«уже шестеро суток мы ничего не ели, питьевой воды на борту давно нет, употребляем техническую жидкость, но и ее скоро невозможно будет очистить, поскольку через пару дней судно обесточат « -
Корреспонденту «ФАКТОВ» в один из последних сеансов радиосвязи удалось пообщаться с украинскими моряками, которых уже месяц удерживают вооруженные до зубов пираты, захватившие у далекого африканского берега судно «Леманн Тимбер». Современные корсары требуют за экипаж солидный выкуп. Людей постоянно держат под страхом смерти — либо от пуль, либо от жажды и голода, либо от инфекции: многие мореходы серьезно больны и не в состоянии уже держаться на ногах. Моряки еще сохраняют надежду на освобождение из пиратского плена, хотя, по словам их родных и близких, судьбы украинских граждан не волнуют официальных лиц, наделенных конкретными полномочиями. Потому все наши собеседники уповают на волю Господа и помощь журналистов.
Бандиты заявили, что расстреляют моряков, если судно попытаются взять силой
— Этот рейс для сухогруза «Леманн Тимбер», принадлежащего германской компании, был первым, — рассказывает по радиотелефону 43-летний капитан захваченного судна Валентин Барташев. — 28 мая около 13. 30 у берегов острова Сокотра в Аденском заливе на нас напали пираты. Вооруженные автоматами и гранатометами, они на скоростном катере подошли к двигавшемуся судну. С дикими криками мгновенно забрались на борт, взяли команду «на мушку» и потребовали встать на якорь
В день нападения экипажу из 15 моряков (четверо украинцев: 37-летний четвертый механик Сергей Атакузиев, 31-летний второй механик Станислав Илюшкин, 32-летний старший механик Виталий Рудниченко и 24-летний электромеханик Сергей Алымов, а также 43-летний россиянин капитан Валентин Барташев, 35-летний штурман эстонец Ардо Калле и девять матросов — граждане Бирмы) еще позволили пользоваться мобильными телефонами. О случившемся ЧП тут же узнали в крюинговой компании и судовладелец. Правительство Сомали (в территориальные воды этого государства захватчики направили судно) передало по дипломатическим каналам предложение решить проблему с сухогрузом просто — взять на абордаж. Однако террористы заявили, что если к ним приблизится хоть один спецназовец, то заложников расстреляют немедленно.
Первоначально бандиты требовали за команду «Леманна» около трех миллионов долларов. За несколько недель переговоров стоимость человеческих жизней снизилась на два миллиона «зеленых»
— После захвата весь экипаж поместили в трюм, — продолжает капитан. — Еду и воду давали нерегулярно и в мизерных дозах. Затем лишили и этого. Для утоления жажды используем техническую, «вареную» воду (забортная вода, перегнанная через судовой опреснитель, применяется для сугубо технических нужд. — Авт. ). Судовая аптечка пуста, на исходе даже те лекарства, что брали с собой в рейс члены экипажа. При этом доводилось оказывать медицинскую помощь пиратам. Это помогло несколько наладить «дипломатические отношения». Если поначалу нам категорически запрещали передвигаться по теплоходу, то сейчас это стало возможным.
Но бывают моменты, когда пираты выходят из себя и готовы буквально рвать и метать. Происходит это, по словам моряков, после общения захватчиков с представителями судовладельца, ведущими переговоры по освобождению. Даже нецивилизованные корсары в шоке от поведения хозяев теплохода, постоянно стремящихся «выторговать» еще немного денег. Судовладельца, похоже, вовсе не волнует жизнь и состояние здоровья 15 человек.
— Физическое и особенно психологическое состояние моряков неважное, — констатирует Валентин Барташев. — Все немного ободрились, когда поступила информация о том, что судовладелец согласился выплатить требуемый выкуп. С нетерпением ждали команды предводителя пиратов Мохаммеда Али (имя у него — точь-в-точь, как у знаменитого боксера!) направиться в Аденский залив. Именно туда судном должны были доставить требуемую сумму (нынче, насколько нам известно, это 750 тысяч долларов) — в обмен на наши жизни. Пираты на радостях даже выдали нам по небольшому кусочку рыбы и маленькой баночке кока-колы.
