С 2028 года пенсия будет назначаться в 60 лет только при наличии 35-летнего страхового стажа
В свое время в интервью «ФАКТАМ» министр социальной политики Андрей Рева сказал, что главная беда нашей пенсионной системы даже не низкие пенсии, а ее несправедливость. Люди, которые дольше работали и платили больше взносов в Пенсионный фонд, сегодня получают почти столько же, сколько те, кто трудился меньше и имел относительно низкую зарплату. Кроме того, многие из работающих людей сегодня не хотят платить взносы на пенсионное страхование. Однако, выйдя на заслуженный отдых, будут претендовать на пенсии наравне с теми, кто платил. А ведь именно из-за того, что граждане не перечисляют взносы в Пенсионный фонд, у нас ограничены ресурсы на финансирование пенсий. Именно поэтому в стране огромный (в 2017 году — 141 миллиард 300 миллионов гривен) дефицит Пенсионного фонда и низкие выплаты…
В этой ситуации, говорил министр, задача правительства — в ближайшее время восстановить справедливость пенсионных выплат и сделать их более зависимыми от финансового участия человека в пенсионной системе. Утвержденный позавчера Кабинетом министров проект пенсионной реформы как раз призван это сделать.
«Чтобы претендовать на пенсию, надо платить взносы в Пенсионный фонд»
Представляя пенсионную реформу, премьер-министр Владимир Гройсман отметил, что она коснется каждого -- и того, кто уже вышел на заслуженный отдых, и того, кто еще даже не думает о нем.
— К сожалению, пенсионная система работает сегодня так, что без соответствующих изменений через пять -- десять лет государство не сможет гарантировать выплату пенсий, — подчеркнул премьер-министр. — С этим невозможно мириться. Именно поэтому правительство разработало предложения к реформе, основной целью которых является восстановление справедливости в отношении наших уважаемых пенсионеров -- и сегодня, и в будущем. Я глубоко убежден, что человек, честно проработавший всю жизнь, не может получать такую же пенсию, как и тот, кто не беспокоился об обеспечении собственной старости.
По словам Владимира Гройсмана, основная идея предложенной реформы проста: если человек работал всю жизнь, он должен гарантированно получать достойную пенсию. При этом в ходе переговоров с международными партнерами правительству удалось убедить их в том, что проблему нехватки средств в Пенсионном фонде нельзя решить путем повышения пенсионного возраста. Вместо этого необходимо усилить значение страхового стажа при назначении пенсии: установить четкую зависимость размера пенсии от суммы уплаченных страховых взносов и продолжительности участия в страховой системе.
— Будет действовать справедливый принцип: чтобы претендовать на выплаты, надо делать взносы в Пенсионный фонд, — отметил Владимир Гройсман. — Чем продолжительнее страховой стаж, тем больше отчисления в фонд и тем выше пенсия.
Если упростить все выкладки законопроекта, то основная идея реформы заключается в усилении значения страхового стажа. Сейчас человек получает пенсию, просто достигнув пенсионного возраста, а после проведения реформы будет иметь право на пенсию лишь после накопления необходимого страхового стажа. Причем под этим стажем имеются в виду периоды (годы, месяцы), когда гражданин не просто работал, а работал и платил взносы на пенсионное страхование. Если он в каком-то месяце не сделал взнос, этот месяц в страховой стаж не включается.
Кстати, именно такой принцип исчисления страхового стажа действует у нас еще с 2001 года. Просто в настоящее время страховой стаж не играет такой роли, какая будет после реформы.
Итак, что же получается? В настоящее время обязательными условиями выхода на пенсию являются достижение пенсионного возраста (мужчины — 60 лет, женщины тоже в процессе реформы достигнут 60 лет к 2021 году) и наличие 15 лет страхового стажа. При этом право на минимальную пенсию человек получает только при наличии полного страхового стажа: женщины — 30 лет, мужчины — 35 лет.
