На масленицу девушка, желающая признаться в любви парубку, привязывала к его руке небольшую деревянную колодку, украшенную разноцветными лентами
До начала самого сурового поста — Великого — осталось чуть меньше недели. Готовясь к нему, православный люд весело и сытно отмечал Масленицу (в нынешнем году с 3 по 9 марта). В Украине эта неделя еще называлась «Пущення», или «Сирна». Поскольку мяса уже есть не полагалось, хозяйки готовили к обеду традиционные молочные и рыбные блюда.
За хату, которую девчата нанимали для проведения «вечорниць», платили не деньгами, а хлебом, мукой и крупами
В украинских селах почти каждый день молодежь и люди семейные собирались на веселые посиделки. Так, существовал обычай «справляти колодку». В понедельник с самого утра замужние женщины приходили в шинок, одна из них выкладывала на стол деревянную колодку, другие заворачивали ее в пеленки. Причем пеленки полагалось взять у трех женщин, недавно родивших детей. После пеленания все подруги радостно восклицали: «Колодiй народився!» Женщины брались за руки и, пританцовывая, трижды обходили вокруг стола и пели: «Вже наше дитя народилося, а вже дитя на свiт Божий та й з'явилося!»
Затем вокруг «новорожденного» расставляли принесенные бутылки с горилкой и вином, миски с варениками, рыбой, творогом, яйцами, маслом и приступали к празднованию — выпивали и закусывали. Если в корчму в это время заглядывал мужчина, развеселившиеся «жiночки» хватали его, привязывали к ноге колодку и за освобождение требовали выкуп — горилку.
Вообще во многих регионах Украины каждый день Масленицы отмечалось какое-нибудь событие из «жизни» колодки: «родини», «хрестини», «весiлля» и даже «похорони» с «поминками». Всю неделю женщины с колодкой не расставались: при случае привязывали ее холостякам, бездетным супругам, родителям, не женившим детей в течение прошедшего мясоеда (пока не было поста), а также мужчинам, у которых в этом году родились внебрачные дети.
Незамужние девушки тоже «колодкували», только по-другому. Девица, желающая признаться в любви парубку, украшала небольшую деревяшку разноцветными лентами и выходила с ней на улицу. Встретив любимого, она привязывала ему полено на руку. Если парень был готов ответить взаимностью, он дарил смелой девушке платок. Ну а если нет, откупался лентами и бусами.
На Масленицу в селах почти каждый вечер устраивались «вечорницi». Хаты для этого нанимали девушки и платили за аренду не деньгами, а хлебом, мукой и крупами. Как правило, это был дом вдовы или бездетной семьи. На посиделки приходила только молодежь. Люди семейные веселились своим кругом — с кумовьями и родичами. Парубки должны были заработать право побыть с девчатами в одной хате. Для этого они рубили дрова, носили воду, а также одаривали девушек сладостями и орехами. На «вечорницях» девчата вышивали суженым сорочки (прясть и ткать в течение всей недели категорически запрещалось), а хлопцы отвлекали их от работы, рассказывая всяческие небылицы о сельской жизни.
Подвыпившие сельские парни на санях ехали целовать молодых замужних женщин, которые первый раз отмечали этот праздник хозяйками дома
В Сырную неделю обязательно катались на санях. Да не просто так, а с Масленицей — чучелом, символизирующим зиму. В разных регионах эту куклу делали по-своему. На западе она была из дерева с распущенными волосами и в пестрой одежде, а в центре и на востоке — соломенная с цветастым платком. Дети кидали в Масленицу снежки, а затем куклу сжигали или топили в реке. Таким образом прогоняли зиму. Вместе с чучелом в огонь бросали старые вещи. Считалось, что благодаря этому дом очищается от зла и нечистой силы.
А еще на санях подвыпившие сельские парни ехали целовать молодых замужних женщин, первый раз встречавших Масленицу хозяйками дома. «Молодиця» подносила каждому гостю пиво, а тот, выпив, трижды ее целовал.