Вскоре полпреды судовладельца заявили, что названную сумму они переведут на банковский счет. Начался очередной «переговорный раунд» Однако, если в ближайшие двое-трое суток вопрос не решится, нам придется «загорать» здесь до сентября (коль выживем) — в этих краях начинается сезон штормов, и судно невозможно будет сдвинуть с места
Тем временем информация о бедственном положении заложников просочилась в электронные СМИ. Тогда представители немецкого судовладельца, крюинговой компании и фирмы-переговорщика собрали родственников заложников и заверили их, что переживать за жизни и состояние моряков не следует. Дескать, пиратам нужны не трупы, а вполне достойный «живой товар», вскоре экипаж будет возвращен на родину. Сейчас же, по их словам, моряки содержатся во вполне приемлемых условиях, полноценно питаются и даже загорают.
— «Загорают» — это точно, — комментирует жена четвертого механика Ольга Атакузиева. — В 50-градусную жару всех 15 членов экипажа (в том числе и больных матросов-бирманцев, у которых, похоже, серьезная кишечная инфекция) держат в пятнадцатиметровом раскаленном металлическом помещении капитанского мостика. Что до питания, судовладелец не предпринимает ровным счетом ничего, лишь передает по радиосвязи: моряки должны требовать от пиратов полноценный рацион! Пираты же просто смеются: захватывали и «перепродавали» уже не одно судно и экипаж, но впервые сталкиваются с подобным наплевательским отношением судовладельца к судьбам нанятых им же людей
«Стараемся меньше двигаться, чтобы сберечь силы и не так сильно хотелось есть и пить»
— Если парламентеры подведут и сейчас, предсказать наше будущее не берется никто, — сказал в телефонном разговоре «ФАКТАМ» четвертый механик захваченного судна Сергей Атакузиев, по слабому голосу которого можно понять, в каком состоянии пребывают наши сограждане. — Топливо заканчивается, поддерживать судовые системы и механизмы нечем. О борт постоянно бьют сильные волны — шторм достигает восьми-девяти баллов! Мы буквально на пределе, все ослаблены. Стараемся меньше двигаться, чтобы сберечь силы и не так сильно хотелось кушать и пить. Ведь уже шестеро суток мы ничего не ели, питьевой воды на борту давно нет, употребляем техническую жидкость. Однако и ее через день-другой невозможно будет хоть как-то очистить, поскольку судно обесточат.
Пираты согласны отпустить нас, как только получат обещанный выкуп. Им безразлично, каким образом и кто доставит деньги. Бандиты вооружены до зубов. Настроены они категорично: либо выкуп — либо судно разделают на металл, а экипаж продадут в рабство или уничтожат. Содержать же пленников до бесконечности — непозволительная роскошь.
— Даже те крохи пищи, которые получают наши мужья, дают им именно пираты, — утверждает Елена Илюшкина, супруга второго механика. — Судовладелец же и не подумал передать на борт — кораблем либо вертолетом — еду и воду. При всем том, из телефонного разговора с мужем знаю, что захватчики ведут себя в определенных вопросах, можно сказать, достойно. Они забрали у наших моряков все личные вещи (вплоть до носильных, часть из которых сразу же надели на себя!), перстни, цепочки с крестиками, а вот обручальные кольца ни у кого не тронули. Если бы не многоопытный капитан, не раз бывавший в горячих точках, неизвестно, чем бы все закончилось. Именно он контролирует, насколько это возможно в сложившейся ситуации, обстановку. У него же сосредоточена вся документация.
О мужестве капитана говорит и его предложение захватчикам: оставить в заложниках только офицеров судна, отпустив на волю больных матросов-бирманцев. Однако оно не было принято.
По словам Елены, практически все украинские моряки-заложники — опытные специалисты. Ее супруг, Станислав, с которым они живут в Вилково (Одесская область) и имеют двоих очаровательных малышей — Даню и Илью, плавает уже восемь лет. Девять лет стажа и у четвертого механика Сергея Атакузиева. Самый молодой — электромеханик Сергей Алымов из Херсона. Свой 24-й день рождения он встречал уже в плену, 15 июня, на Троицу. Его юная жена Катя в результате нынешних перипетий тяжело заболела и оказалась на больничной койке. У старшего механика Виталия Рудниченко из Херсона за плечами десятилетний опыт работы. Дома его ждут жена Светлана и дочурка Валерия, которой год и десять месяцев.