После реформы основным требованием станет наличие полного страхового стажа — 35 лет. Если его не будет, выход на заслуженный отдых отложат на три — пять лет. Так, при страховом стаже от 25 до 35 лет человек получит право на пенсию в 63 года. А если нет даже 25 лет, то на заслуженный отдых он выйдет не раньше, чем в 65 лет. При этом будет получать не пенсию, а социальную помощь, размер которой зависит от доходов всей его семьи.
Правда, есть и обнадеживающая новость: реформа предусматривает переходный период — десять лет. Полноценно необходимость иметь 35-летний страховой стаж будет закреплена только к 2028 году.
С 1 января 2018-го пенсия по возрасту будет назначаться в 60 лет только при наличии 25-летнего страхового стажа. И каждые 12 месяцев требование к размеру стажа будет увеличиваться на год так, чтобы к 2028-му получить пенсию по возрасту в 60 лет можно было только при наличии 35 лет страхового стажа. Если же у человека нет нужного страхового стажа, он выйдет на пенсию позже — в 63 года.
Схема будет приблизительно такая: в 2018 году стаж, необходимый для выхода на пенсию в 60 лет, должен составлять 25 лет, для выхода на пенсию в 63 года -- не менее 15 и до 25 лет. К 2021 году эти показатели постепенно увеличатся: 28 лет — для выхода на пенсию в 60 лет и от 18 до 28 лет — для выхода в 63 года. К 2023 году он уже будет составлять 30 лет (для пенсии в 60 лет) и от 20 до 30 лет (для пенсии в 63 года). И да, люди, у которых стаж меньше нижнего уровня (который постепенно вырастет с 15 до 25 лет), будут выходить на заслуженный отдых в 65 лет и получать не пенсию, а социальную помощь.
Естественно, в связи усилением роли страхового стажа у наших читателей возникает вопрос: а что именно в него включается? «ФАКТЫ» обязательно расскажут об этом в следующих публикациях.
Кроме того, отметим, что лица, у которых на момент назначения пенсии не будет требуемого стража, смогут выбрать: доработать необходимое количество лет или «купить» их, заплатив взнос в размере не меньше минимального за каждый недостающий месяц. Но «докупить» можно будет не более 60 месяцев, то есть пяти лет.
После принятия реформы наконец-то отменят ограничение пенсий работающих граждан
Впрочем, реформа предусмотрела ряд позитивных новшеств, которые будут способствовать установлению более справедливого пенсионного обеспечения.
Во-первых, после ее принятия наконец-то перестанут ограничивать пенсии работающих граждан. Напомним, что в настоящее время 494 тысячи пенсионеров, которые продолжают работать, получают только 85 процентов назначенных выплат.
Во-вторых, будет проведено осовременивание пенсий (и это, пожалуй, одна из важнейших составляющих реформы).
Напомним, что размер пенсии зависит от стажа человека, его средней зарплаты, а также средней зарплаты по стране. Потому что при назначении пенсии все его заработки как бы осовремениваются. Сначала заработок за каждый год сравнивается со средней зарплатой по стране за этот же год («ФАКТЫ» неоднократно писали об этом, а также о том, что Кабинет министров и Пенсионный фонд регулярно публикуют таблицы средних зарплат за все годы с 1958-го). Таким образом, выводится индивидуальный коэффициент заработка будущего пенсионера или, проще говоря, определяется, насколько его средний заработок был выше или ниже средней зарплаты в Украине.
А потом индивидуальный коэффициент умножают на среднюю зарплату по стране за три года до выхода на пенсию (а точнее, на усредненный показатель средней зарплаты за три предшествующих года).
И вот тут мы приходим к самой печальной части нашего рассказа: в ходе предыдущей реформы, которая прошла в 2011 году, все пенсии были пересчитаны исходя из показателя за 2007 год — 1197 гривен. И после этого не пересчитывались.
Десять лет росла заработная плата. И к 2017 году показатель зарплаты, исходя из которого сегодня назначают пенсию, дорос до 3 тысяч 764 гривен 40 копеек. То есть увеличился почти в два раза. Выходит, что пенсионер, вышедший на заслуженный отдых в 2010 году, получает сумму в два раза меньше, чем человек с таким же стажем и заработком, но оформивший пенсию в 2017 году. Это справедливо? Нет.
