ПОИСК
Украина

Дети, которые пойдут в первый класс в следующем году, будут учиться в школе 12 лет

8:00 8 сентября 2017
лилия гриневич
Верховная Рада Украины запустила реформу в сфере образования, утвердив соответствующий закон, который предусматривает среди прочего рост заработной платы учителей

В среду Верховная Рада приняла Закон Украины «Об образовании», которым ввела 12-летнее среднее обучение и увеличила (поэтапно до 2023 года) минимальную заработную плату учителей до четырех прожиточных минимумов для трудоспособных граждан. Закон, который активно обсуждался в СМИ уже больше года, предусматривает и много других новшеств. Реформу образования поддержали 255 из 359 народных депутатов.

— Школа станет трехуровневой и будет делиться на начальную (первый-четвертый классы), среднюю (пятый-девятый классы) и профильную, — рассказала в интервью «ФАКТАМ» министр образования Украины Лилия Гриневич (на фото), которая представляла проект реформы и в Верховной Раде. — В профильной школе старшеклассник сможет выбрать либо академическое, либо профессиональное направление. Тот, кто пойдет на академическое, будет углубленно изучать предметы, которые выберет сам. А через три года, то есть после 12-го класса, сможет поступать в университет. Второй вариант — профессиональное направление, выбрав которое ученик одновременно с общим средним образованием получит и первую профессию. Тут стоит отметить, что 12 лет будут учиться дети, которые пойдут в школу в 2018 году. Соответственно, 12-й класс появится не раньше 2029 — 2030 годов.

Утвержденный закон меняет также принцип обучения школьников. Часть таких нововведений для учеников младших классов, кстати, уже внедрили. Речь идет об отмене чтения на скорость, отмене нормативов на уроках физкультуры, изменении программы чтения (в конце прошлого года выпустили хрестоматию для начальной школы, в которую вошли произведения современных детских писателей). Первоклассники смогут пользоваться простым карандашом, время перехода на шариковую ручку учитель будет определять индивидуально. Каллиграфическое письмо оцениваться не будет, ученикам не будут снижать оценки за «неправильное» отступление количества клеток и строк. От учеников также не будут требовать заучивания наизусть таблицы сложения, вычитания и умножения.

— Мы убрали дублирование, — рассказывала Лилия Гриневич. — До сих пор в программу начальной школы добавляли все больше новой и второстепенной информации, которая потом повторялась в разных предметах. И оставалось мало времени на то, чтобы ребенок мог качественно усвоить базовые знания. А это важно для дальнейшего успешного обучения в средней и старшей школе. Например, математика. Мы привыкли, что детей заставляют зубрить таблицу умножения. Но ее не нужно просто зубрить! Учитель должен сразу показать примеры и задачи, в которых она применяется, чтобы дети понимали, для чего они это учат, чтобы им стало интересно.

РЕКЛАМА

Отменено также чтение на скорость. Безусловно, темп чтения — это важно, ведь к пятому классу ребенок должен быть готов много читать. Но темп нужно формировать через осмысленную технику чтения. В первую очередь ученику нужно понимать, что он читает, текст должен быть ему интересен. А когда ребенка ставят перед классом и с секундомером в руках проверяют, сколько слов он прочитает вслух за минуту, для него это серьезный стресс. Поэтому от такого оценивания мы отказались. Главное, чтобы школьник смог понять и проанализировать прочитанное. Важно обучить детей думать и свободно выражать свои мысли.

А учителям младшей школы настоятельно рекомендовали не пользоваться при проверке работ красной ручкой. Считается, что это негативно влияет на психику ребенка.

РЕКЛАМА

— Мы не рекомендуем использовать красный цвет в работе с детьми, которые только пришли в школу и находятся в так называемом адаптационном периоде, — объяснила Лилия Гриневич. — Лучше выбрать другие цвета, потому что красный — цвет предупреждающий. Правда, педагог имеет право выбирать. Возможно, эти нюансы кому-то покажутся незначительными. Но это важно, если мы хотим, чтобы ребенку нравилось ходить в школу.

