ПОИСК
Происшествия

«чтобы зима не уничтожила найденную под черниговом могилу высокопоставленного дружинника времен киевской руси, мы перевезли ее в киев»

0:00 17 января 2007
«чтобы зима не уничтожила найденную под черниговом могилу высокопоставленного дружинника времен киевской руси, мы перевезли ее в киев»
Погребений, подобных этому, археологи не находили более 50 лет. В нем оказались большой набор оружия, утварь и серебряные украшения конской сбруи, ведь в загробный мир воина сопровождали два коня Могилу знатного дружинника, похороненного почти 11 веков назад, археологи обнаружили в 15 километрах от Чернигова, в том месте, где во времена Киевской Руси находилось городище Шестовица. Эту находку ученые называют сенсационной, ведь захоронение высокопоставленного воина удалось обнаружить впервые за последние 50 лет. В ходе раскопок оказалось, что могилу пытались разграбить злоумышленники, охотящиеся за раритетами ради наживы. Но черным археологам не повезло. Точнее, не хватило настойчивости: не дойдя каких-то 30 сантиметров до культурного слоя, они перестали копать. Однако грабители могли нагрянуть вновь (такие случаи, к сожалению, нередки), узнав, что легальным археологам улыбнулась удача. Поэтому студенты-историки, участвовавшие в экспедиции, ночевали на раскопе. За это руководство поощряло их по традиции сгущенкой. Но, кроме опасности ограбления, была еще одна серьезная проблема: как извлечь из могилы находки, если они сохранились так плохо, что могли рассыпаться от любого неосторожного движения? Откладывать завершение раскопок до весны нельзя: за зиму от влаги и воздуха раритеты разрушились бы окончательно. Да и кто остался бы охранять могилы? Вот и пришлось поступить радикально — вырезать дно погребальной камеры вместе с грунтом. Получилось несколько блоков. Их поместили в ящики и доставили в Киев. Уже начаты специальные экспертизы находок.

«Оказалось, что дружинник был скандинавом»

- По фрагменту затылочной кости и двум зубам (остальные части скелета за 11 веков истлели) эксперты определили, что в могиле был погребен воин в возрасте примерно 30 лет, — рассказывает заведующий отделом Института археологии НАН Украины, член-корреспондент НАНУ Александр Моця.  — Он умер или погиб в период между 930 и 940 годами, во время правления князя Игоря. Еще в ходе раскопок стало ясно, что это могила варяга. Ведь он был похоронен по обряду викингов. В погребении оружие, останки лошадей, посуда… Среди варягов было несколько этнических групп: датчане, норвежцы, шведы… Этот воин, скорее всего, был шведом, поскольку на Русь приходили в основном они. При князе Игоре, скандинаве по происхождению, в дружине их было очень много.

В Шестовице, на месте наших раскопок, воины-скандинавы появились при предшественнике Игоря, князе Олеге, тоже варяге. Вначале он стал новгородским князем, а затем захватил всю Русь. Для этого убил славянских князей Аскольда и Дира, правивших в Киеве. Чтобы укрепить свою власть, Олег разместил верные ему отряды дружинников по всей Руси, в том числе в городище Шестовица. Варяги жили там несколько десятилетий, причем вместе со своими женщинами. Об этом говорят найденные фибулы (застежки) для платьев особого фасона, которые носили скандинавки. Славянки же облачались в платья другого типа, надевали их через голову, как сорочки.

- Олег сделал Киев столицей своего государства,  — продолжает Александр Моця.  — Кстати, понятие Малая Русь (от него в XVIII веке образовалось слово «Малороссия» как название Украины) первоначально означало сердцевину, политический центр страны. Это была относительно небольшая территория, включавшая Киев, Переяслав и Чернигов. Подобные названия существовали и в других государствах. Так, Малая Франция — это Париж, Малая Польша — древняя столица Краков.

РЕКЛАМА

Олега не смутило то, что южные границы Киевской Руси проходили всего в сотне километров от стольного града. Скажем, место, где ныне располагается город Белая Церковь Киевской области, было пограничьем, южнее находились владения кочевников. Повествуя о переправе княжеской дружины через реку Сулу, летописец указывал: «О Руська земле, ты уже далеко».