К этому можно добавить, что на протяжении десяти последних лет власти планомерно увеличивали минимальную пенсию. Таким образом, людям с большими стажем и заработками пенсии не повышали, а людям с минимальным стажем и скромными зарплатами выплаты увеличивали несколько раз в год, поскольку граждане получали как раз минимальную пенсию. В результате такой популистской политики пенсии людей с большим стажем сравнялись с пенсиями тех, кто работал меньше и получал зарплату ниже. Справедливо это? Снова нет.
Именно поэтому правительство предлагает в ходе реформы провести перерасчет пенсий всем пенсионерам для того, чтобы восстановить справедливую дифференциацию. Каким образом? Предлагается осовременить все уже назначенные пенсии, пересчитав их с учетом показателя средней зарплаты, применяемого в 2017 году (3 тысячи 764 гривни 40 копеек).
Согласно данным правительства, это приведет к тому, что у 1 миллиона 108 тысяч человек пенсия вырастет более чем на 1000 гривен. Еще 1 миллион 993,5 тысячи граждан получат прибавку к пенсии в размере от 500 до 1000 гривен. Пенсии 1 миллиона 209 тысяч человек вырастут на сумму от 200 до 500 гривен. И у 1 миллиона 308 тысяч пенсионеров размер выплат увеличится на 200 гривен. В общей сложности пенсию повысят 5 миллионам 620 тысячам человек.
Если средний размер пенсий, назначенных на общих условиях, составляет 1725 гривен 69 копеек, то средний уровень спец пенсий — 3 тысячи 813 гривен 40 копеек
По мнению экспертов, необходимость проведения реформы не просто назрела -- перезрела. Даже с учетом миллиардных дотаций, которые получает Пенсионный фонд из бюджета, нам пока удается обеспечить минимальную пенсию в размере только 50 процентов реальной стоимости потребительской корзины. А точнее, она составляет 1312 гривен, хотя сумма прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц — 2398 гривен 44 копейки. При этом 60 процентов пенсионеров живут за чертой бедности.
Кстати, проблемы Пенсионного фонда провоцирует не только демографическая ситуация. Как мы уже упомянули, работающие люди, которые по закону должны наполнять Пенсионный фонд, не заинтересованы в этом. Статистика говорит, что 25 процентов занятого населения не платит единый социальный взнос (ЕСВ). Тот есть из 16 миллионов 300 тысяч работающих граждан ЕСВ платят лишь 10,5 миллиона. Остальные 6 миллионов рискуют после реформы в лучшем случае выйти на пенсию на 3 года позже, а в худшем — вообще остаться без пенсии.
В целом, в ходе реформы правительство собирается решить две важнейшие задачи. Первая — восстановить справедливость пенсионной системы. Вторая — в среднесрочной перспективе сделать Пенсионный фонд бездефицитным, вследствие чего у государства появляться новые возможности повышать выплаты, а следовательно — и уровень жизни пенсионеров.
При этом вводятся единые правила определения размеров пенсий — для всех, кроме военнослужащих. То есть никаких специальных, льготных и так далее пенсий существовать не будет. Только обычные пенсии и пенсии для военнослужащих. Это, в принципе, соответствует букве европейских традиций, поскольку во многих странах Европы и Америки пенсионное обеспечение военнослужащих происходит по отдельным программам.
Отметим, что по состоянию на 1 января 2017 около 296 тысяч человек (это без учета военных пенсионеров) получают специальные пенсии. В частности, право на специальные пенсии должны депутаты, государственные служащие, судьи, прокуроры, служащие органов местного самоуправления, ученые.
При этом, если средний размер пенсий, назначенных на общих условиях, составляет 1725 гривен 69 копеек, то средний уровень спец пенсий — 3 тысячи 813 гривен 40 копеек.
В свое время система специальных пенсий вводилась, как своеобразная компенсация за низкий уровень заработной платы в соответствующих категорий работников. Однако с момента введения специальных пенсий условия оплаты труда таких работников значительно улучшились. Поэтому, соответственно, логичным шагом является отмена и действующих привилегий в назначении пенсий.
