Директор государственной службы занятости владимир галицкий: «в сша тем людям, кто долго не может трудоустроиться, выдают будильник, чтобы они заставляли себя каждое утро вставать и отправляться на поиски работы»
Шок от вторжения мирового кризиса на просторы Украины потихоньку проходит. Предприятия приспособились к новым условиям и вернулись к работе: более экономно и менее масштабно. Приблизительно так же чувствует себя и рынок труда: зарплаты стали пониже, а требования к персоналу — повыше. Страшных прогнозов о пятимиллионной безработице уже никто не делает, но и поводов для оптимизма пока маловато. Хотя положительные сдвиги у службы занятости есть: с начала года количество безработных уменьшилось с почти миллиона до 530 тысяч. О том, как изменился рынок труда, «ФАКТЫ» побеседовали с директором Государственной службы занятости Владимиром Галицким.
«Человеку назначают пособие по безработице, и он расслабляется, считая, что деньгами на ближайшее время обеспечен»
- Владимир Михайлович, опять пошли слухи о том, что денег на пособия по безработице нет
- Я даже не знаю, который раз повторю: все назначенные людям суммы выплачиваются и любой человек, обратившийся в службу занятости, получит необходимую помощь в поиске работы.
- В прошлом ноябре тоже говорили, что у Фонда социального страхования на случай безработицы денег хватит на два месяца.
- Увы, тогда это была правда: только благодаря антикризисному закону и перераспределению страхового тарифа нам удалось избежать дефицита.
- То есть фонду грозил дефолт?
- Да. К чести парламента и Кабинета министров, должен сказать, что антикризисные меры были приняты своевременно и четко. Благодаря этому мы пережили пик безработицы без потерь, и теперь фонд работает стабильно.
- Может, это потому, что на учет ставят далеко не всех желающих?
- Только не повторяйте эти глупости о «скрытой безработице»! В мировой практике нет такого термина, как нет методологии, по который бы такая безработица определялась.
- А что позволяет определить, сколько у нас безработных?
- Есть методология Международной организации труда. И определенная по ней экономическая безработица в первом квартале составила 9,5 процента. То есть мы вернулись на уровень, который наблюдался в 2003-2004 годах. А по результатам первых двух кварталов уровень экономической безработицы снизился до 9,1 процента.
Для нас вопрос в другом. Многие люди, которые на пике всеобщего ажиотажа обратились в Государственную службу занятости, фактически имели и работу, и доход.
- Они обманывали службу?
- Не только. Как выяснилось, далеко не все понимают, что главной задачей центра занятости является именно поиск работы. Считайте, что поиск — это и есть работа безработных. Пособие — не пенсия, которая назначается человеку пожизненно, а временная компенсация заработка. И выплачивается она только потому, что пока такого заработка у человека нет.
Но гражданин обращается в службу занятости, становится на учет, ему назначают пособие, и он расслабляется. Считает, что обеспечен деньгами на ближайшее время. Нет, так не будет. Тем более что в кризис мы перешли на более жесткую модель социальной поддержки безработных.
- Да-да, люди жалуются, мол, им приходится регулярно посещать центр, искать работу, участвовать в каких-то семинарах. Они вынуждены тратить деньги на проезд
- А если бы они ходили на работу, им не нужно было бы тратить деньги на проезд? Так вот, считайте, что они ездят в службу занятости на работу. И мы им за это платим пособие.
- Тогда оно скорее похоже на зарплату
- Именно! Пособие — их зарплата за то, что ищут работу. Поэтому свои обязанности они должны выполнять хорошо, ведь начальник не будет платить работнику, который на все его поручения отвечает: «Это мне в тягость, того я делать не хочу и не буду».
- А каковы обязанности безработных? Что нужно делать, чтобы получать пособие?
- Они должны учиться разным формам поиска работы и самопрезентации, уметь найти вакансию в нашей электронной базе данных, договариваться о собеседованиях и ходить на них. Кроме того, они обязаны приходить в центр раз в неделю и обсуждать с инспектором, как продвигается поиск и почему что-то не получается. Знаете, американская служба занятости тем безработным, которые долго не могут трудоустроиться, выдает будильник.
- Зачем?
- Чтобы приучить человека к дисциплине. Он не должен валяться весь день на диване, а обязан заставлять себя каждое утро вставать, одеваться и идти на поиски работы. И нашим безработным тоже следует прилагать усилия, только тогда они смогут трудоустроиться и обеспечить себе заработок. Ведь пособие платят не вечно
«Максимальный срок, в течение которого государство поддерживает безработного деньгами, — два года»
- «Не вечно» — это сколько?
- Все зависит от причин увольнения и времени отсутствия работы. Общая длительность выплаты пособия не может превышать 360 календарных дней в течение двух лет. Для людей предпенсионного возраста — за два года до наступления права на пенсию — длительность такой выплаты не может превышать 720 календарных дней.
- Какой странный механизм
- Ничего странного, человек может, находясь на учете, пойти на оплачиваемые общественные работы, ему могут отложить выдачу пособия и так далее. Поэтому в выплате помощи случаются перерывы. И максимальный срок, в течение которого государство поддерживает деньгами безработного, — два года.
