Украинский стартап: поддельные лекарства помогает выявить специальное приложение
— Лет пять назад я купила лекарства, которые принимала уже давно, — рассказывает Наталия Гуран. — Заметила, что упаковка отличается, и взялась выяснять почему. С трудом дозвонилась в представительство фармпроизводителя, но внятного ответа не получила. Обратилась в гослекслужбу. Меня пригласили написать заявление (тогда еще не было электронных обращений). Безрезультатно потратив уйму времени, я в итоге попросила врача назначить другой препарат.
Эта ситуация натолкнула меня на мысль о создании ресурса, с помощью которого можно легко и быстро проверить сертификацию лекарства. Расспросив друзей, выяснила, что никто из них вообще не обращает внимания на то, что покупает в аптеке. Люди привыкли думать, что в таблетки могут подмешать мел или что-то безвредное, поэтому ничего страшного не произойдет. Но все гораздо серьезнее. Использование поддельных препаратов может привести даже к летальному исходу.
* Наталия Гуран: «Наш проект так и останется социальной инициативой и будет приносить пользу безвозмездно»
— Всех своих друзей, большинство из которых IT-специалисты, я буквально заразила этой идеей и вовлекла в разработку, — продолжает Наталия. — Мы обращались за консультациями к медикам и фармацевтам, изучали законодательство. Спроектировали базу данных на основе государственного реестра лекарственных препаратов. Чтобы в нем разобраться, ушел почти год — очень много ошибок, информация структурирована нелогично. Иногда просто мозги закипали. Ради проекта я оставила свою основную работу. Все затраты пришлось урезать до минимума.
Вложили около двух тысяч долларов собственных сбережений и более тысячи часов рабочего времени. Сначала мы арендовали несколько серверов, с которыми постоянно испытывали неудобства. На сайт стало заходить столько людей, что серверы висли. В конце 2017 года приняли решение зарегистрироваться как общественная организация, а уже в начале 2018-го получили финансовую помощь от фонда «Відродження». Деньги вложили в расширение инфраструктуры и защиту от хакерских атак. Даже не представляю, кому это нужно, но нас постоянно пытаются взломать.
Уже в процессе разработки, благодаря некоторым жизненным ситуациям, сформировалось несколько дополнительных идей. Я заболела, и по назначению врача мне предстояло потратить в аптеке около восьми тысяч гривен. Была в ужасе. Стала искать аналоги и выяснила, что все необходимое могу купить… всего за четыреста гривен. А ведь кто-то отказывается от лечения из-за дороговизны. Так у нас появилась база аналогов. Также мы добавили возможность отфильтровать лекарства по составляющим после того, как я купила родителям противопростудный чай с содержанием кофеина, который им противопоказан из-за давления. Сейчас работаем над функцией уведомлений о наличии в аптеках бесплатных лекарств по программе «Доступні ліки».
— Среди каких препаратов чаще всего попадается фальсификат и на что стоит обращать внимание при покупке?
— Принято считать, что подделывают в основном дорогие лекарства. Но самой популярной группой фальсификата являются препараты с большим оборотом: обезболивающие средства, например, обычный анальгин, цитрамон, противопростудные препараты, даже перекись водорода и спирт — то, что есть в каждой аптечке. Большая группа подделок среди гормональных препаратов. Но-шпа вообще лидер фальсификата. Недобросовестные производители не брезгуют наживаться и на препаратах от рака, ради которых люди продают квартиры и машины.
Но наиболее опасной подделкой являются так называемые тревожные лекарства, которые предназначены оказывать мгновенное воздействие, снимая тяжелые приступы аллергии, астмы, эпилепсии. Без содержания нужного количества действующего вещества они бесполезны и могут унести чью-то жизнь в считаные минуты. Нужно очень внимательно проверять всю информацию на упаковке, блистере и в инструкции — она должна совпадать. Проще всего определить подделку по дате изготовления и номеру серии на упаковке. Эта информация всегда наносится способом тиснения. Если же дата отпечатана обычным полиграфическим способом — это однозначно подделка.
Однажды я провела исследование с целью изучить поведение потребителя. Несколько дней ходила за посетителями супермаркета и наблюдала, как они совершают покупки. Затем следовала за ними в аптеку, если такое совпадение случалось, и смотрела, как они покупают лекарства. Одни и те же люди подолгу вчитывались в этикетку на кефире, прежде чем отправить его в свою корзину, а таблетки забирали с аптечного прилавка, даже не взглянув на них. Покупая продукты, чек забирали. В аптеке он оставался лежать в монетнице. Это говорит о том, что уровень доверия потребителей к аптекам чрезмерно высок.
К сожалению, недобросовестных аптечных учреждений в Украине более чем достаточно. Проблема глобальная. В одном из своих интервью замминистра охраны здоровья Роман Илык сообщал, что, по разным данным за 2011—2012 годы, два процента всех лекарств в Украине признаны фальсификатом.
В 2017 году украинцы приобрели один миллиард сто упаковок лекарственных препаратов. Соответственно, на сорок два миллиона украинцев приходится двадцать два миллиона упаковок фальсификата. Минимум одна упаковка на семью. В борьбе с некачественным товаром 50 процентов успеха — внимательность потребителя.
* С помощью приложения, установленного в телефоне, можно определить, поддельный препарат предлагают в аптеке или настоящий
— Вы развиваете два проекта, один из которых на основной работе. Второй совсем не подкреплен финансовой мотивацией. Что вами движет и заставляет продолжать?
— Иногда наваливается ужасная усталость. Хочется просто закрыть все программы, захлопнуть крышку компьютера и пойти в кино. Забыть обо всем. Тогда я открываю отзывы и читаю, читаю… Пока читаю, задаю себе вопрос: как я брошу 60 тысяч наших пользователей? Скажу им: «Извините, я устала»? Ну уж нет.
— Думали, как можно монетизировать приложение?
— «Ліки Контроль» (likicontrol.com.ua) — социальный проект, который не сотрудничает с аптеками и фармпроизводителями, не дает рекламу. Когда приложение вышло в свет, нас обвиняли в сотрудничестве с производителями лекарств, писали всякие гадости. Мы брались за голову и думали: «Что же мы наделали?» Хотя сервис абсолютно прозрачный — все аналоги отображаются исключительно в алфавитном порядке в соответствии с международной классификацией. Сейчас в плеймаркете у нас более шестисот положительных отзывов, восемьсот оценок, общий балл 4,7 из пяти возможных. Но способа монетизировать ресурс мы не нашли. В Украине пока отсутствует культура оплаты за программное обеспечение. Мы пробовали сделать подписку платной, но после истечения бесплатного срока пользования приложение просто удалялось с устройства и устанавливалось повторно. Все деньги мира не заработаешь. Решили, что проект так и останется нашей социальной инициативой и будет приносить пользу безвозмездно.
*Фото из альбома Наталии ГУРАН
6178Читайте нас в Facebook