Специальные пенсии, которые уже назначены, будут выплачиваться и в дальнейшем. Изменения коснутся только пенсионеров, которые начнут выходить на пенсию после вступления в силу соответствующего закона. С 1 января 2018 также отменяется право на назначение пенсии за выслугу лет для работников образования, здравоохранения, социальной защиты и других. Пенсии за выслугу лет будут назначаться только военнослужащим.
А вот что касается пенсий работникам вредных производств, то тут произойдут более позитивные для них изменения. Отдельное обеспечение пенсионеров, проработавших на вредном производстве, останется. Но финансироваться оно будет несколько иначе. Так, по ныне действующим правилам, пенсионные выплаты для пенсионеров, ранее работавших на вредных производствах (имеют право на досрочный выход на пенсию), должны возмещать предприятия. Однако предприятия нередко избегают таких выплат. В результате задолженность перед Пенсионным фондом, который осуществляет выплаты пенсий бывшим работникам вредных производств, уже достигла 10 миллиардов гривен.
Поэтому правительство предлагает изменить действующую систему.
Во-первых, предприятия со вредными или опасными условиями труда, вместо оплату возмещения пенсий, просто будут платить повышенный ЕСВ за своих работников, занятых на вредных производствах — дополнительно 15 процентов за работников из Списка номер 1 и 7 процентов — для всех остальных.
Новая система предотвратит дальнейшее накопление долгов предприятий перед Пенсионным фондом. А также будет стимулировать работодателей улучшать условия труда для своих работников, чтобы платить меньше ЕСВ.
Во-вторых, дополнительные взносы ЕСВ «за вредность» с 1 января 2019 за работников моложе 35 лет, будут накапливаться на их индивидуальных пенсионных счетах. Они будут инвестироваться и приумножаться для того, чтобы после выхода на пенсию такие работники получали пенсии из двух источников: солидарная (обычная, как для всех граждан) система и накопительная (деньги, накопленные на индивидуальном счету за счет взносов предприятия за «вредную» работу) .
Это повысит социальную защищенность и пенсионные гарантии для работников вредных производств. Кроме того, таким образом, правительство делает первый шаг во внедрении второго — накопительного — уровня пенсионного обеспечения в Украине.
Также, что немаловажно, в ходе реформы Пенсионный фонд будет освобожден от несвойственных ему выплат. Дело в том, что сейчас расходы Пенсионного фонда собственно на уплату страховых пенсий составляют лишь 75 процентов его затрат. Остальные расходы фонда — это финансирование других видов пенсий и социальных доплат.
Сделать это нужно было уже давно, однако удастся, возможно, только сейчас. В частности, правительство предлагает освободить солидарную пенсионную систему от таких страховых выплат:
- расходы на выплату целевой денежной помощи на проживание инвалидам войны и участникам боевых действий;
- возмещение единого взноса за работающих инвалидов на предприятиях УТОГ, УТОС;
- расходы на финансирование льготных пенсий в связи с заменой механизма финансирования льготных пенсий;
- пенсии за выслугу лет (для тех, кто уже находится на пенсии);
- возмещение доплат до прожиточного минимума.
Указанные выплаты будут финансироваться по другим программам, в частности, из государственного бюджета. Самое главное — для получателей таких выплат ничего не изменится. Это просто вопрос получения денег из другого источника, не связанного со страховыми взносами. Собственно, это тоже поможет к 2024 году сделать Пенсионный фонд бездефицитным, как планирует правительство.
— Над тем, чтобы найти правильные и реалистичные решения, мы работали несколько месяцев, и теперь такое решение найдено, — сказал Владимир Гройсман. — Мы надеемся на поддержку депутатов Верховной Рады, чтобы новые пенсии нашим пенсионерам начали рассчитывать уже с октября этого года.
19441Более подробно ознакомится с особенностями пенсионной реформы и посмотреть презентацию законопроекта вы можете на специальном сайте http://pensii2017.info/
Читайте нас в Facebook