При аварии обычный термос, оставленный на заднем сиденье автомобиля, может превратиться в неуправляемую ракету
Европейцы поражаются — более безрассудных людей, чем украинские водители, трудно даже представить. Когда в Днепропетровске на железнодорожном вокзале садишься в такси, водитель, заметив, что ты пытаешься пристегнуться, страшно обижается. Мол, ремень — это знак крайнего к нему неуважения. «Ты первый пассажир, который пристегивается в этой машине», — заявил мне недавно таксист на «девятке», брезгливо наблюдая за моими потугами попасть концом ремня в защелку. Его коллега на раздолбанном «Москвиче» пошел еще дальше и провел лекцию на тему бесполезности пристегивания. «Я же в городе не гоню, — заявил он, — поэтому ничего страшного не может случиться. Это проверено. Я вот на скорости 40 километров в час врезался в стоящий автобус. Ударился без торможения. И что? Только разбил головой стекло — и всех делов!»
Покупатели стали больше интересоваться системами безопасности в авто
Клянусь вам, все эти разговоры не придуманы! К счастью, постепенно до наших водителей все-таки доходит: безопасность на дороге — это не шутки. В автосалонах говорят, что покупателей иномарок с недавних пор стала интересовать не только мощность мотора или наличие кондиционера, но и то, какими системами безопасности оборудована машина, есть ли в ней, скажем, аэрбеги? Увы, автопроизводители стараются сыграть на растущем интересе к вопросам безопасности. Один из «раскрученных мифов»: современные малолитражки не менее безопасны, нежели большие автомобили.
И в самом деле, так называемые международные краш-тесты EuroNCAP (Европейская программа оценки новых автомобилей), на которые так любят ссылаться в автосалонах, показывают, что многие «малыши» последних поколений заслуживают по безопасности максимальной оценки — пять звезд. Иными словами при ударе о неподвижное препятствие на скорости 56 километров в час (по правилам испытаний в столкновении непосредственно участвует только половина переда машины) новые малолитражки известных производителей не только сохраняют жизни своих пассажиров, но и позволяют им остаться целыми и невредимыми (к слову, после такой смоделированной аварии даже двери в пятизвездочных моделях не заклинивают, то есть водители и пассажиры могут выбраться из разбитого автомобиля без посторонней помощи).
Увы, покупателям маленьких автомобилей (а чаще всего это женщины), которые уверены, что защищены не хуже, чем в танке, не договаривают всю правду. Рейтинг EuroNCAP — это, если хотите, показатель конструктивного совершенства автомобиля с точки зрения пассивной безопасности. В реальной жизни столь же «безопасной», как на испытательном полигоне, маленькая машинка может быть лишь в случае, если столкнется с такой же «крохой», как она сама. Но попадись ей навстречу какой-нибудь джип угрожающих размеров, результаты будут самыми плачевными. Доказать этот факт и одновременно разрушить миф о безопасности малолитражек попытались недавно эксперты немецкого автомобильного союза ADAC. Они разыграли аварию двух автомобилей разных «весовых категорий», а именно: новенького Fiat 500 (признанного, к слову, автомобилем года в Европе), а также здоровенного внедорожника Audi Q7. Любопытно, что «немец» весом более двух тонн, в отличие от «итальянца» массой около 900 килограммов, получил лишь четыре звезды по безопасности.
Аптечку и огнетушитель следует хранить под сиденьем водителя, в специальном креплении
Замедленный повтор во всех красках показывает, как внедорожник, словно ледокол, «съедает» капот Fiat, добирается до лобового стекла, разрывая его в нижней части. Водитель малолитражки не просто впрессовывается в переднее сиденье, он теряется в месиве из лопнувшей подушки, разлетающегося пластика и покореженного металла. Фиатовский аэрбег, кстати, не спасает голову водителя от удара о стойку лобового стекла. Чуть лучше дела обстоят у пассажира, ему повезло лишь в том, что удар пришелся на сторону водителя, иначе и для него исход аварии был бы летальным. Зона особого риска — колени. Здесь травмы и у водителя, и у пассажира серьезнейшие.
А вот в салоне внедорожника Audi риск получить травму минимальный. Все естественно, говорят эксперты, длинные, тяжелые, высокие автомобили (типа джипов) имеют колоссальные преимущества перед коротенькими, низенькими и легенькими. И никакие «звезды» здесь ничего не изменят. Так что не стоит себя обманывать. Выводы немцев подтвердили и российские специалисты, которые проводят регулярные испытания автомобилей производства СНГ и Китая. По словам россиян, если верить результатам краш-тестов, проведенных по международной методике, крохотный Daewoo Matiz узбекского производства формально в шесть раз безопаснее УАЗика с его допотопной конструкцией. Но в конечном счете после столкновения лоб в лоб больше пострадают пассажиры малолитражки. А вот в случаях, когда «весовые категории» не особенно отличаются, куда больше шансов выжить у пассажиров машин с более высоким уровнем безопасности. К слову, самым опасным автомобилем россияне признали вазовскую «семерку», которая на краш-тесте набрала за фронтальный удар ноль баллов из максимально возможных шестнадцати. Шансов выжить во время тестовой аварии нет ни у водителя, ни у пассажира. Для сравнения: вазовская «девятка» набрала четыре балла (хотя и в ней водитель получил смертельную травму головы). Немногим лучше дела у «десятки». А вот конкуренты российских моделей того же класса — Renault Simbol или Lanos — имеют уже вполне достойный уровень безопасности — 10-11 баллов.
Впрочем, предупреждают эксперты, даже в самом безопасном и большом автомобиле вы можете получить серьезные травмы. Причина — привычка разбрасывать по салону вещи. При ударе оставленный на заднем сиденье безобидный термос может превратиться в неуправляемую ракету, попадание которой в затылок водителя станет роковым. Поэтому, собираясь в дальнюю дорогу, не стоит забивать машину «под крышу». Тяжелые предметы специалисты советуют расположить как можно ниже. Все, что не поместилось в багажник, надо класть на пол — лучше у ног впереди сидящего пассажира. Это предпочтительнее и с точки зрения «развесовки». Лучшее место для аптечки и огнетушителя — под сиденьем водителя, в специальном креплении, а никак не на задней полке, которую, как показывают эксперименты, лучше вообще держать свободной.
278Читайте нас в Facebook