«На сегодняшний день в Украине нет ни одной камеры, позволяющей в автоматическом режиме фиксировать правонарушения»
Трагическое ДТП в Харькове, унесшее жизни шестерых ни в чем не повинных людей, в очередной раз ярко продемонстрировало ужасающую ситуацию с безопасностью на наших дорогах. Только представьте себе — каждые 20 минут в Украине происходит авария и каждые два часа в ДТП гибнет человек! По данным Всемирной организации здравоохранения, уровень смертности от дорожных аварий в Украине составляет 13,5 человека на 100 тысяч населения, что более чем вдвое превышает средний показатель в странах Евросоюза.
После чрезвычайного происшествия в Харькове о проблеме безопасности на дорогах заговорили уже не только простые смертные, но и высокопоставленные чиновники, которые при наличии политической воли могли бы эффективно повлиять на решение этой проблемы.
До внедрения системы автофиксации нарушений пройдет не меньше полугода
Напомним, трагедия в центральной части Харькова произошла в 20.45 18 октября на перекрестке улицы Сумской и переулка Мечникова. Кроссовер Lexus RX, мчавшийся с огромной скоростью на запрещающий сигнал светофора, столкнулся с Volkswagen Touareg, перевернулся и, кувыркаясь, смел со своего пути пешеходов. В результате этой жуткой аварии пять человек погибли. Еще шестеро были доставлены в городские больницы в тяжелейшем состоянии. За их жизни до сих пор борются медики.
По предварительным данным, виновник ДТП — водитель Lexus RX 20-летняя Елена Зайцева. Она арестована на два месяца. По результатам медицинской экспертизы, в организме Елены Зайцевой обнаружены опиаты (оказывают на человека эффект, похожий на действие опия). Подозреваемой вменяют нарушение правил безопасности дорожного движения, повлекшее гибель нескольких лиц (часть 3 статьи 286 Уголовного кодекса Украины). Максимальная санкция статьи предусматривает десять лет лишения свободы. Ранее Зайцева уже шесть раз привлекалась к административной ответственности за различные нарушения правил дорожного движения.
Впрочем, не все так однозначно в этом деле. Как выяснилось в ходе предварительного расследования, второй участник ДТП, водитель Volkswagen Touareg также нарушил правила — он стоял на светофоре за стоп-линией и, не исключено, начал движение на желтый сигнал. Поэтому из категории свидетелей его могут перевести в статус подозреваемого.
После этого чрезвычайного происшествия проблема безопасности на украинских дорогах стала одной из главных тем для обсуждения, а высокопоставленные чиновники наперебой начали вспоминать о необходимости повышения штрафов, введения автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения, ужесточении контроля над дисциплиной водителей — словом, обо всем том, что давно пора было сделать.
В частности, глава МВД Арсен Аваков в интервью одному из украинских телеканалов заявил, что Кабинет министров предложит Верховной Раде внести в законодательство ряд правок, которые позволят ужесточить контроль на дорогах и обеспечить неотвратимость наказания. «Это вызвано обеспокоенностью тем, что в 2017 году в Украине по сравнению с прошлым годом на 13 процентов выросло количество ДТП, — пояснил министр. — Я думаю, что мы должны на это отреагировать. Законодательная норма, которую мы предложим, будет касаться пяти-шести пунктов. Некоторые из этих норм, касающиеся фото- и видеофиксации, уже находятся в парламенте».
Кроме того, на своей странице в «Фейсбуке» Арсен Аваков призвал парламентариев поддержать инициативы Кабмина, которые позволят повсеместно применять автоматическую видеофиксацию нарушений и радикально ужесточить ответственность за управление транспортным средством в нетрезвом состоянии. «Я прошу парламент в ближайшие недели дать МВД этот инструмент регулирования, — сказал Аваков. — Все поправки и уточнения к действующим законам, позволяющие реально радикально остановить „войну на дорогах“, уже нами внесены и согласованы с профильным комитетом Верховной Рады».
Эксперты скептически относятся к этим заявлениям и считают их популистскими: несмотря на то, что закон о введении в Украине автофиксации был принят еще в конце 2015 года, он до сих пор так и не заработал.
