Дочь Анатолия Папанова: "Папа хоть и надевал темные очки, все равно его везде узнавали"
Народный артист СССР Анатолий Папанов, запомнившийся зрителям блестяще сыгранными ролями в картинах «Бриллиантовая рука», «12 стульев», «Живые и мертвые», «Джентльмены удачи», «Берегись автомобиля», «Белорусский вокзал», «По семейным обстоятельствам» и во множестве других фильмов и театральных постановках, не дожил до 65 лет.
Все произошло неожиданно. Вернувшись в Москву со съемок фильма «Холодное лето 53-го», проходивших под Петрозаводском, Анатолий Дмитриевич планировал лететь в Ригу, где гастролировал Театр сатиры, в котором он служил. Когда к началу спектакля актер не явился, коллеги и жена Анатолия Дмитриевича Надежда Каратаева, работавшая с ним в одном театре и в это время уже находившаяся в Риге, не на шутку взволновались. Звонили в Москву, но Анатолий Дмитриевич почему-то не брал трубку.
Связались по телефону с дочерью. Зять поехал к Анатолию Дмитриевичу домой. Но открыть дверь квартиры не смог — было заперто изнутри на защелку. Попасть в квартиру на 13-м этаже оказалось непросто — пришлось лезть через балкон. Анатолия Папанова зять обнаружил в ванной. Знаменитый артист умер от сердечного приступа.
О том, каким человеком был Анатолий Дмитриевич, в эксклюзивном интервью «ФАКТАМ» рассказала его дочь актриса театра и кино Елена Папанова.
— Елена Анатольевна, ваш отец бывал в Киеве?
— Конечно, они же с мамой работали в Театре сатиры и много ездили на гастроли. Однажды с родителями была в Киеве и я. Тогда училась в классе седьмом или восьмом. Киев мне очень понравился. Папа бывал и в других городах Украины.
*Елена Папанова: «Меня восхищали папины трудолюбие и стремление к цели»
— В одной передаче слышала такую историю. Анатолий Папанов с театром приехал на гастроли в Винницу. Артистов хорошо принимали, повезли в музей-усадьбу знаменитого хирурга Пирогова. А когда пришла пора уезжать, винничане не хотели актеров отпускать. Просили: «Приезжайте еще! Обязательно приезжайте!» На что Анатолий Дмитриевич с присущим ему юмором ответил: «Обязательно! У вас здесь замечательно бальзамируют».
— Папа был человеком остроумным. Его коллеги вспоминали еще и такую историю. В Днепропетровске после спектакля ехали в гостиницу очень уставшие. Многие дремали. И вдруг папа на весь автобус произнес: «Скорей бы ночь прошла — и снова на работу!» Актеры сразу ожили.
— Несколько лет назад ваша мама Надежда Каратаева рассказывала мне: «Валентин Плучек (главный режиссер Театра сатиры) однажды поехал в Англию к своему двоюродному брату Питеру Бруку, тоже известному режиссеру. Вернувшись, делился с труппой впечатлениями. И вдруг говорит: «Как я завидую Питеру. Он может любого актера пригласить! А я вот все время должен только с вами работать». А Толя сидит и громко так: «Ну мы бы тоже хотели с разными режиссерами посотрудничать. А работаем только с двоюродным братом Питера Брука». Все замерли. Плучек ответил: «Да, ты, конечно, Папанов, молодец. Умеешь сказать»… Не каждый решился бы на такое, как ваш отец.
— В то время папа уже был известным артистом и чувствовал себя уверенно. Вряд ли решился бы на подобное, когда еще играл на сцене в массовке.
— Говорят, популярность Папанова была такой, что даже в Америке на Брайтон-Бич ему проходу не давали.
— Ой, у них с мамой столько впечатлений было там и приключений! Прежде всего, их поразили цены. Мама часто вспоминает историю о том, как они решили в Америке пирожков поесть. Глянули на ценник: один пирожок стоит доллар! Мама не выдержала: «А у нас-то пирожок стоит всего десять копеек!» На что папа ответил: «Правильно. Если считать, что после пирожка у нас еще и лечение бесплатное»…
В последний день пребывания в США они решили купить маме пальто! Пошли в какой-то большой магазин за сувенирами. И вдруг мама увидела пальто, которое ей очень понравилось. Но денег на него не хватало. Мама расстроилась, конечно. Неожиданно в этом магазине они встретили мужчину из своей группы (поездка была от Союза кинематографистов). Он поинтересовался, почему они такие грустные. Мама с папой рассказали, в чем дело. Мужчина произнес: «Сейчас что-то придумаем. У меня в этом магазине работает одноклассница». Подошел к ней, о чем-то они поговорили. Продавщица взяла пальто, срезала с него пуговицы и положила их в один из карманов. Одним словом, родители смогли купить его… как уцененное.
— Интересно, а как ваш отец ощущал свою славу на родине? Наверное, ему проходу не давали?
— Во всяком случае я с папой не очень-то любила ходить по улицам или ездить в метро. Повышенное внимание меня как-то смущало, да и отец уставал от него. Вот ведь как выходит: сначала артист стремится к тому, чтобы его узнавали, а потом нередко тяготится этим.
Вспоминается случай. Папа очень любил бывать на нашей подмосковной даче. Как-то мы поехали на велосипедах на водохранилище купаться. Папа решил найти место, где никого нет. Искупались, загораем. Вдруг по берегу проходит мужчина. Посмотрел на нас и ушел. Видимо, подумал, глядя на папу: «Похож на Папанова!» Через какое-то время видим: идет этот человек уже со своим товарищем. Внимательно посмотрели на нас, заулыбались и удалились. Затем пришли уже человека четыре. А вскоре — целая группа людей заявилась. Стали просить у папы автограф. Не укрыться было! Папа, хоть и надевал темные очки, все равно его везде узнавали.
