- 17:48 Как за две минуты разгладить мятую одежду без помощи утюга и фена: простой лайфхак
- 17:20 «Не хиханьки и не хаханьки»: в Одессе уволили полицейскую после скандала с «пасхальным» видео
- 16:51 «Без обмежень» новым клипом поздравили легендарный «Азов» с 10-летием
- 16:26 «Предупреждение путину»: политолог оценил заявление Макрона о готовности отправить французские войска в Украину
- 16:09 Россияне сбросили авиабомбу на центр Харькова: повреждены многоэтажки, есть раненые
- 15:48 В оккупированном Бердянске ликвидирован коллаборационист, пытавший украинцев
- 15:25 Краха украинской обороны не будет: аналитики о тактических достижениях россиян на фронте
- 15:23 Взрывы и поджоги по всей Европе: западные разведки предупредили о террористических планах россии
- 15:01 Крысам — терпение, Быкам и Драконам — спокойствие, Собакам — оптимизм: восточный гороскоп на неделю 6 — 12 мая
- 14:34 В НАТО назвали условия, при которых Альянс вступит в войну с россией
- 14:21 «Устраивает разнос украинцам»: канцлера ФРГ раскритиковали за шутку о просьбах Украины передать ей ракеты Taurus
- 14:11 Комета Галлея представляет: в ночь на 6 мая украинцы смогут наблюдать один из самых ярких метеорных потоков
Страна: Турция
Время создания: 2019
Диаметр: 50 cm Из экспозиции «Shvets Museum»
Во время экскурсий по старинным дворцам Стамбула я, понятное дело, не забывал особое внимание обращать на изделия из фарфора. Следует признать, их в султанских покоях и парадных залах встречалось немало. Во дворце Топкапы, построенном при султане Мехмеде Фатихе (Завоевателе), но особенно прославившемся в период проживания в нём султана Сулеймана (Великолепного) со своей любимой женой Хюррем-султан (Роксоланой), собрана большая коллекция фарфоровой посуды. Лучшие образцы этой коллекции выставлены в отдельном музее, расположенном рядом с дворцовой кухней. В советское время такие предприятия общественного питания называли фабрикой-кухней. Ещё бы. Ведь на этой огромной фабрике по приготовлению пищи ежедневно производились десятки тысяч блюд для 5 тысяч постоянных обитателей дворца, гарема и многочисленных высоких гостей. И во время встречи многих из них еда подавалась на изысканной посуде, привезенной из Китая, Японии, Франции, Австрии, Италии. Особое место в этом собрании фарфора занимают сервизы, подаренные правителям Османской империи европейскими королями и русскими царями.
Во дворце Долмабахче, который служил резиденцией последним султанам империи и в котором закончил свой жизненный путь первый президент Турецкой Республики Ататюрк, с удивлением для себя обнаружил много ваз, привезенных из Японии. Легко узнаваемый стиль мастеров мануфактуры Сацума особенно привлекает внимание на фоне традиционных восточных интерьеров и невероятного множества фантастически красивых хрустальных люстр, подаренных султанам английскими монархами. Несколько сотен ваз японских умельцев Сацумы, с которыми я неоднократно знакомил вас ранее, друзья мои, в своих заметках, занимают особое место и в скромной коллекции вашего покорного слуги. Они отличаются от китайских и европейских фарфоровых изделий не только и не столько стилистикой росписи, сколько особой техникой, позволяющей многослойно и ярко украшать композиции множеством тончайших деталей. Вазы Сацумы порой похожи на произведения в 3D-изображении. И это сразу же бросается в глаза. Особенно в сравнении с изделиями других мануфактур, просто расписывающих свои произведения. Правда, расписывающих порой, следует признать, гениально…
И тут я заметил одну закономерность, тесно связывающую мастеров Сацумы с их турецкими коллегами. Турки, не зная технологии производства твёрдого фарфора, но при этом сотни лет славящиеся своими изделиями из керамики, научились делать совершенно невозможные вещи. Мне посчастливилось воочию увидеть это в Каппадокии, в центре старинной турецкой провинции Анатолии, где и сегодня талантливые мастера продолжают создавать настоящие рукотворные чудеса керамического искусства. Добывая особую глину на берегах Красной реки, здешние умельцы однажды попробовали добавлять в глиняную массу измельченные кристаллы горных пород. Керамические изделия, полученные благодаря этому, становились тонкими, лёгкими и звонкими, как западноевропейский фарфор! А применение затем сложной техники наложения ярких рельефных деталей и искусная роспись позволили их тарелкам, кувшинам и сюжетным картинам, составляемым из крупных плиток, стать уникальными в своём роде.
Я, конечно же, не удержался от того, чтобы купить несколько таких произведений. Представленную сегодня вашему вниманию объёмную настенную тарелку мне удалось найти на знаменитом стамбульском Гранд-Базаре, или, как его ещё называют, Капалы-Чарши. Мы долго говорили с мастером, создавшим много лет назад целую мастерскую, на которой сейчас работают около ста специалистов, о тонкостях этого сложного производства. И, в конце концов, пришлось мне затем весь путь нашего длинного путешествия носить в руках приобретённое чудо, не рискуя сдавать его в багаж. Зато какая память об этом навсегда теперь сохранится в нашей киевской коллекции…
Всем сегодняшним именинникам позвольте пожелать добра и счастья. А вам, друзья мои, хорошего дня. Как всегда, искренне ваш.