Закон «Об образовании» предусматривает, что языком образовательного процесса в учебных заведениях является государственный. Но в соответствии с образовательной программой могут преподаваться одна или несколько дисциплин двумя и более языками — государственным, на английском языке, на других официальных языках Евросоюза. При этом лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам, гарантируется право обучения на родном языке, наряду с украинским языком, в отдельных классах (группах) коммунальных учреждений дошкольного и начального образования.

РЕКЛАМА

— Недопустимо, когда в школах с языками национальных меньшинств дети, получив полное среднее образование, не умели разговаривать на украинском языке, изучали все предметы на языке меньшинства, а в результате имели ограниченный доступ к высшему образованию в Украине, потому что не могли нормально сдать внешнее независимое оценивание по другим предметам, по украинскому языку и литературе, которое является обязательным", — цитирует «Громадське радіо» министра образования.

При этом Лилия Гриневич подчеркнула: это не значит, что в школах не будет изучаться родной язык ребенка. Например, начальное образование школьник будет получать на родном языке.

— Ребенку нужно дать время, — считает Лилия Гриневич. — И оно есть как раз во время обучения в начальной школе. Далее мы будем наращивать количество предметов, преподаваемых на украинском языке. Сегодня вся проблема в том, что в школах все предметы изучают на языке национальных меньшинств до 11-го класса.

Аргументируя свою точку зрения, Лилия Гриневич рассказала о пилотном эксперименте Минобразования, в соответствии с которым дети изучают половину предметов на родном языке, а половину — на украинском.

— Эти дети значительно успешнее, они поступают в вузы, — отметила министр. — Там заложен подход, что дошкольное и начальное образование приобретается на родном языке. Во время учебы в начальной школе большой упор идет на овладение государственным языком. Начиная с базового образования, мы осуществляем обучение уже на украинском языке.

Принятый парламентом Закон «Об образовании» предусматривает также изменения в управлении учебными заведениями. Школам будет предоставлена автономия в утверждении учебных планов. Каждая школа обязана будет отчитываться о своей финансовой деятельности на сайте — чтобы родители учеников знали, сколько и откуда школа получает деньги и на что их тратит.

Проверять учебные заведения предстоит Агентству обеспечения качества образования, а не местным органам управления образования (как это было до сих пор). Директор имеет право возглавлять школы максимум два срока (по шесть лет каждый). Выбирать директора будет специальная независимая комиссия, в состав которой войдут директора государственных и частных школ, преподаватели педагогических вузов, представители райгосадминистраций и общественности.

Закон предусматривает новшества в сфере оплаты труда учителей. Должностной оклад педагогического работника (низшей квалификационной категории) устанавливается в размере не менее четырех прожиточных минимумов для трудоспособных лиц. Эта норма вводится в действие с 1 января 2018 года. По подсчетам Министерства финансов, на увеличение зарплат учителям требуется 87 миллиардов гривен.

Преподавателей обяжут также проходить переаттестацию и сертификацию. Закон предусматривает, что переаттестацию школьный учитель будет проходить каждый год — она обязательна. Сертификация же является добровольной.

— Добровольная сертификация нужна для того, чтобы найти «агентов изменений» — лучших учителей, которые владеют новыми методиками, — так прокомментировала новшества в сфере образования Лилия Гриневич. — Пройдя сертификацию, они получат 20 процентов надбавки и смогут делиться опытом с другими учителями. Это дополнительная мотивация. Можно написать прекрасный стандарт, можно дождаться лучших учебников, поставить в классах компьютеры. Но если не изменится учитель и его авторитарное отношение к ученику, мы не сможем привести реформу к каждому ребенку. Учитель должен быть готов к изменениям.

В этом учебном году переподготовку должны пройти более 20 тысяч учителей начальной школы, которые будут набирать первый класс. Сначала они овладеют дистанционным курсом, после этого пройдут тренинги. Сейчас мы готовим тренеров, которые будут работать с учителями, чтобы учителя могли применять новые знания на практике.

37329

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров