Сын Игоря Кваши: «Когда благодаря программе «Жди меня» находились люди, отец нередко не мог сдержать слез»
— Владимир Игоревич, как ваш отец обычно отмечал дни рождения?
— Иногда дома, а бывало — в ресторане. Приходили друзья — их у родителей было много. В основном, это люди из мира театра.
— Какое блюдо у отца было любимым?
— Не могу сказать, что он был гурманом. Как мне кажется, особенного значения еде он не придавал.
— А какие подарки предпочитал? Быть может, что-то коллекционировал?
— Папа «коллекционировал» работы в театре. Это основное его занятие, на которое он потратил большую часть жизни. Театр являлся и работой, и хобби. Из-за него папа отказывался от многих киноролей.
* Владимир Кваша: «На улице к папе подходили люди, просили автограф и сделать фото на память. Он никому не отказывал»
— В одном интервью ваш отец рассказывал, как друзья решили разыграть Андрея Миронова, сказав, что 8 Марта он должен быть на съемках на «Мосфильме». И несмотря на то что у всех был выходной, актер все-таки поехал.
— Эту историю я никогда не слышал, хотя Миронов был одним из самых близких друзей папы. Также папа тесно дружил с Григорием Гориным и Аркадием Хайтом. Очень часто они бывали у нас дома. Папа тяжело переживал их уход.
— Говорят, у вашего отца было много и друзей-диссидентов, с которыми он поддерживал отношения невзирая на то, что мог навлечь на себя опасность.
— Да, это так. Например, одним из его друзей был известный художник Лев Збарский, который уехал из СССР в начале 1970-х годов. В Париже папа встречался с Виктором Некрасовым, общался с Аксеновым и Войновичем. У папы было всегда свое мнение, и он не боялся последствий, хотя проблемы порой возникали. Когда в 1974 году театр «Современник» собирался в Стокгольм на гастроли, отца и Гафта не хотели пускать за границу. Но труппа без них ехать отказалась.
— Меня поражало умение вашего отца сопереживать героям программы «Жди меня».
— Папа действительно все близко принимал к сердцу. Когда благодаря программе находились люди, нередко на его глазах выступали слезы. Многие трагедии ведь были обусловлены тем, что дети репрессированных, а затем расстрелянных родителей часто распределялись в разные детдома и получали другие фамилии. Из-за этого родственники не могли потом отыскать друг друга.
— Меня потрясла история 82-летнего синьора Луиджи из Италии, через всю жизнь пронесшего любовь к украинской женщине, с которой познакомился в годы войны, будучи в плену. Только в глубокой старости он смог разыскать свою Мокрину… К слову, а какая история вас больше всего поразила?
— Выделить какую-то сложно. Одна из них — как человек, который во время войны был летчиком, стал вождем племени индейцев…
— Игорь Владимирович, как многие герои его программы, и сам пережил трагедию. С фронта не вернулся его отец.
— Мой дед был доктором наук, заведовал кафедрой МХТИ имени Менделеева. На фронт ушел добровольцем. В армию его не хотели брать, у него была бронь, но он настоял на своем.
— Каждая встреча, которая происходила на экране, — настоящее чудо. А в жизни вашего отца случались чудеса?
— Наверное, чудом можно считать то, что в свое время удалось организовать театр «Современник». Это был первый в СССР театр, созданный не «сверху» — решением министерства культуры, а «снизу» — студентами школы-студии МХАТ, которые организовали свою труппу. И им разрешили объединиться в театр. Это было после двадцатого съезда партии, когда со смертью Сталина немного почувствовался дух свободы.
— Роль Сталина ваш отец несколько раз сыграл в кино и постановках, хотя был ярым его противником.
— Он его просто ненавидел. И, на мой взгляд, совершенно справедливо, потому что Сталин — один из самых больших злодеев ХХ века. Отец придерживался такого же мнения.
— Знаю, у Игоря Владимировича было необычное хобби — собирал рассказы людей, которые лично общались со Сталиным.
— Ему было интересно понять природу злодейства. К слову, отец согласился в свое время сыграть роль Сталина, чтобы показать истинное лицо тирана. Но, к большому сожалению моему и моего отца, до сих пор многие люди, говоря о том, что Сталин выиграл войну, почему-то забыли, что он уничтожил миллионы своих сограждан.