— На сегодняшний день в Украине нет ни одной камеры, позволяющей в автоматическом режиме фиксировать правонарушения, — заявил известный правозащитник и автор книги «100 аргументов против штрафов ГАИ» Владимир Караваев. — Мы даже на миллиметр не приблизились к внедрению автоматической фиксации правонарушений. Сразу хочу сказать, что некоторые СМИ распространяют информацию по поводу пяти тысяч камер, которые установлены в Киеве. Не нужно путать — это камеры наблюдения. Они предназначены исключительно для визуального контроля и никакого отношения к автоматической фиксации правонарушений не имеют.
То, что до введения системы автофиксации нарушений еще очень далеко, подтверждает и глава Украинской ассоциации безопасности дорожного движения Владимир Кривенко:
— На сегодняшний день уже подготовлены и направлены в правительство проекты постановлений Кабмина о функционировании системы автофиксации нарушений правил дорожного движения и порядке обращений граждан, совершивших нарушение, в полицию. Но помимо этого, нужно также принять разработанный нами технический регламент, четко оговаривающий, каким требованиям должны отвечать средства автофиксации нарушений. Далее необходимо подготовить госстандарт по таким приборам. Все это новые документы, которых ранее не существовало. Только в случае успешного их принятия можно будет говорить о внедрении системы автофиксации нарушений в жизнь.
Кроме того, по словам Владимира Кривенко, после этого еще нужно будет провести тендеры на закупку средств контроля и только потом приступать к их установке. Даже при самых позитивных прогнозах, на все это потребуется минимум полгода.
Напомним, что с 1 июля 2016 года систему фото- и видеофиксации запустили в тестовом режиме. Глава МВД заявлял, что три камеры, установленные в Киеве и Одессе, за шесть часов зафиксировали нарушений на 3 миллиона гривен штрафов. Но все закончилось тем, что в МВД признали: для внедрения системы видеофиксации в Украине потребуется несколько миллиардов долларов, а таких денег пока нет…
«Полицейские сейчас не обращают внимания на то, как ездят водители»
Глава Мининфраструктуры Украины Владимир Омелян сообщил, что на днях его ведомство совместно с МВД, Минздравом, Минобразования и народными депутатами провело экстренное совещание, на котором обсуждался ряд неотложных мероприятий, направленных на снижение смертности на дорогах страны. По его словам, в течение недели они будут согласованы, а начнут применяться уже с 1 января 2018 года. Какие это мероприятия, пока держится в секрете.
— Кроме финансирования из Дорожного фонда, предусмотрели еще около полумиллиарда гривен из средств секторальной поддержки ЕС для оборудования мест наибольшей концентрации ДТП по стране, — рассказал Владимир Омелян.
При этом он отметил, что не все инициативы Мининфраструктуры находят поддержку.
— Несколько месяцев назад мы вышли с инициативой ограничить скорость движения в населенных пунктах до 50 километров в час, — отметил чиновник. — При такой скорости практически исключаются смертельные случаи, максимум — незначительный травматизм. Нам ответили: «Не время, это политически чувствительный вопрос».
Так, народный депутат и бывший советник главы МВД Антон Геращенко заявил, что не является сторонником подобной идеи. «Я считаю, что 60 километров в час, если их соблюдать, это тоже нормально, но не 120—130 километров в час, как сейчас ездят некоторые водители», — подчеркнул нардеп.
Действительно, отсутствие эффективного контроля дисциплины водителей со стороны патрульной полиции существенно влияет на ситуацию с безопасностью на украинских дорогах, которая уже угрожает национальной безопасности. Признают это даже сами участники дорожного движения.
— Имея за плечами более чем 20-летний водительский стаж, могу отметить: полицейские сейчас не обращают внимания на то, как ездят водители, — рассказал «ФАКТАМ» столичный водитель Дмитрий. — К примеру, вследствие ДТП я уже почти месяц езжу без заднего номерного знака, и за это время меня ни разу не остановила полиция и не поинтересовалась, где номер. Во времена ГАИ меня бы уже давным-давно оштрафовали. Полицейские постоянно ездят с «мигалками» — посмотришь по сторонам, не моргает ли рядом, и спокойно можешь нарушать. И скорость опять-таки сейчас никто не контролирует. Раньше ездил куда осторожнее, опасаясь, что гаишник неожиданно «выпрыгнет» из кустов и остановит за превышение скорости.
Заставит ли харьковская трагедия нашу власть сделать реальные шаги по повышению безопасности на дорогах? Хочется надеяться. В противном случае любой из нас рискует оказаться на месте тех 11 человек в Харькове, которые стали жертвами не только Елены Зайцевой, но и всего общества.
863Читайте нас в Facebook