«операция на открытом сердце, которую маше сделали в девять месяцев, чтобы исправить врожденный порок, позволила внучке заниматься художественной гимнастикой в школе ирины дерюгиной»
Маша с гордостью показывает нам свои грамоты и медали, полученные за спортивные достижения, а еще демонстрирует некоторые гимнастические упражнения. Прямо на газоне садится на шпагат, выполняет сложные фигуры. Хрупкая девчушка все время улыбается и посматривает на бабушку: нравится ли той, что она делает?
— Кардиохирурги говорят, что Маша у них единственная спортсменка, которая после такой сложной операции на сердце нисколько не щадит себя и добивается отличных результатов, — говорит Жанна Федоровна, бабушка девочки. — О том, что у ребенка сложный порок сердца, мы узнали, когда ему шел девятый месяц. Как медик я понимала, что откладывать операцию нельзя. К счастью, она прошла успешно. Правда, выйдя из операционной, один из лучших детских кардиохирургов Илья Емец сказал мне: «Оперировать малышку надо было не в девять, а в два месяца. Сердце у нее сейчас огромное, как у шестилетнего ребенка. Но оно придет в норму». Честно говоря, тогда даже Илья Николаевич не представлял, насколько удачно провел операцию.
«В девять месяцев сердце девочки было, как у шестилетнего ребенка»
С самого рождения жизнь Маши висела на волоске.
— Внучка родилась недоношенной, и врачи сказали моей дочери, что ребенок жить не будет, — рассказывает бабушка. — После месяца, проведенного в реанимации, девочка все-таки пошла на поправку. А когда ей исполнилось девять месяцев, медики поставили малышке новый диагноз: порок сердца. Без срочной операции ребенку грозила смерть. Мы были в шоковом состоянии. Дочка на нервной почве оглохла. Сейчас носит слуховой аппарат. За несколько недель Маше сделали необходимые анализы, обследовали ее в Институте сердечно-сосудистой хирургии. Внучка была такая крохотная, в девять месяцев весила восемь килограммов. Как сейчас помню, дочери дали подписать бумагу, что о возможном летальном исходе мы предупреждены. Пока Машу готовили к операции, в отделении, где она лежала, умерло семеро детей. Малышей увозили на операцию, а назад уже не привозили. В коридоре время от времени раздавался жуткий крик
Операцию Маше проводили на открытом сердце, и длилась она с десяти часов утра до пяти вечера. Как объяснили врачи, у внучки отсутствовала межпредсердная перегородка. Ей отключили сердце, и в течение сорока минут кардиохирург Илья Емец делал все возможное, чтобы спасти ребенку жизнь. Ведь сердце у Маши все время работало в усиленном режиме, поэтому и увеличилось, став таким, как у шестилетнего ребенка. Если бы ей не сделали эту операцию, то в лучшем случае внучка на всю жизнь осталась бы инвалидом.
В течение двух лет после операции Маша была на детской инвалидности. Когда пришло время ее продлить, врачи сказали, что у девочки серьезных нарушений нет, динамика положительная.
— Если бы нам тогда дали инвалидность во второй раз, внучка не стала бы спортсменкой, — говорит Жанна Федоровна. — Мы просто обиделись на врачей и решили, что вопреки всем запретам Маша будет заниматься спортом. Пришлось лично вмешаться Илье Николаевичу. Он написал письмо Ирине Дерюгиной с просьбой разрешить девочке заниматься гимнастикой. Так у внучки началась спортивная карьера.
С пяти лет Мария Бердникова учится в детско-юношеской школе олимпийского резерва Ирины Дерюгиной. Чтобы участвовать в серьезных соревнованиях, необходимо во Всеукраинском физкультурном диспансере получить допуск. Не каждому здоровому спортсмену выдают такой документ.
— Когда впервые пришли на прием, врач, прочитав диагноз, взяла внучку за руку и быстрым шагом повела по коридору в другой кабинет, — продолжает бабушка. — Представила нас главврачу физкультурного диспансера. Просмотрев историю болезни ребенка, он закричал на меня: «Это немыслимо, нонсенс! Да вы что? Ни о каком допуске не может быть и речи!» А справку мы все-таки тогда получили в Центре детской кардиологии и кардиохирургии, с личной подписью его директора Ильи Емца. Маша у него пока единственная пациентка, которая после операции на сердце профессионально занимается спортом.
С помощью благотворительной акции «Пробег под каштанами» удалось собрать для Центра детской кардиологии и кардиохирургии 100 тысяч гривен
В декабре 2006 года Маша участвовала в выступлениях в составе сборной команды Украины по художественной гимнастике.
— Нас поднимали в пять часов утра, а с шести до девяти мы занимались в спортзале, — рассказывает Мария. — Завтракали, отдыхали полчаса и снова шли в зал. После обеда — тренировка, а вечером — бассейн. В таком режиме прошли две недели.
Бабушка утверждает, что Маша даже выносливее других детей. После тренировок, когда юные спортсмены буквально падают от усталости и стараются вовремя лечь спать, чтобы восстановить силы, Мария умудряется еще почитать.
— Самое первое свое выступление помнишь? — спрашиваю у собеседницы.
— Конечно! Прямо вся дрожала, — сжимает руки в кулачки юная спортсменка. — Я еще маленькая была и стеснялась выступать перед зрителями. Но уже тогда заняла третье место. Мне подарили зонтик и плюшевую игрушку. Обычно на соревнованиях я занимаю призовые места. Когда в прошлом году вместе с другими девочками из школы Дерюгиной ездила в Евпаторию на три дня, то приз получила одна я. Выступала с мячом и булавами. Тяжело было сражаться за медаль. Этим летом тоже готовлюсь к поездке. Теперь буду показывать упражнения со скакалкой, мячом и обручем.
— Что любит есть спортсменка?
— Ананасы, — улыбается Маша. — Правда, в школу бабушка мне покупает яблоки, йогурт или какой-нибудь десерт. На переменах между уроками могу съесть конфету или шоколад. Перед тренировкой уплетаю тарелку каши или супа с мясом. Мне нравится заниматься художественной гимнастикой. А в будущем хочу быть тренером. Дома я раньше постоянно «тренировала» своих кукол, садила их на шпагат. Уже одной даже ногу сломала (смеется).
Маша Бердникова ничем не отличается от других девочек своего возраста. Улыбается, скачет, как мячик. Благодаря успешно и профессионально сделанной операции, заботе и поддержке специалистов центра, девочка смогла не только побороть страшный недуг, но и стать спортсменкой. А еще каждый год в День Киева она участвует в благотворительной акции «Пробег под каштанами» и очень ждет этого события.
— Я в календаре отмечаю день, когда будет пробег, и очень жду его, — говорит Мария. — Ведь участвую в акции с пяти лет. На майдан Незалежности мы с бабушкой приходим в девять утра. Я регистрируюсь и жду старта. Пробег проходит по всему Крещатику. Даже совсем маленькие дети участвуют в акции вместе с родителями. Зрители поддерживают нас аплодисментами. На память все получают футболки с эмблемой. Потом вместе с другими девочками и мальчиками мы фотографируемся с врачами, благодаря которым можем бегать и радоваться жизни.
— У тебя, наверное, уже целая коллекция медалей и футболок? — спрашиваю у Маши.
— Да, — улыбается девчушка. — Я получила за участие в пробеге четыре медали. А футболки носит моя мама, потому что размеры для меня пока велики.
— Число желающих поучаствовать в акции «Пробег под каштанами» ежегодно растет, — рассказывает директор Научно-практического медицинского центра детской кардиологии и кардиохирургии Министерства здравоохранения Украины, главный кардиохирург Минздрава доктор медицинских наук Илья Емец. — Впервые этот праздник подарили Киеву 150 миссионеров пробега, которые в 1993 году собрались, чтобы провести акцию на центральных улицах столицы. В этом году участвовало больше двух тысяч человек, а собранная сумма составила около 100 тысяч гривен. Она будет передана нашему центру. Билет участника пробега стоит 30 гривен. Радует, что уже многие люди понимают: вклад каждого помогает спасти детскую жизнь. Благодаря такой помощи число операций в центре только за прошедший год увеличилось в два раза, а показатель детской смертности снизился до одного процента (в 2000 году он составлял 14 процентов). Я считаю, что инициатива «Пробега под каштанами» нужная и важная. Жаль, что он проводится только раз в году. Я, например, бегал бы каждый месяц, даже зимой.
495Читайте нас в Facebook