ПОИСК
Культура и искусство

Сергей юрский: «раневскую невозможно было перебить. Поэтому приходилось слушать до тех пор, пока она не останавливалась набрать воздуха для очередного монолога»

0:00 31 октября 2009
Сергей юрский: «раневскую невозможно было перебить. Поэтому приходилось слушать до тех пор, пока она не останавливалась набрать воздуха для очередного монолога»
Сергей ИВАНИЦКИЙ «ФАКТЫ»
На завершающемся завтра кинофестивале «Молодость» известный артист презентовал киевской публике фильм об Иосифе Бродском

Приезд Юрского в Киев — это всегда событие. На нынешней «Молодости» Сергей Юрьевич выступил с творческим вечером «Об абсурде» и представил на суд киевской публики две свои актерские работы — в киноспектакле «О лысой певице» и фильме об Иосифе Бродском, в котором Юрский сыграл отца знаменитого поэта. Кстати, киевляне увидели премьеру этой кинокартины.

«После гастролей в Чехословакии в 1968 году меня вызвали в КГБ и сообщили, что я «дискредитировал высокое звание советского человека»

- Фестиваль «Молодость» заинтересовал меня три года назад, когда я был в Киеве на гастролях, — вспоминает Сергей Юрьевич.  — Тогда мне посчастливилось пообщаться с потрясающей Кирой Муратовой, посмотреть вместе с ней несколько фильмов. Некоторые из них мне очень понравились…

Когда последовало приглашение приехать на нынешний фестиваль, я сразу согласился. Оговорюсь, что не являюсь участником фестиваля, а всего лишь представляю ленту о моем друге Иосифе Бродском — «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину». Режиссер этой ленты Андрей Хржановский сейчас очень много ездит по миру, поэтому не смог приехать в Киев вместе со мной.

Лента «Полторы комнаты» рассказывает о воображаемом возвращении Бродского в Петербург. В фильме мы с Алисой Бруновной Фрейндлих играем родителей Бродского, которые никак не могут понять, как у них получился такой одаренный сын, а он не может найти объяснения родительскому непониманию.

РЕКЛАМА

Мы часто общались с Бродским, когда он еще жил в Питере. Беседовали в основном о творчестве. Мне было интересно, насколько правильно я читаю его стихи.

Бродский был великим поэтом! Ему многие завидовали. Чиновники его не любили. Меня нередко вызывали в известные инстанции и выясняли, в каких мы с ним отношениях. А когда спрашивали мое мнение относительно возможной эмиграции Бродского, я отвечал, что это будет большой потерей для нашей страны. В то время отъезд за границу считался чем-то сверхъестественным…

РЕКЛАМА

- Что поделаешь, «железный занавес». Вы ведь тоже пострадали в свое время…

- После гастролей в Чехословакии в 1968 году меня вызвали в КГБ и сообщили, что я могу забыть о театре, кино и телевидении, потому что я «дискредитировал высокое звание советского человека» (в Чехословакии Большой драматический театр, где работал Юрский, показал пьесу «Цена» Артура Миллера, запрещенную в СССР.  — Авт. ). Поступил приказ сверху, и передо мной действительно закрылись все двери. Меня вынудили уехать из Питера в Москву. С трудом приняли в Театр Моссовета, и только благодаря некоторым авторитетным людям.

РЕКЛАМА

- Кому, например?

- Ростислав Плятт поручился за меня на самом высоком уровне. За что я ему всегда буду благодарен. Удивительно скромный был человек. Выбивал другим квартиры, а в свою защиту и слова не мог проронить. А какое у него было потрясающее чувство юмора!

Расскажу такой эпизод. К семидесятилетию Плятта (в 1978 г.  — Авт. ) дирекция Театра имени Моссовета поручила мне поставить спектакль с Ростиславом Яновичем в главной роли. Поначалу все шло хорошо: мы быстро выбрали одну из пьес замечательного драматурга Алешина, немного ее переписали, набрали прекрасных актеров. Начались репетиции. Все было замечательно, пока, как это часто бывает в театре, все не пошло кувырком. Автор пьесы внезапно отказался принимать мои изменения, а очаровательная актриса Маргарита Терехова вдруг стала игнорировать мои пожелания относительно ее роли. Изготовление декораций затягивалось. В общем, все разваливалось на куски. В один из отчаянных дней я позвонил Плятту, чтобы рассказать все как есть. В ответ в трубке раздался… хохот. «Слушайте, С. Ю. (так он меня называл), вы знаете, что у меня в квартире большой ремонт. Поэтому я вас не приглашал. Но сегодня приезжайте. Посмотрите сами», — произнес Плятт.

