15-летний скрипач Илья Бондаренко: "На торжестве в Белом доме нас послушали около пяти тысяч американцев"
На рождественские праздники Белый дом традиционно устраивает концерты и открывает свои двери для всех, кто купил билеты. В этом году на праздник впервые были приглашены украинские музыканты — дуэт юных скрипачей Two Violins («Две скрипки») и джаз-бенд Натальи Лебедевой. Специально для американской публики они исполнили в джазовой обработке знаменитое произведение Леонтовича «Щедрик», которому в этом году исполнилось 100 лет. А также представили собственные произведения.
Two Violins успешно гастролирует по всему миру. Выступали на благотворительном балу принца Гарри в Лондоне, на концерте, посвященном 70-летию ООН, в Карнеги-холле вместе с коллективом Youth International Philharmonic Orchestra, на встрече дипломатов ООН с Папой Римским, дали концерты в Японии.
Кроме того, 15-летний Илья Бондаренко является лицом международного проекта «Пазлы Вечности», цель которого — открывать миру неизвестное скульптурное наследие львовского Микеланджело — Иоганна Пинзеля.
Вернувшись из США, Илья вместе со своим педагогом Андреем Малаховым и менеджером Катрей Кот приехали в «ФАКТЫ», чтобы поделиться своими впечатлениями от выступления в Белом доме.
— Для меня концерт в Белом доме стал нереальным событием, — с порога признается Илья Бондаренко. — Впервые я побывал в США, когда нас пригласили выступить на концерте в штаб-квартире ООН с презентацией проекта «Пазлы Вечности». Тогда мы исполняли произведения Баха в джазовой обработке Натальи Лебедевой и сочинения украинских композиторов, в том числе «Щедрик» (также в джазовой аранжировке Натальи). Впервые я играл его на Майдане во время Революции достоинства. Тогда же у нас был запланирован концерт барочной музыки в филармонии, вокруг которой разворачивались трагические события, все горело. В нашем проекте был задействован музыкант из Санкт-Петербурга Константин Щеников-Архаров. Очень боялись, что он не приедет. Когда Андрей Викторович поехал на вокзал встречать его, из питерского поезда вышел только один человек — наш музыкант с лютней (старинный струнный инструмент).
Представленную на Майдане версию «Щедрика» мы повезли и в ООН вместе с фотовыставкой Игоря Гайдая Faces of Freedom. Maidan («Лица свободы. Майдан»). После выступления к нам подошел Посол Украины в ООН Юрий Сергеев и сказал, что нам необходимо выступать в Белом доме, продвигать свою программу. «Нужно, чтобы вас услышали в Америке, вам есть чем поделиться», — сказал он. И вот тогда мы загорелись желанием попасть в Белый дом.
— Как вам это удалось?
— Не существует специального конкурса или заявок. Это все работа нашей команды, культурной дипломатии, усилия многих людей, представителей украинской диаспоры, помощь меценатов. Каждый год на пасхальные и рождественские праздники Белый дом становится открытым для посетителей. Люди приходят в президентскую резиденцию на экскурсию, а по ее завершении в главном холле их ждет концерт. Посетителей приглашают туда группами до 100 человек, они слушают минут 15, потом впускают следующую группу. И так весь день.
Для меня это было очень ответственно, ведь мы оказались единственными представителями Украины и единственными не американскими артистами на торжестве. Играли более двух часов, потом нас попросили продлить выступление на полчаса, затем еще на столько же. Публика никак не хотела отпускать. Нас послушали около пяти тысяч американцев. После выступления люди подходили, спрашивали, где можно купить наши диски. Свои диски мы передали и Бараку Обаме. Он ведь очень любит джаз и сам играет на фортепиано.
*На концерте в Белом доме Илья Бондаренко познакомился со многими музыкантами со всего мира. Фото Валентина Зубакова
— Где еще вам удалось побывать?
— Из Вашингтона отправились в Нью-Йорк, где дали концерт для прихожан украинской греко-католической церкви, которая нас поддерживает. Обычно в таких поездках все время занято репетициями и выступлениями, даже выспаться полноценно не удается. А тут выдалось целых четыре свободных дня — огромный подарок для меня на Рождество. Мы гуляли по городу, посещали концерты, знакомились с достопримечательностями.
