Переселенцы из Донецка открыли первый в Сумах центр помощи детям с задержкой психического развития
То, что с ее младшим сыном «что-то не так», Елена Абаева заметила четыре года назад, когда ребенку было восемь месяцев. Забив тревогу, обратилась за консультацией к медикам. Семья тогда жила в Донецке. Врач-невролог, осмотрев ребенка, назначила курс лечения. Через месяц заверила: «Мамочка, расслабьтесь, с малышом все хорошо». И Елена успокоилась. Теперь понимает: поверив доктору, упустила драгоценное время. Когда в 2014 году в Донецке появились первые блокпосты, семья с двумя детьми уехала в Сумскую область. Именно в Сумах медики поставили мальчику диагноз: задержка психического развития с аутическим спектром. Но в областном центре не оказалось специалистов, которые могли бы помочь особенному ребенку. И тогда Елена и ее муж, продав квартиру в Донецке и выиграв грант, сами создали первый в Сумах специализированный центр «Счастливые дети».
— Вот здесь у нас кабинет психолога, в нем проводится первый прием и диагностика, — устраивает мне экскурсию по своему центру 36-летняя Елена Абаева (на фото). — Занятия проходят как индивидуально, так и в группе. Наши маленькие пациенты — самые честные люди на земле. Они не умеют обманывать. Это детки, которые откликаются только на любовь и правильную заботу. Если с малышом не заниматься, не понимать его реакции, поведение, то могут случиться непоправимые вещи. К счастью, сегодня у родителей есть возможность общения со всем миром. Когда мы поняли, что у нас родился такой ребенок, именно Интернет помог разобраться в проблеме.
— Почему вы решили назвать свой центр «Счастливые дети»?
— Наверное, потому, что я сама — счастливый человек. Счастлива, что переехали в Сумы. Что познакомились с таким количеством интереснейших людей, у которых горят глаза от того, чем они занимаются. Это безумно интересно. Мне очень хочется, чтобы счастливых детей и счастливых семей становилось больше. А мы им будем в этом помогать.
Мой второй ребенок появился на свет в 2012 году. Он постоянно кричал, был очень возбудимым. В три месяца мы пошли на консультацию к неврологу. Только тогда выяснилось, что при родах произошла гипоксия (кислородное голодание головного мозга ребенка). Раньше мне об этом никто не говорил. Невролог прописала курс лечения. Повторное УЗИ показало, что для беспокойства нет причин. Об этом говорили и врачи. Я послушалась. И ошиблась. Потом узнала: когда наблюдается органическое поражение мозга, как у моего сына, его нужно корректировать медикаментозно. Чем раньше начать лечение, тем лучше окажутся результаты в будущем. Но в Донецке нам даже не установили диагноз. Впервые о том, что у моего ребенка аутический спектр, я узнала от сумского невролога. Диагноз сына и стал толчком к созданию центра для особенных малышей «Счастливые дети».
*Елена и Роман Абаевы с детьми — 12-летним Иваном и четырехлетним Владиком. Фото из семейного альбома
— Многие родители в таких случаях отчаиваются, впадают в депрессию, рушатся семьи. Ваша жизнь тоже кардинально изменилась.
— За последнее время было столько событий. В 2014 году мы собрали своих детей и племянников, и, как думали, на лето уехали в село Сумской области. Тогда все люди были очень отзывчивые, предоставляли переселенцам дома бесплатно. Мы надеялись, что в Донецке все быстро закончится и вернемся домой. Оказалось, пока возвращаться нельзя. Стали думать, где жить. Старшему ребенку требовалась школа. И мы поехали в Сумы. Город нам очень понравился. Уютный, спокойный, красивый. Подходит по темпу жизни для родителей, у которых такие детки, как наш Владик.
После того как невролог сказал, что мой сын имеет особенности психического развития, мы обратились за консультацией к психиатру. Он сообщил (из лучших побуждений, конечно же): «Ваш сын дурачок, просто смиритесь с этим». Всю дорогу назад мы с мужем молчали. А дома начали метаться. Это происходит со всеми родителями особенного ребенка. Сначала они ищут волшебную таблетку и дорогостоящее лекарство. Бросаются из крайности в крайность. Все продают в поисках чудо-препарата. Осознание приходит потом. Как и опыт, и качественная информация. А главное — понимание того, что никакой таблетки не будет. Ребенок никогда не станет таким, как обычные дети. Но если с ним не заниматься, он может еще больше деградировать.
— То есть в Сумах специалистов, способных помочь ребенку, вы не нашли?
— Психиатр же сказал: смиритесь, — говорит собеседница. — Но мы не смирились. Попали на прием к главному детскому генетику Сум, она направила в Харьковский медико-генетический центр. Нам сделали глубокую диагностику и анализы, прописали курс лечения. Торопились, ведь четко знали, что в таких случаях что-то изменить в сознании ребенка можно до определенного времени. Сейчас раз в два месяца делаем контрольные анализы и корректируем терапию.