Когда я зашел в его квартиру, мне в нос сразу ударил запах лака. Мебель со всей квартиры была собрана в одной комнате. Повсюду громоздились завалы из книг и свернутых ковров. И вдруг из этого лабиринта выходит абсолютно светлый человек Ростислав Янович Плятт с… гипсом на руке и хохоча говорит: «Идите сюда, посмотрите: я сломал руку!» Разумеется, спектакль пришлось перенести.

В день своего юбилея Плятт приехал в театр. На часах было одиннадцать вечера. Его рука все еще покоилась на перевязи. В зале сидели немногочисленные гости. В честь юбиляра играли капустник. А он искренне радовался. Ему и не нужно было много… Спектакль мы все-таки поставили. Вышел он в апреле следующего года под названием «Тема с вариациями»…

«Раневская всегда была гениальной»

- Вам посчастливилось ставить спектакли не только с блистательным Пляттом, но и с гениальной Раневской. Говорят, вам от нее доставалось…

- Постоянно. Особенно много ее острот в мой адрес звучало, когда я ставил спектакль «Правда — хорошо, а счастье лучше» с Фаиной Георгиевной в главной роли. На дворе был апрель 1980 года. Эпоха дефицита и застоя. Страна готовилась к Первомаю. Дирекция театра поручила мне забрать в одном из магазинов специальный заказ с разными дефицитными продуктами и отвезти его Раневской домой. Я в ее квартире дневал и ночевал, ведь Раневской нужно было репетировать новый спектакль, а она этого не хотела делать, поэтому актерам приходилось репетировать у нее дома. Итак, я поднимаюсь на третий этаж. «Входите! Дверь открыта! — кричит Раневская своим низким стонущим голосом.  — Я не закрываю дверь, потому что задыхаюсь. Здесь нет воздуха. Погладьте моего Мальчика. (Мальчик — это собака, понурая и всклокоченная. ) У меня, кроме него, никого нет. Я кормлю его печенью, а он за это терпит мое присутствие. Впрочем, нет! Он меня любит. Что это вы принесли?» — «Это, Фаина Георгиевна, ваш заказ. Я получил его на Цветном бульваре».  — «Зачем же вы затруднялись? У вас столько забот! Вы усталый юноша (мне на тот момент было уже 45 лет). Впрочем, я вам очень благодарна. Что там в пакете? Конфеты? Это надо будет отдать медсестре. Она придет делать укол. Зефир? Очень кстати, это уборщице, она любит зефир. Боже мой, колбаса! Я не ем колбасу. Я говорила вам, что я вегетарианка? Ну, конечно, я вам много раз это говорила, но вы не хотите меня слушать и приносите мне колбасу. Что? Я не слышу, что? Это было в заказе? Ну да! Извините мою невежливость, я думала, это вы придумали принести мне колбасу. Кстати, заберите ее себе. Что, что? У вас уже есть колбаса? Но вы возьмите еще эту, и у вас будет две колбасы. Что? Мы сегодня будем репетировать? У меня нет сил. Я не спала всю ночь. Я была занята тем, что непрерывно принимала снотворное. И поэтому спать было некогда… Я ночью читала Маяковского. И плакала… Пойдемте завтракать. Вы отказываетесь взять колбасу? Тогда угостите моего Мальчика. И идемте завтракать… Мне надоело притворяться здоровой. Вам я скажу откровенно, как моему режиссеру: я больна»…

Ее невозможно было перебить, поэтому приходилось слушать до тех пор, пока она не останавливалась набрать воздуха для очередного монолога. Потрясающая женщина! Она всегда оставалась гениальной и никогда не менялась. И всегда играла. Всегда!

- Однажды вы сказали, что в вашей жизни, кроме работы, ничего, по сути, и не было. Слукавили?

- Нет! Я не могу сказать, что не испытывал простых человеческих радостей. У меня есть жена, дочь, внуки, за взрослением которых я с удовольствием слежу. Я имел все радости нашей вялотекущей жизни. Но — в весьма ограниченных дозах, потому что работа всегда была на первом месте. Вдумайтесь только: больше пятидесяти лет я регулярно выхожу на сцену! Это вам не шутки…

445

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров