Почему Масленицу в народе называли праздником вкусной еды и «белой неделей»?
Катерина Семеновна, Киев
— Традиционно Масленица начинает календарный цикл украинских весенних праздников, а первые сведения о нем датируются началом ХVI века, — рассказала «ФАКТАМ» Татьяна Карандеева, заведующая экспозиционного отдела «Полтавщина» Национального музея архитектуры и быта Пирогово. — Такие термины, как «сыропост», «сыропостная неделя» упоминались в летописях и церковных книгах, а еще более древние названия — «Колодий», «Колодка», «Торица» касались культа небесных светил Солнца, Луны, которым в старину поклонялись. Исследовали предполагают, что празднование Масленицы берет начало в глубокой древности и связано и с богом Велесом — покровителем животных: например, тором называли быка, который у славян обладал магической силой. Украинская Масленица сохранила не только свои древние наименования, а и архаические признаки обрядности. Когда начинались масляные недели, то придерживались ряда обрядов, среди которых выделяли «привязывание колодки», «волочение колодки», «прицепка колодки». Одна из недель Масленицы названа «белой». Издавна люди так выстраивали свой быт, чтобы обеспечить плавный переход к Великому посту: сначала ели все жирное, мясное, потом отказывались от скоромной еды в среду и пятницу, а в Масленицу переходили к молочным продуктам, чтобы подготовить организм к длительному периоду ограничений. Как отмечают исследователи, празднование с соблюдением традиций и обрядов наблюдалось в народе до 1920-х годов. А в советский период постепенно вводились запреты, многое искоренялось и стало забываться. Сейчас же люди едят, что у кого есть, не придерживаясь строгих правил.
— Татьяна Ивановна, почему последняя неделя перед Постом называлась «белой»?
— Поскольку для приготовления блюд использовали белые продукты — творог, молоко, масло, сметану, муку, яйца… Вареники с творогом — это популярное блюдо, которое заправляли сметаной и маслом, также готовили молочные кисели и много чего еще. Масленице предшествовали другие этапы.
— Какие?
— Третья неделя перед постом называлась «всеїдною», или «загальницею», когда позволялось есть все и каждый день. В это время еще можно было играть свадьбы, но придерживались обычаев, бытовавших в каждом регионе. Например, на Житомирщине разрешалось и свадьбы справлять, и есть мясное. А вот на Черкащине не венчали и считали, что если в этот период сыграть свадьбу, то один из супругов «буде блудити». У священников даже есть выражение «блудний син» — так говорили о человеке, который ушел от Бога.
В народе приметили: когда начиналась всеядная неделя, без метелей не обходилось. И поэтому говаривали: «Хурія їхала до Масляної в гості». А нагулявшись и напившись медовухи, метель потеряла по дороге своего ребенка, поэтому «плаче, шукає дитину, всі куточки замете». Так часто и бывало на рубеже зимы и весны — вокруг все заметало снегом.
— Какая неделя следовала за всеядной?
- На смену «всеядному» приходит уже «переступний тиждень», когда мясо разрешалось употреблять каждый день, кроме среды и пятницы. Это вторая неделя перед Масленицей. Ее называли еще «рябим тижнем» или «жишковим», «мясопустним», потому что есть жирное (скоромную еду) в среду и пятницу не допускалось. На этой неделе еще продолжали праздновать свадьбы, а на Масленицу уже это не годилось (разве только в случае, если кто-то из пары был вдовцом). На неделе усиленно готовились к Масленице: покупали продукты, если не было своих, мазали хаты, убирали и еще припевали: «по рябої, по малої, сваточки мої, доплигаєм-додибаєм до Масляної». Уже в конце недели нельзя было белить хату — следовало заниматься этим заранее. В пятницу-субботу обязательно поминали предков: устраивали общий обед дома, носили в церковь панахиду. В древности верили, что покойники питаются паром, поэтому обязательно пекли хлеб, пампушки, а пирожки раздавали (начинка была разнообразной — творожная, из сушеных груш, яблок).
На Полесье в поминальных обрядах сохранился древний культ предков, и поминальные дни называли «дідами». Когда готовился ужин, хозяин ложкой набирал еду из каждой тарелки в отдельную мисочку, которую вместе с водой и рушником размещали на припечке, зажигали восковую свечу в ожидании, что покойные родичи умоются и поужинают. К поминкам готовили борщ, юшку, блины, подавали соленую рыбу, каши. А на Полтавщине, к примеру, было заведено поминать и самоубийц: все дела откладывались, только пекли пирожки, чтобы разнести милостыню старым бабкам — за повешенных, утопленных, умерших.
Читайте также: Масленица-2019: почему неделя называется женской и как ее надо провести
— В воскресенье, накануне Масленицы, можно было есть мясное?
— В последний день мясопустной недели, которую еще называли «ніжкові заговини» «заговини», «пущення», как правило, готовили мясную еду: варили холодное, жарили колбасы, сало, запекали птицу и тушили вкусную картошку. Люди, поев и повеселившись до полуночи, до утра не убирали остатки — чтобы души предков угостились едой со стола.
— Расскажите, как праздновали Масленицу?
— Во-первых, люди шутили, пели, развлекались на все лады, ходили друг к другу в гости, устраивали посиделки, «вечорниці». Во-вторых, готовили много и вкусно. В-третьих, в Масляную поминали умерших предков. В-четвертых, в последний день обязательно соблюдали церемонию «прощення». Готовились к празднику заранее, проходя все этапы: встречали, расправляли и провожали. Люди очень мудро подходили к празднованию и постепенно подготавливали себя к посту, а начинается Масленица всегда с понедельника и заканчивается Прощеным воскресеньем. Масленица приходится в последнюю неделю перед Великим постом (обычно отмечают в конце февраля-начале марта). Праздник маркирует границу уходящей зимы и весеннего пробуждения природы. В народном календаре праздник «не в числі», то есть никогда не было определенной даты Масленицы — она была плавающей, ее праздновали задолго до Пасхи. В этом году отмечают с 4 по 10 марта.
— И как в старину проводили последнюю неделю перед Постом?
- Вареники с творогом, блины со сметаной и маслом служили обрядовой едой. Уже не ели мясное, а в основном молочное. Из распространенных развлечений были катание на лошадях, игра в снежки. Совершался самый известный из обрядов — «Колодій».
Женщины собирались в понедельник (например, в корчме) и приносили с собой небольшую колодку. Пеленали ее, украшали цветами, шутили, пели, а потом целую неделю ходили с колодкой (небольшое бревно или палочка) по селу. Каждый день Масленицы был отмечен важными событиями. В понедельник «рождалась колодка», во вторник ее «хрестили», в среду «похрестини», в четверг «справляли масляну», в пятницу колодка «помирала» и субботу ее «хоронили», воскресенье «оплакували».
Во время обряда «Колодки», или «Колодія», основными действующими лицами были женщины, которые носили («волочили») колодку по хатам. За то, что вовремя не выдали замуж или не женили детей, родителей ожидала женская «кара» — им привязывали к ноге большую «колодку». В качестве откупа за сына или дочку выставлялась медовуха, водка и еда. В этот период звучало: «Масляна, масляна, як на тебе добре жити, вареники з сиром їсти, ще й горілочку пити»…
В среду женщины продолжали ходить по селу, привязывать девчатам и хлопцам небольшую «колодку» в наказание за то, что вовремя не вступили в брак. Хотя такие обрядовые действия носили шутливый характер, все же имели воспитальный характер. В обряде заключалась глубокая мораль, ведь с древности его связывали с образованием новой семьи — закрепился в быту своеобразный культ семейной жизни.
В четверг женщины праздновали день мученика Власия — покровителя домашнего скота, собирались вместе и желали, чтобы телята водились, были ласковыми, а коровые — не бодливыми. Образ святого заносили в хлев и свяченой водой кропили скотину, обкуривали ладаном, «щоб худоба добре плодилася і не слабувала». В этот день с большим почтением относились к домашнему скоту и не использовали его в домашней работе.
В пятницу устраивали «частунок тещі». Те, кто женился осенью, торжественно привозил тещу на второй день Рождества, а кто взял жену в рождественскую мясницу, — делал это на Масленицу. Зять сзывал гостей, наливал им полные чарки и призывал выпить, «щоб у тещі горло не пересихало» (намек на то, чтобы теща не была сварливой).
* Женщины ходили по селу и привязывали девчатам и хлопцам к ноге небольшую «колодку» в наказание за то, что вовремя не вступили в брак
— Какую еду употребляли на Масленицу в зависимости от региона?
— В сыропусную, или в белую неделю, хозяйки, кроме творожных вареников, пирожков и блинов, готовили разнообразные молочные каши и кисели. На Киевщине готовили колотуху, ряженку, насырники, в западных областях — пироги с брынзой, кукурузный кулеш-банош на сметане, на Слобожанщине жарили сырники, гречневые блины, варили вареники с творогом, мандрыкы (пампушки из муки, творога, сметаны и яиц), на Херсонщине, кроме блинов и вареников, пекли бабку из лапши и риса с изюмом. На Подолье делали пампушки из гречневой или пшенной муки на масле со сметаной. На Полесье — вареники, блины, пляцки, завиваночки (налисники), балабушки (небольшие булочки из гречнево-пшеничной муки), которые макали в сметану и масло. На Черниговщине лепили вареники с творогом, пекли блины из гречневой или пшеничной муки (на молоке и яйцах), а жарили на масле. В давнее время в этом регионе варили вареники, а позже их стали готовить на пару. С давних времен Масляную считали не только праздником развлечений, а и вкусной еды.
— А в какие приметы верили предки?
— На всеядной неделе женщины не пряли коноплю (чтоб моль не побила), а имели дело с шерстью. Не покупали и поросят для выкармливания — чтобы свиньи не почувствовали запах «смолятини» (в это время забивали скотину и готовили много мясных блюд) и не отказались расти и нагуливать сало. В народе говаривали: когда «всеядная» ехала в гости к Масленице на белом коне, то никак не могла добраться к месту — то снег выпадет, то дождь пойдет. В такой растерянности встретила она Май, который дал хороший совет — воспользоваться лодкой, возом и санями. «Всеядная» неделя так и сделала, поблагодарив месяц Май. А Февраль за эту «змову» пригрозил: «підожди, Маю, я тобі вуха нашмагаю за те, що всеїдну намовив». Поэтому в мае случаются приморозки, которые могут прихватить картошку и лук.
* Сжигание чучела на Масленицу символизировало умирание злых зимних сил
— Наверное, на Масленицу одевались празднично?
- Конечно, женщины доставали лучшую одежду, рядились в нарядные свиты, плахты, запаски, кожухи, хустки, девчата и парубки тоже на вечера одевались празднично.
Наши предки веселились, шутили, ходили в гости по селу к сватам, кумовьям, где выставлялось угощенье, но не переедали и пили в меру — алкоголь принимали регламентированно, разгула не наблюдалось, наливки-настойки употребляли в рамках дозволенного.
Женщинам разрешалось в течение Масленицы праздновать и почти не заниматься хозяйством — эту работу выполняли мужья, которые во всем потакали капризам своей половины. Утром жены лишь готовили еду и шли праздновать по селу. А вечером мужчины присоединялись к «женским развлечениям». Только на Масленицу принято было, что мужья женам не перечили и у тех была целая неделя женского счастья.
— Настоящий женский праздник, который длился целую неделю — не то что один день 8 Марта, который учредили в советское время! А как молодежь развлекалась?
- Девчата тоже находили развлечение: украшенную небольшую «колодку» (палочку) привязывали к левой руке приглянувшегося парня, а он должен был откупиться, подарив бусы, сладости, ленты или заказать танец. Тогда колодку отвязывали — самому ее нельзя было снимать. А уже позже, на Пасху, этого парня девушка одаривала крашанками на вышитой хустке. Порой работящему и видному парубку девчата в Масленицу могли по три-четыре раза привязывать «колодку» (это был особый знак внимания). Со временем вместо колодки на одежду (к петлице) стали цеплять вышитые платочки. «Колодку» принято было пристегивать раз в году. На шее мужчин, которые никак не женились, также могла появиться «колодка». А переборчивым девчатам вешали «колодку» к клямке (устройство для поднятия старой дверной защелки. — Авт.) входных дверей.
Девчата и парни веселились в складчину: к примеру, у бездетной семьи нанимали хату, уплатив за ее аренду мукой или хлебом. Сносили туда еду и выпивку, обычно молодежь нанимала и музыкантов на «вечорниці», чтобы попеть, потанцевать от души. На Масленицу устраивалась последняя складчина в закрытом помещении, после Пасхи уже гулянья проводили на улице.
Читайте также: Традиции Великого поста: как питались и чем занимались в этот период наши предки (календарь питания)
— И когда же заканчивали веселиться?
- В субботу веселье умеряли. Издавна это был день, когда в память об умерших родственниках в церковь несли панахиду в виде сахара, хлеба или меда. Дома предков поминали общим обедом. И в это время тужили за «померлим Колодієм», провожая Масленицу.
А на Киевщине каждый день Масленицы имел название: понедельник — окаянный, вторник — счастливый, среда — бабский, четверг — жирный, пятница — постный, суббота- конечный, воскресенье -черный. В воскресный день очень набожные верующие одевались в черные одежды и носили ее до Пасхи, а женщины с почестями хоронили «Колодия», приговаривая: «умер Колодій, бо слабий був, а бив жінку, бо дурний був, ой ідуть молодиці поховати на границі»…
— А прощения когда просили?
- В последнее воскресенье Масленицы (в «прощену неділю») люди друг у друга просили прощения за обиды, причиненные вольно или невольно. А в ответ трижды звучало: «Бог простить». Даже в церкви священники во время службы просили у прихожан прощения. Праздничная неделя подходила к завершению. Финальная точка ставилась, когда сжигалось чучело «кострубатого діда», воплощающего злые зимние силы. Раньше такой символ ставили на раздорожье в начале села, на перекрестках, и в зимние метели он служил ориентиром для людей.
Уже со следующего дня начинался «прощений понеділок» (или «жилавий») — это первый день Поста. Ничего в этот день тяжелого не делали. Занимаясь хозяйством, люди с сожалением приговаривали: «Масляна, Масляна, яка ж ти маленька: якби тебе сім неділь, а посту — одненька». Женщины тщательно мыли посуду от скоромных остатков и пекли на воде «жиляники» — постные коржи (брали головку мака и наносили ею узор на тесто — чтобы сил хватило поститься семь недель), а также варили постный борщ, ели хрен и квашеную капусту. Мужчины устраивали обряд выполаскивания зубов водкой — «щоб щоночі чорти не витягували разом з зубами рештки сиру». В течение Великого поста работы по хозяйству велись по плану. В пост уже не ели жирного, молочного, в определенные дни разрешалось употреблять рыбу. В украинской традиции введен пост, а у итальянцев — карнавал (от латинского carne vale — «прощай, мясо»).
В нашем музее Пирогово, кстати, 9 и 10 марта запланировано празднование Масленицы в лучших украинских традициях — с весельем, песнями, обрядами и конкурсами. Можно будет полакомиться блинами и варениками на свежем воздухе. А в знак прощания с зимой и в преддверии скорой весны сожгут чучело.
— Поделитесь, пожалуйста, вашим любимым рецептом теста для вареников?
- Я давно пользуюсь рецептом, распространенным на Черниговщине, так как сама родом из тех мест. На пол-литра кефира (кисляка), добавляю немного соли, чуть больше — сахара, сюда же всыпаю просеянную муку — сколько возьмет (в муку — 0,5 чайной ложки пищевой соды), чтобы замесить легкое, не липнущее к рукам тесто. Раскатываю и формочкой выдавливаю кружочки, на которые выкладывается любая начинка — вишни, творог, мак. Готовые вареники сдобрить маслом и медом.
Вареники, считали украинцы, ел сам Бог. В период Масленицы вареников лепили в больших семьях несчетное количество и варили по несколько раз в день. Но в народе говаривали: «Вареники, божі хваленики, всі люди хвалять, але не всі варять». Не у всех, конечно, были возможности устраивать разносолы, но даже бедняки старались экономить, чтобы на Масленицу обязательно приготовить любимые вареники с творогом. Масленица уходит корнями в далекое языческое прошлое, когда люди поклонялись древним богам: так и повелось, что вареник по форме напоминал месяц, а блины — солнце. Приметили, что Масленица всегда проходила «на молодику», когда он хоть «ріжками, та вмочить в масло».
Ранее «ФАКТЫ» публиковали яркие поздравления и открытки, посвященные Масленице.
1096Читайте нас в Facebook