— Слышала, будто дочь Сталина Светлана Аллилуева придерживалась точки зрения, что Игорь Кваша лучше всех воплотил в искусстве образ ее отца.
— Я не могу быть стопроцентно объективен, но в определенном гриме папа был достаточно похож на него и, на мой взгляд, правильно его играл.
— Как ваш отец относился к славе?
— На улице к нему подходили люди, просили автограф и сделать фото на память. И папа, как правило, никому не отказывал. Звездной болезнью он не страдал.
— Письма и подарки от телезрителей домой приходили?
— Подарки не присылали, а писем было много — приходили они в театр и на телевидение. Домашнего адреса люди-то не знали.
* Миллионам зрителей Игорь Кваша запомнился в роли бургомистра в картине «Тот самый Мюнхгаузен». Кадр из фильма
— Читала, что корни вашего отца из Украины. Он часто бывал в Киеве?
— Конечно, приезжал с театром на гастроли. Бывал и в Одессе на съемках. К слову, в Киеве в Академии художеств учились мамины родители в начале 1930-х годов. И бабушка, и дедушка были художниками.
— А как познакомились ваши родители?
— Это произошло в Коктебеле. Мама отдыхала в Доме творчества. И папа приехал в Крым. С мамой его познакомила Галина Волчек. Вместе родители прожили больше пятидесяти лет.
— Как считаете, в чем секрет их семейного счастья?
— Нужно любить друг друга. Характер у отца был непростой. Думаю, у всех хороших актеров он сложный. С мягким характером в этой профессии пришлось бы очень трудно.
— Как отец вас воспитывал?
— Особой строгости не было. Думаю, больше на ребенка влияет то, как родители живут, как относятся к событиям, которые происходят вокруг.
— Каким человеком отец был в быту? Он умел что-то делать по хозяйству?
— На даче мог приготовить шашлыки, жареную картошку — резал ее очень мелко. Но особо времени не было. А когда появлялось, любил заниматься живописью. Как-то по просьбе приятеля даже участвовал в оформлении книги.
— Спортом занимался?
— Любил теннис. А в юности занимался конным спортом. И если в кино нужно было проехать на лошади, для папы это было удовольствие.
— В одежде следовал моде?
— Считал, что нужно выглядеть прилично, поэтому, как правило, ходил в пиджаке.
— Мир вашему отцу удалось повидать? Какая страна его больше всего поразила?
— Папа много ездил. Особенно нравилась ему Италия. Я тоже считаю ее страной номер один в мире. Там все прекрасно: природа, климат, музыка, искусство, еда… И люди очень доброжелательные.
— Какой подарок отца особенно вам запомнился?
— Когда я учился в институте, папа купил себе новую машину, а мне отдал свою. Это были «Жигули». Мне тогда было лет девятнадцать… А сейчас у меня компания по реставрации старинных машин. Папа любил автомобили, хорошо водил. В детстве мы ездили на отдых на машине — он был за рулем. Последнее время у него был Porsche.
— Как считаете, ваш отец был счастливым человеком?
— Думаю, да. В жизни ему удалось сделать довольно много. Да и в семье был счастлив. Обожал внуков. Когда я был ребенком, у папы для общения со мной времени было меньше. С утра до вечера он тогда репетировал в театре, поэтому дома бывал не так часто. А когда внуки появились, считал это подарком судьбы. Приезжал к нам за город при первой возможности.
— Уход отца был неожиданным?
— Да, хотя он болел, и болезнь была достаточно тяжелая — воспалительный процесс в легких. Папа лег в больницу, чтобы подлечиться. Но состояние только ухудшилось.
— Чувствуете связь с отцом?
— Не могу ее не чувствовать, так как многие мои поступки и восприятие мира обусловлены тем, каким был папа. Когда что-то происходит, думаю о том, как бы он себя повел в этой ситуации.
— Что бы вы сказали своему отцу сегодня, если бы он мог вас услышать?
— Надеюсь, ему не было бы за меня стыдно и он был бы доволен внуками.
2591Читайте нас в Facebook