— Какой подарок отца особенно дорог вашему сердцу?
— Когда папа ездил на гастроли за границу, всегда что-то привозил. В Париже, например, купил мне яркие эластичные колготки. Бабушка спрятала их в шкаф и давала мне надевать только по праздникам. Из Японии привез игрушечную собаку, которой можно было управлять с помощью электроники. Она ходила и лаяла. Такие игрушки в СССР тогда не продавались. Эта собака у меня сохранилась. А из Туниса папа привез мне очень красивое платье с серебристым кантом. До сих пор его иногда надеваю. Привозил и сапоги, и туфли. Благодаря папе я была одной из самых модных студенток в институте.
— А сам Анатолий Дмитриевич как одевался?
— Ценил прежде всего удобство. Одевался неброско, скромно. И не любил артистов, которые внешне выпячивались. Считал, что такая яркость должна чем-то оправдываться — талантом, успехами в работе. Тех же, кто выделялся лишь одеждой, а если в глубину копнуть, там пустота, называл Артистами Артистычами.
— Меня поразило, что ваша мама до сих пор хранит папины костюмы.
— Какие-то вещи уже отдали краеведческому музею в Вязьме, где папа родился. А что-то, конечно, у мамы хранится. Сейчас ей 93 года.
— Как познакомились ваши родители?
— Они учились во ВГИКе на одном курсе. Часто с занятий возвращались домой на одном трамвае. И он, и она были фронтовики, им было о чем поговорить. Папа сделал маме предложение 9 мая 1945 года на Красной площади, а уже 20-го они поженились.
— Какие эпизоды детства, связанные с отцом, вам особенно запомнились?
— Ну, например, такой. Когда папа снимался в фильме «Белорусский вокзал», я была школьницей. Прихожу как-то домой, а они с Евгением Павловичем Леоновым сидят на кухне и пьют чай. И вдруг папа меня спрашивает: «А ты не хочешь, чтобы мы завели собаку?» Я отвечаю: «Очень хочу!» И Евгений Леонов подарил нам щенка. Назвали мы его Тимошка, он прожил у нас восемнадцать лет. Мы его очень любили.
— Когда-то актер Виктор Степанов рассказывал мне, что был потрясен скромностью вашего отца. Эту черту в Анатолии Дмитриевиче отмечали многие. Говорят, на своей «Волге» Папанов никогда не подъезжал непосредственно к театру — не хотел выделяться.
— Да, действительно.
— Слышала, что ваш отец в Театре сатиры имел самый высокий оклад.
— Папа по тем временам, конечно, был человеком обеспеченным. Купил себе 21-ю «Волгу», потом — 24-ю, а мне с мужем отдал прежнюю. Потом мы продали машину, и папа приобрел для нас «Жигули». А когда я вышла замуж, купил нам однокомнатную кооперативную квартиру.
— Анатолий Дмитриевич не мечтал поработать в Голливуде?
— Нет, это было нереально.
— Какой фильм с участием Анатолия Папанова у вас любимый?
— Их несколько. Я люблю картины «Дети Дон Кихота», «В городе С», «Плохой хороший человек». А любимый спектакль — «У времени в плену».
— Какая черта отца вас восхищала?
— Порядочность. Он был человек слова. Если что-то обещал, выполнял. Как-то Ефим Шифрин рассказал мне такую историю. Когда-то он, совсем еще молодой, участвовал с Анатолием Папановым в одном концерте. Папа отыграл свой номер, и администратор попросил его подвезти Шифрина. Отец согласился. А номер Шифрина, поскольку он был начинающим, все отодвигали и отодвигали. Выступил он в самом конце. И как же Шифрин был удивлен, когда вышел на улицу и обнаружил, что все это время Папанов, который в то время был уже знаменитым, ожидал его у служебного входа. И, конечно, меня всегда поражали папины трудолюбие и стремление к цели.
— А меня потрясло, что, придя после тяжелого ранения в театральный вуз, он хромал, но после упорных занятий бросил палочку и многие даже не догадывались, что у Папанова на ноге ампутировано два пальца. Говорят, что в спектакле «Клоп» так отплясывал! Какую же силу воли надо было иметь.
— Я с вами согласна.
— Смерть Анатолия Папанова стала потрясением для миллионов зрителей. А когда через несколько дней ушел из жизни и Андрей Миронов, все это в голове не укладывалось.
— Я вам расскажу просто мистическую вещь. Эти две трагедии случились летом. И вот первый спектакль в Театре сатиры в новом сезоне, пришли зрители. А занавес… не поднимается. Техники чего только не делали, а он — ни в какую. Люди сидели в ожидании минут пятнадцать. И вдруг занавес открылся. Казалось, будто театр скорбил таким образом по ушедшим Папанову и Миронову.
*По словам Елены Папановой, ее отца и Андрея Миронова сближало творчество. Они вместе играли в театре, снимались в кинофильмах (кадр из комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука»)
— Их называли лучшим актерским дуэтом советского кинематографа. Папанов и Миронов дружили?
— Нет, друзьями они не были, их сближало творчество. Не только снимались вместе в кино и играли в театре, часто ездили по стране с концертами.
— Что бы вы сказали вашему отцу сегодня, если бы он мог вас услышать?
— Сказала бы ему спасибо за то, что я существую и что у меня всю жизнь перед глазами его пример, которому я стараюсь подражать и до которого хочу дотянуться.
3061Читайте нас в Facebook