Интересный обряд был на Полесье. Новобрачные, поженившиеся в этом году, в своих венчальных костюмах выстраивались рядами по обе стороны сельской улицы. По первому требованию прохожих молодожены должны были целоваться. Тех, кто в течение часа выдерживал такое испытание, усаживали в сани и катали по селу, ублажая и расхваливая. Ведь считалось, что жаркая любовь молодых пар прогонит зиму и приблизит приход весны.
Однако самым главным событием, связанным с Масленицей, был четверговый визит зятя к теще на вареники. В Украине главным масленичным блюдом ведь были вареники, а не блины. А еще галушки, молочная каша и кисель, пироги с творогом, блинчики, а также жареная и запеченная рыба. Всеми этими кушаньями любимая теща потчевала зятя и сватов. Гости приходили не с пустыми руками, хозяйке приносили гостинцы. Нахваливая ее угощения, родичи часто подшучивали: «Вареники доведуть, що й хлiба не дадуть».
В пятницу уже зять принимал у себя тещу. После сытного обеда он c почестями усаживал родственницу в сани и катал по селу. Если теща была доброй женщиной, направлял лошадей на ровную дорогу, если сварливой и вздорной, выбирал местность поухабистей, чтобы сани перевернулись.
Гулянья заканчивались в Прощеное воскресенье. В этот день соседи и родственники обходили друг друга и просили прощения за обиды. На Полтавщине считалось, что именно в Прощеное воскресенье должен произойти Страшный суд, поэтому нужно успеть помириться со всеми еще на этом свете. Винились даже перед незнакомыми людьми. Прощение просили трижды, и каждый раз полагалось ответить: «Бог простит». После этого люди три раза целовались, таким образом разрушая греховную суть обид.
Особо богобоязненные люди начинали поститься уже в Прощеное воскресенье: не выходили на улицу, не пили спиртных напитков, ограничивали себя в еде и вспоминали, сколько ими было сделано грехов за всю жизнь. А на Слобожанщине мужчины в ночь с Прощеного воскресенья на понедельник не ложились спать с женами, «щоб вовк поросят не з'щв». В некоторых регионах Украины в последний день перед постом семьи ходили на кладбище, носили вареники усопшим предкам и каялись перед ними во всех грехах.
В последний день Масленицы и в первый постный — «жилавий» — понедельник устраивали интересный обряд — полоскание зубов. Делали это водкой или самогоном, иначе, по поверьям, черти во время Великого поста вынут остатки творога вместе с зубами. Хозяйки даже не варили обед в эти дни, чтобы и горшки оставались чистыми. Правда, в понедельник обязательно пекли «жиляники» — коржики на воде. Считалось, что, съев этот коржик, человек становится сильнее (жилистее) и крепче духом, что помогает ему выдержать семь недель говения. Люди с сожалением, но не без юмора говорили: «Прийшов Великий пiст — усiм прижав хвiст».
Крученики из рыбы
Для приготовления потребуется: рыбное филе — 500 г, белый хлеб — 100 г, яйца — 2 шт. , лук — 50 г, мука — 40 г, сливочное масло — 50 г, перец и соль по вкусу.
Рыбное филе поделить на две части. Одну часть отбить, а вторую пропустить через мясорубку, добавить вымоченный в молоке белый хлеб, яйца, мелко порезанный лук, соль и перец.
Готовый фарш положить на кусочки филе рыбы, каждый свернуть в трубочку, обмакнуть во взбитое яйцо, обвалять в муке и обжарить на сливочном масле.
Готовые крученики подавать с жареной картошкой, посыпав зеленью.
Галушки, запеченные с творогом и сметаной
Для приготовления потребуется: 400 г пшеничной муки, 200 г творога, 4 яйца, 100 г сливочного масла, 2 столовые ложки сахара, 3 столовые ложки сметаны.
Из муки и трех яиц замесить на воде крутое пресное тесто, тонко раскатать его, нарезать мелкими квадратными кусочками, положить в подсоленную воду и варить до готовности. Затем отцедить воду, добавить к галушкам пропущенный через мясорубку творог, яйцо, четвертую часть разогретого масла, сахар, сметану, посолить, все смешать и выложить в сотейник, смазанный маслом. Поставить в духовку на час запекаться.
Запеченные галушки нарезать порционными кусками и перед подачей полить сливочным маслом.
365
Читайте нас в Facebook