— Сергей в последнюю минуту собрался в рейс, — утирает слезы Ольга Атакузиева. — Ему предложили срочно сменить четвертого механика на «Леманне», у которого открылась язва желудка. Рейс начался 13 мая (навсегда запомню это несчастливое число), а уже 29-го в 10. 30 мне позвонил представитель крюинговой компании «Юнитим-Украина» Максим Костин и известил о происшедшем. Он настаивал, чтобы об этом я никому не рассказывала, даже родным и близким. Дескать, на судне все в норме, ситуация контролируемая, а распространение информации навредит делу освобождения заложников. Так я и удерживала «в себе» всю эту «информацию». Места себе не находила, работать не могла. Единственные, кому сказала — родной сестре, а позже — дочери, которая закончила восьмой класс. Сережина мама до сих пор ничего не знает. И слава Богу — она тяжело болеет, недавно похоронила мужа
В беседах со мной супруги всех моряков-заложников в один голос говорили о том, что представители крюинговой компании и судовладельца названивали каждой из них и в категоричной форме «рекомендовали» держать язык за зубами, никуда не обращаться и, упаси Бог, общаться с журналистами. И все это под благовидным предлогом: не навредите! Восемнадцать суток женщины молчали.
— Первой не выдержала Катя Алымова, — рассказывает Ольга Атакузиева, — и в середине июня дала небольшое интервью телевидению. Что тут началось! Бедной девочке и угрожали, и всякие пакости говорили. Дескать, как она осмелилась выдать чуть ли не государственную тайну! А теперь мы — жены и родственники моряков — сами обрекаем их на гибель
Жена капитана Ксения Барташева постоянно связывается с Аллой Калле, женой штурмана из Эстонии. Власти Эстонии готовы заплатить выкуп за всех членов экипажа, только чтобы спасти своего гражданина. Но переговорщики, по словам собеседниц, снова сказали: не вмешивайтесь, ситуация у нас под контролем.
Из телефонных разговоров с мужьями (которые, по утверждению женщин, им практически запретили — «в интересах дела») они узнали, что бандиты постоянно находятся под действием наркотиков. Положение стало критическим, и измученные ожиданием женщины не пожелали более молчать. Они обратились в представительства МИДов Украины, России и Эстонии с просьбой повлиять на ситуацию. После этого представители судовладельца, крюинговой компании и фирмы, ведущей переговоры, пригласили родственников моряков на встречу, которую обозначили как брифинг. Правда, с жестким условием: никакой прессы! Встреча произошла в одном из роскошных залов отеля «Одесса».
— Нам еще раз стремились растолковать, что «процесс переговоров продолжается, все — под контролем», — негодуют собеседницы. — На нашу просьбу связаться с судном, ответили, что такой возможности нет. Как вдруг раздался звонок — капитан звонил на мобильный телефон жене. Ксения включила «громкую связь», и мы услышали голос Валентина Барташева. Он буквально умолял о принятии каких-то кардинальных мер. Говорил, что если немедленно не покинуть место стоянки, то сухогруз нельзя будет отбуксировать. Не подойдет к нему и другое судно, чтобы передать провизию и топливо. Начинается сезон штормов, что для них равносильно гибели Лица, организовавшие встречу, прокомментировали слова капитана в том духе, что все это говорилось под давлением пиратов.
— Апофеозом «брифинга» стал специально организованный фуршет, — не может скрыть возмущения Ольга Атакузиева. — Нам предложили разделить трапезу — в то время, когда мужья буквально умирают от голода и от жажды! Мы в отчаянии. Неужели никто в этой стране не в состоянии защитить своих граждан?!
По сообщению МИД, поскольку у Украины нет дипломатических отношений с Сомали, то повлиять на ситуацию министерство не может. Владелец судна обратился за услугами к британской фирме, которая имеет большой опыт ведения переговоров с пиратами. Пока не удалось договориться о сумме выкупа.
Генеральный консул Украины в Гамбурге уведомил омбудсмена Украины о том, что ситуация с захватом заложников находится под контролем антикризисного штаба, созданного в Гамбурге (Германия).
P. S. Когда материал готовился к печати, в одесский корпункт «ФАКТОВ» позвонила жена второго механика Станислава Илюшкина Елена и рассказала, что несколько минут назад она говорила по телефону с мужем. Станислав сообщил: у моряков началось обезвоживание организма, они практически не могут ходить. Пираты в ультимативной форме заявили пленникам, что ждут выкуп еще два дня, а затем экипаж захваченного судна высадят на берег, где моряков либо продадут в рабство, либо уничтожат.
330Читайте нас в Facebook