"В старину в Украине женские нательные крестики заметно отличались от мужских своим богатым барочным декором" (фото)
— Покажу вам згарду — ожерелье из крестов, которое сто лет назад носила простая женщина с Ивано-Франковщины, — говорит директор единственного в Украине «Музея креста» (Днепропетровская область) историк Виктор Векленко. Мы встретились с ним на открытии выставки экспонатов этого музея в столице в Национальном заповеднике «София Киевская». — Згарды одновременно служили оберегом и украшением. Их массово носили женщины в украинских селах и городах.
Это ожерелье самодельное — у крестьянина, видимо, не было за что купить для своей жены згарду у мастера, и он изготовил ее сам. Все кресты на ней разные, причем два имеют форму женского тела — дохристианский символ богини Матери-Земли, в славянской мифологии прородительницы всего живого. В этих крестах крестьянин объединил православие с язычеством. Замечу, что он жил в начале ХХ века — спустя более 900 лет после принятия Киевской Русью христианства. Казалось бы, за такой срок народ должен был забыть языческие традиции, но, как видите, люди их помнили и продолжали чтить.
На одном из крестов этой згарды крестьянин изобразил еще один древнейший символ — сваргу (свастику). Впрочем, этот символ использовался и в христианстве. Изображения сварги есть в Софии Киевской, построенной тысячу лет назад мастерами из Византии.
*Виктор Векленко: «Это самодельное ожерелье из крестов, два из которых имеют очертания женщины — древнеславянской богини Матери-Земли. Изготовивший это ожерелье крестьянин из гуцульского села объединил христианскую и языческую традиции». Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»
— Где вы раздобыли старинное ожерелье из крестов?
— Меня разыскал этнограф и краевед из Ивано-Франковской области Василий Сметанюк и сообщил, что ему удалось приобрести эту згарду у местных жителей, — если не ошибаюсь, она лежала у кого-то на чердаке. Это было до войны. Ожерелье обошлось мне в 200 гривен — около 25 долларов по тогдашнему курсу. Когда осенью 2013 года удалось отрыть «Музей креста» и о нем узнали многие коллекционеры, мне предлагали продать ожерелье за несравнимо большую сумму. Поступали неоднократные предложения о продаже коллекции. Но она не продается.
*Мужской (слева) и женский крестики, найденные на территории старинного села Липцы на Харьковщине
— Это правда, что в минувшие века мужчины и женщины носили разные нательные крестики?
— Примерно до 1600 года у представителей обоих полов были одинаковые крестики. А затем для женщин их стали делать с пышным барочным декором. Возник стиль украинского барокко, который был популярным в Гетманщине на протяжении
*Архивная фотография девушки с нагрудным крестом на шее
На выставке представлены около 250 мужских и женских крестиков
Нужно сказать, что в старинных захоронениях таких вещей почти нет — вплоть до конца XVIII века соблюдался пришедший к нам еще во времена Киевской Руси из Византии запрет класть христианские культовые предметы в могилы усопших.
На выставке мы представили несколько фотографий второй половины XIX — начала XX века. На одной из них запечатлена девушка со Слобожанщины в народном костюме с крупным нагрудным крестом, который надет поверх одежды. В минувшие века женщины в Украине массово носили такие кресты.
Многие были богато украшены полудрагоценными камнями. В советские годы традиция носить кресты на одежде исчезла, потому что власти преследовали церковь. В те времена священники, чтобы хоть как-то оградить прихожан от репрессий, рекомендовали прятать под одеждой нательные крестики. Так и возникло в народе неписаное правило: крест поверх одежды не надевают.
— Существовали казацкие крестики?
— Украинское казачество делилось на несколько категорий: реестровые (принятые Речью Посполитой на государственную службу для охраны границ), слободские (заселившие Слободскую Украину), запорожские, жившие на Сечи, и другие. У сечевиков возник особый тип нательного креста, который иногда называют «казацкий лапчатый» (с расширенными краями). Запорожцы делали их своими руками.
В XIX веке в Российской империи возникла мода на казацкие крестики, и мануфактуры выпускали их целыми возами.
На выставке мы расположили экспонаты по регионам Украины — в каждом из них находят старинные католические кресты. Это касается не только городов, но и сел. Дело в том, что украинский народ отличался веротерпимостью: если в село хотела поселиться не православная семья, ее принимали в громаду — лишь бы переселенцы были хорошими людьми.
И еще о регионах: в нашей коллекции значительное количество старинных украинских крестов, найденных на Донбассе, — красноречивое историческое свидетельство того, кто обживал в старину тамошние степи.
— На православных крестах изображали распятие?
— Да, но оно отличается от католического: на православном ноги Иисуса прибиты двумя гвоздями, на католическом — одним. Правда, качество литья некоторых крестов низкое и рассмотреть такие подробности не удается.
Нужно сказать, что до конца XVIII столетия соблюдалась византийская традиция — распятие на православных крестах не помещали. Почему его стали изображать в XIX веке, неизвестно. Знаем лишь то, что в народе это новшество было воспринято не всеми. Несогласные заявляли: «Первые христиане сняли Иисуса с креста, а мы Его вновь туда помещаем».
— В коллекции вашего музея есть кресты времен Киевской Руси?
— Да, причем один из этих крестиков заключен в круг, а в верхней части другого — полумесяц. И круг, и полумесяц — древние дохристианские символы.
Кстати, на этой выставке мы показываем любопытные старинные находки, сделанные на Волыни в селе Горки Любешовского района: фрагменты языческой фигурки (женщина стоит на плечах мужчины) и православного креста. Фигурка иллюстрирует отношения супругов в семье: муж — глава, но если жена чего-то захочет, то своего обязательно добьется.
— Как у вас появилась идея создать «Музей креста»?
— Все началось в 2001 году с раскопок Богородицкой крепости (находится в черте города Днепр), в ходе которых были обнаружены старинные кресты. Нужно было их идентифицировать. Литературы по этой тематике почти не было, и я решил найти аналоги наших находок на антикварном рынке. Просто приходить и расспрашивать было не с руки — продавцы сказали бы мне: «Не отнимайте время». Поэтому стал покупать и попутно узнавать, где были найдены те или иные артефакты. Вначале планировал сдать собранную таким образом коллекцию в Исторический музей. Однажды я понял, что старинные кресты нужно собирать и изучать. Начал продвигать идею создания «Музея креста». Несколько лет обивал пороги чиновников, каждый раз слышал в ответ: «Денег нет, попробуйте справиться своими силами». В конце концов помог случай: летом 2013 года мы с женой встретили ее студенческую подругу, которая вышла замуж за Владимира Выборного, основавшего этнографический центр Казацкий хутор «Галушковка». Владимир предложил создать «Музей креста» на территории его хутора. Вначале планировали открытие на 2014 год, но потом Владимир предложил: «Давай раньше — к празднику Покрова (14 октября) 2013 года». Пришлось трудиться не покладая рук, но к намеченной дате успели. На сегодняшний день это единственный в Восточной Европе «Музей креста».
5227Читайте нас в Facebook