянно юморит и ругается матом. А ведь жизнь Раневской была драматичной, сложной и полной одиночества. Признаюсь, мне до сих пор страшно за этот образ браться.
3640Читайте нас в Facebook