Там же, в Харькове, прошли курс дельфинотерапии, затем курс лечения по методу Томатиса (аудиотренировки с использованием специальных устройств, стимулирующих функции мозга. — Авт.). Что именно помогло сыну, сказать сложно. Комплексный подход явно дал старт положительным изменениям. У сына появился более осмысленный взгляд, он начал смотреть в глаза людям, стал контактнее, научился есть ложкой. Сыночек стал радоваться, играть, проявлять свои желания, говорить первые слова. Для родителей обычных детей это привычные вещи. А для нас — огромный прогресс.
*"Наш центр — маленькая дружная семья, — говорит Елена Абаева. — Бесконечно радуемся успехам деток"
— Как пришла идея создания центра?
— Когда оказалось, что у дефектологов не хватает квалификации и опыта, чтобы работать с нашим сыном, я предложила мужу: «Давай сами откроем такой центр». Муж поддержал идею. Сейчас я, кандидат экономических наук, получаю второе высшее образование. Учусь в педагогическом университете по специальности «коррекционное образование».
Поначалу у нас с мужем не было ничего, кроме идеи. Находясь в Харькове, наткнулись на информацию о программе грантов для переселенцев. Заявку подали в последний день. Прошли отбор, я три месяца ездила на учебу в Харьков. В четыре утра садилась на маршрутку и поздно вечером возвращалась. По гранту нам выделили 90 тысяч гривен на приобретение оборудования. Мы смогли легально завезти в Украину прибор для стимуляции мозга «Томатис». Для этого пришлось четыре месяца сражаться с украинскими таможенниками. Они не знали, как в этом случае оформить документы, их не устраивали международные образцы. Но благодаря упорным стараниям Виктории Стаховой (которая курировала написание моего бизнес-плана для грантовой программы) в марте 2016-го заветный чемоданчик с прибором был в Сумах. Для меня Виктория — ангел-хранитель и профессионал своего дела!
В аппарат «Томатис» входят наушники специальной конструкции, через которые ребенок слушает определенную мелодию. Используемые в устройстве звуковые сигналы стимулируют активность внутреннего уха, в том числе тех его частей, которые влияют на слуховые и моторные функции. Звук передается вначале на барабанную перепонку, а затем благодаря костной проводимости стимулирует рефлекс сокращения-расслабления мышц стремечка и молоточка. Эффективность метода основана на сенсорной стимуляции мозга. Звуковая вибрация, проходя по слуховым путям, преобразуется в электрические импульсы, которые стимулируют кору головного мозга.
Для лечения используются только обработанные специальным образом оркестровые мелодии Моцарта, григорианское смешанное пение и вальс. Музыкальная программа создается в лаборатории: на обычную музыку накладываются специальные фильтры. Метод универсальный, помогает при речевых расстройствах, нарушениях координации движения, нарушениях аутического спектра, эмоциональных расстройствах, депрессиях, тревожности, проблемах, связанных с концентрацией внимания.
— В какую сумму обошелся аппарат?
— Мы заплатили за него 90 тысяч гривен грантовых и 56 тысяч гривен своих денег, для чего пришлось продать квартиру в Донецке, — объясняет Елена. — Нашли в Сумах помещение, сделали ремонт, за свой счет обучаем специалистов. У нас в центре работают по методике АВА-терапии (интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих процессах). Обучение дорогое. До нас в Сумах его не было. Также применяем сенсорную интеграцию, песочную терапию, сказкотерапию, игровую логопедию. В группе не больше трех-четырех малышей, к каждому прикреплен специалист. Помогаем деткам с аутизмом, умственной отсталостью, задержкой психического и речевого развития, синдромом Дауна. Предлагаем только те методы, которые работают. Мы все — маленькая дружная семья. Бесконечно радуемся успехам подопечных. Трое наших деток уже заговорили. Несколько пошли учиться в общеобразовательные учреждения. Нас эти результаты просто окрыляют.
Для того чтобы поддерживать родителей особенных детей, мы создали и общественную организацию «Мир счастливых детей». Мамы и папы таких деток должны быть и врачами, и юристами, и психологами, и социальными работниками. Пока, к сожалению, в Украине дети с особенностями в развитии государству и обществу не очень нужны. Я мечтаю, чтобы в каждом областном центре было такое место, куда родители могли бы обратиться за помощью. Где им бы объяснили прямо на пальцах: куда идти, какие анализы сдавать, где принимают специалисты. Наша общественная организация планирует работать именно в этом направлении. В ближайшее время хотим выпустить информационный буклет «Дорожная карта для особых родителей в Сумской области». Планируем провести серию тренингов. Самое главное — чтобы такие семьи не оставались наедине с проблемой.
1425Читайте нас в Facebook