Жили на Манхэттене, напротив одного из старейших ирландских пабов «Максорлис», известного по кадрам из гангстерского фильма «Однажды в Америке». Просто не могли не зайти в этот паб, решив перекусить. В это же время там находились двое ирландцев — отец и сын, которому в тот день исполнялся 21 год. Они приехали всего на один день из Ирландии, специально в этот паб. Я не удержался и решил сыграть для них несколько ирландских композиций. Они были в полном восторге, и публика нас тоже поддержала. Официанты не хотели отпускать. Когда мы на следующий день зашли пообедать, официант удивленно спросил: «А где ваша скрипка?» Пришлось идти за инструментом. В общем, мы играли в этом пабе все четыре дня. На прощание нам подарили пивные кружки с автографами, сувениры. А я подумал: вот было бы здорово, чтобы на стенах этого исторического заведения среди множества снимков великих людей когда-нибудь появилась и моя фотография.
— Вполне возможно, что так и будет. Ведь в 13 лет ты уже выступал в Нью-Йорке, в Карнеги-холле.
— Это было большое мероприятие, посвященное открытию 70-й сессии ООН. Чтобы попасть туда, нужно было заполнить заявку. У нас возникла проблема: принимали анкеты только от музыкантов старше 18 лет. Но Катря все равно отправила письма. И нам пришел ответ с приглашением посетить мастер-классы, репетиции, поучиться. Такой шанс выпадает нечасто, это большая удача.
Получилось, что первым нас увидел директор оркестра и удивился: «Вы все-таки приехали! Что ж, раз вы такие молодцы, прилетели издалека, так уж и быть, послушаю вас». Дал нотные тексты и 15 минут времени. Кроме того, мы с Таней (Татьяна Жмендак — участница дуэта до 2017 года. — Авт.) сыграли произведения из нашей программы «Бах в джазе». После этого руководитель оркестра сказал: «Я себе не прощу, если не поменяю правила и не приму вас в оркестр». Мы прямо ушам своим не поверили, переспрашивали друг друга. Таким образом, стали участниками невероятного оркестра, в состав которого входили известные музыканты и ведущие дирижеры со всего мира. Всего состоялось девять концертов в Нью-Йорке, включая выступления в Карнеги-холле и на Бродвее.
— Как ощущал себя 13-летний парень среди взрослых профессионалов?
— Было очень страшно. Но самое ужасное то, что поначалу рядом не было моего учителя. К выступлениям готовились в течение месяца, работая с тремя разными дирижерами и программами, каждый день репетировали с восьми утра до девяти вечера, а спустя неделю, когда приехал Андрей Викторович, репетиции продолжались еще дома — до 11—12 часов ночи. В результате не все выдерживали график. Приезжая в гостиницу, я просто валился с ног.
— Вы стали также единственными украинскими музыкантами, выступившими на благотворительном приеме принца Гарри в Лондоне. А там вы как оказались?
— Все началось еще в 2014 году, с проекта «Пазлы Вечности». Когда мы увидели, в каком состоянии находится музей знаменитого скульптора Пинзеля во Львове, решили, что нужно предпринимать какие-то действия. Что могут музыканты? Привлекать внимание к проблеме своим творчеством. Специально для этой цели совместно с Натальей Лебедевой была создана программа «Бах в джазе». А презентовали мы ее в главном офисе ООН. Тогда нас очень поддержал известный украинский меценат Богдан Гаврилишин, к сожалению, ныне покойный. Он верил, что мы попадем в Белый дом. А первая леди Украины Марина Порошенко предложила показать проект в Лондоне — для дипломатического корпуса и британцев.