Увы, многие не задумываются о том, что будет после этого. А ведь потом тоже нужно на что-то жить. И вот тут выплывает такой факт: человек два года стоял на учете в службе занятости, не работал и работу себе не нашел. У потенциального работодателя, естественно, возникнет вопрос: «Почему?» У него конфликтный характер? Или он халатно относится к поручениям? Не исключено, что уже потерял квалификацию. А возможно, просто лентяй
- Может, вакансий на всех не хватает?
- Знаете, еще не было ни одного случая, чтобы человек, который искал работу, не нашел ее. Да, у нас сегодня есть проблема: вакансии не соответствуют профессиональной квалификации безработных. Но если человеку нужны деньги, если ему необходимо кормить семью, он возьмется за любую работу. Так было в начале 90-х, когда высококвалифицированные инженеры, преподаватели вузов, учителя были вынуждены торговать на рынках, подрабатывать дворниками, грузчиками и уборщиками.
Кроме того, выяснилось, что люди иногда сознательно обманывали службу занятости.
- Каким образом?
- Становились на учет, получали пособие, но при этом имели нелегальные заработки «на стороне». Некоторые открытым текстом говорили: «Что же вы меня все время дергаете?! Меня с работы не отпускают».
- То есть человек, к примеру, раздает какие-то листовки, но, чтобы ему выплачивали пособие, давали субсидию, он получает официальный статус безработного?
- Не только листовки, люди работали на стройке, слесарями, каменщиками, делали ремонты, убирали квартиры, подрабатывали нянями. И все неофициально. За несколько месяцев мы выявили около 100 тысяч лжебезработных. Конечно, выявить всех людей, которые работают и получают пособие, мы не можем, что, впрочем, и не является функцией Государственной службы занятости. Однако это серьезный сигнал для того, чтобы снова поднять вопросы, связанные с легализацией работы и зарплаты.
- Что грозит людям, которые не содействуют своему трудоустройству или обманывают службу?
- К тем гражданам, кто не посещает центр занятости, не беседует с инспектором, могут быть применены санкции. Для начала им сокращают выплату пособия до 90 дней, а потом, если ситуация не изменится, вообще могут лишить статуса безработного.
«Пособие по частичной безработице позволяет компенсировать предприятиям расходы на зарплату работников»
- Вы говорили, что в ноябре-декабре уровень безработицы традиционно растет. Вы готовы к этому?
- Естественно, это ведь происходит не первый год. Осенью активность людей традиционно выше, чем весной.
- Неужели количество безработных опять увеличится до миллиона?
- Да не было миллиона! В начале года на учете в службе занятости находилось 930 тысяч человек, а сейчас — 530 тысяч. К концу года рост может составить до 30 процентов. Все зависит от того, как будет развиваться экономическая ситуация в стране, какие решения будут приняты
- А что с вакансиями?
- Летом количество вакансий увеличилось. Но в последнее время снова пошел спад: если раньше их было в базе около 85 тысяч, то теперь мы вернулись к 75-78 тысячам.
- Рынку по-прежнему нужны каменщики, инженеры и сварщики?
- Да. Все еще нужны рабочие, строители, инженеры. Пользуются спросом профессии сферы обслуживания: продавцы, официанты Нужны медсестры. Ведь серьезной перестройки рынка не произошло, поэтому потребности остались те же. Но есть и особенности: сегодня работодатель требует за меньшие деньги более квалифицированный персонал. Балласт ему не нужен.
- И зарплаты предлагают поменьше?
- Насколько мы можем судить, уровень зарплат работодатели держат на более низком уровне. В определенных секторах экономики они упали значительно — на 30-50 процентов.
- Кстати, я слышала, что у нас начали выплачивать пособие по частичной безработице. Что это?
- Механизм, позволяющий фонду частично компенсировать предприятиям расходы на зарплату их работников. Для того чтобы люди не теряли свои места.
- Как это работает?
- Очень просто: если человек в связи с сокращением или остановкой производства вынужден трудиться в режиме уменьшенного рабочего дня, фонд оплачивает время его вынужденного «простоя» из расчета две трети тарифной ставки или оклада за час. Деньги перечисляются предприятию, а уже предприятие выплачивает их работнику. Данный механизм помогает сохранить кадровый потенциал, не потерять высококлассных специалистов и выйти из кризисной ситуации.
- Какие именно предприятия получают такую помощь?
- Например, пособие по частичной безработице сейчас получают работники таких предприятий, как «Черниговское химволокно», «Трестжилстрой-1» (Черниговская область), «Стеклоприбор» (Полтавская область), «Тусмо» (Житомирская область), трест «Киевгорстрой-2» (Киев), «СКФ Украина» (Волынская область) и другие.
- Помогает?
- Представьте себе! Вот мы предоставили 223 работникам «Стеклоприбора» пособие по частичной безработице. И это дало возможность сберечь коллектив — 17 августа предприятие сообщило о выходе из простоя и возобновило объемы производства. И это важно: «Стеклоприбор» — единственное предприятие в небольшом городке Червонозаводское на Полтавщине, которое функционирует целый год и обеспечивает постоянной работой свыше 500 человек.
Это новый для нашей страны механизм, который только проходит «полевые» испытания, если можно так сказать. Думаю, в 2010 году заработает на полную мощность и более эффективно.
407Читайте нас в Facebook