После концерта в посольстве Украины в Лондоне к Катре Кот подошла женщина и спросила: «Хотите выступить на балу принца Гарри?» У Катри от удивления глаза округлились, а когда она рассказала об этом нам, мы решили, что это шутка. Но уже на следующее утро женщина перезвонила и еще раз повторила свое приглашение. Через пять дней мы снова полетели в Лондон. Это было благотворительное мероприятие для высшего общества Великобритании, целью которого стал сбор средств для жертв военных действий. Для нас эта тема была очень актуальной, ведь тогда как раз начались печальные события на востоке нашей страны, появились первые пострадавшие. Для музыкантов с мировым именем — большая честь выступать на подобном мероприятии. Кроме того, нужно было сделать взнос в размере трех тысяч фунтов стерлингов. Мы же ничего не платили. Все, что мы могли преподнести, это сувениры из Украины: флешки, где были представлены музыка, проект, посвященный Пинзелю, истории нашей страны.
На приеме присутствовали около 450 человек, в том числе и сам принц Гарри, который открывал мероприятие. Специально для этой публики устроили показ мод, аукцион картин, где удалось собрать полтора миллиона фунтов стерлингов. А потом состоялся концерт, в котором приняли участие известные британские музыканты и мы — дуэт Two Violins и трио Натальи Лебедевой. После выступления к нам подходили разные люди и выражали свой восторг и поддержку. Одна очень уважаемая дама сказала: «Двери моего замка всегда открыты для вас».
— Уже воспользовались предложением?
— Сейчас готовим новую программу, с которой отправимся в тур по Великобритании. Мне повезло, что со мной работают такие педагоги и такая команда. Я не успею о чем-то помечтать, как они реализовывают новые и новые проекты. Главное, успевать качественно заниматься, делая новые программы, и нырять в разные стили музыки. Мне очень нравится такой нестандартный подход к работе. Кроме того, Андрей Викторович изначально поставил передо мной сложную задачу. С детства я выступаю на сцене со взрослыми профессиональными музыкантами, что не позволяет расслабиться. В восемь лет отправился на свои первые гастроли, играл программу в двух отделениях!
— С детства хотел стать музыкантом?
— В выборе чем заниматься, от меня, по большому счету, ничего не зависело. Мама у меня тоже музыкант. Однажды, когда я был еще совсем маленьким, она услышала, как играют воспитанники ансамбля Малахова, и была поражена работой учителя. Тогда и решила, что мне нужно заниматься именно у этого педагога. Когда мне исполнилось шесть лет, мама привела меня к Андрею Викторовичу. Не могу сказать, что я был в восторге от этих занятий. Сто раз хотелось все бросить. По-настоящему музыка начала нравиться после 10 лет, я стал более ответственно заниматься. И это заслуга Андрея Викторовича.
Каждый день играю на скрипке минимум по четыре часа — и это только самостоятельная работа, к тому же работаю с учителем, выполняю домашние задания, разбираю новые произведения. А еще занимаюсь композицией с педагогом Алисой Кобзарь, которая пишет самобытную современную музыку с использованием новейших электронных технологий и компьютерных программ. Также сочиняю и хочу продолжить сочинять музыку, создавая произведения на стыке стилей. В прошлом году мы исполнили произведения Алисы Кобзарь на международном фестивале композиторов «Электронный коктейль» в Академии музыки в Кракове. Это был наш дебют в жанре электронной музыки.
— Чувствуешь себя знаменитым?
— После стольких выступлений и гастролей можно было бы и так сказать. Но это не такая популярность, когда узнают на улице. Для меня это только начало пути, нужно еще много учиться, совершенствоваться, реализовывать новые проекты. Над программой «Бах в джазе» необходимо еще работать и работать, ведь у этого композитора столько произведений, что глаза разбегаются.
— Каким видишь свое будущее лет через десять?
— Хотелось бы получить образование, мечтаю программу «Бах в джазе» представить в новом украинском зале. К сожалению, пока в нашей стране нет такого зала. Мечтаю выступать по всему миру с разными проектами и музыкантами, продолжать писать собственную музыку. Трудно даже представить, что может случиться. Ведь еще пять лет назад для меня все эти выступления в Белом доме, Карнеги-холле, на балу у принца были как полет в космос. Правильно говорил Богдан Гаврилишин: «Буйно мрійте!»
3137
Читайте нас в Facebook