- Скажите, имена Олег и Игорь славяне заимствовали у варягов?

РЕКЛАМА

- Да, но в оригинале они звучат несколько иначе. Скандинавское Хельгу славяне переиначили в Олег, а из Ингвара получился Игорь. Показательно, что в посольстве князя Игоря, которое он отправил в Константинополь, было 56 человек со скандинавскими именами. Но поселившиеся на Руси викинги быстро ассимилировались. Это отразилось и на именах. Своего сына княжеская чета Игорь и Ольга назвали славянским именем Святослав.

- Почему вы считаете, что дружинник, могилу которого вы нашли в Шестовице, был знатным?

РЕКЛАМА

- В те языческие времена придерживались правила: чем более высокопоставленным человек был при жизни, тем большую могилу ему выкапывали после смерти. Рядовому воину рыли яму размером метр на два. Раскопанное нами погребение — четыре на четыре метра. Значит, воин был знатным. Это подтверждает и тот факт, что в погребении находился большой набор оружия, стоившего очень дорого. Меч, щит, два топора и нож рядовому дружиннику не положили бы. К тому же в могиле были останки двух коней, которые тоже стоили немалых денег. По тогдашнему обычаю покойника к могиле подвозили на лошади (в данном случае — на двух), затем ее убивали. Кстати, эксперты установили, что коням — им было около десяти лет — проломили черепа.

Мой коллега Владимир Коваленко, который вместе со мной возглавляет экспедицию, считает, что это могила конунга — шведского князя (Игорь был великим князем, а князей рангом пониже было много). Я с Коваленко не согласен. Думаю, наш дружинник являлся знаменосцем — одним из приближенных к князю людей. Об этом говорит то, что в могиле мы нашли остатки необычного копья: в нем серебряные втулки, к которым, должно быть, крепили знамя. В те времена флаг с гербом являлся родовым знаком полководца и всегда находился возле него. Это и определяло еще одну важную обязанность знаменосца: он был телохранителем князя.

«Хорошо сохранились только серебряные вещи — шишак, венчавший головной убор воина, и украшения конской сбруи»

- Пару лет назад в центре Киева в ходе углубления подвалов здания Дипломатической академии МИД Украины археологи обнаружили могилу дружинника-варяга…

- Да, это была научная сенсация, ведь довольно хорошо сохранился меч, — отвечает Александр Моця.  — Обычно железное оружие времен Киевской Руси находят полностью изъеденным ржавчиной. Обратите внимание: в киевском погребении не было ничего, кроме меча, каменного котелка и специального орудия для обработки древесины, поскольку захоронен в нем рядовой дружинник.

- Хорошо сохранились оружие и утварь, найденные в Шестовице?

- Только изделия из серебра: шишак, венчавший головной убор дружинника (кожаный шлем либо меховую шапку), втулки копья и украшения с лошадиной сбруи. Среди этих украшений оказались и серебряные решмы — бубенчики. Практической необходимости в них не было, они являлись атрибутом дружинной моды. А меч, топоры и нож-кромосак полностью проржавели. Их уже нет, осталась только некая субстанция — ожелезенный песок, имеющий форму этих предметов. Реставраторы берутся ее закрепить, тогда остатки оружия не рассыплются в прах. Эта сложная, кропотливая, я бы даже сказал, ювелирная работа может занять два-три года.

Ценность нынешней находки в том, что мы можем исследовать и полностью восстановить погребение дружинника. Кстати, почти такое же захоронение высокопоставленного воина найдено в поселке Бирке под Стокгольмом: в нем набор оружия и останки двух лошадей. Могила викинга в Бирке признана археологическим памятником мирового значения. Погребение из Шестовицы по значимости для науки стоит в одном ряду с ней.

Что же касается плохой сохранности вещей, то не забывайте: все познается в сравнении. В 2006 году под Смоленском, в Гнездово, на месте такой же древнерусской крепости, как и в Шестовице, российские коллеги раскопали старинную могилу размером семь на семь метров. Понятно, что там погребена важная персона, поэтому археологи рассчитывали на богатые находки. Однако кроме нескольких бусин ничего не обнаружили. Оказалось, погребение в Гнездово — женское. В могилу супруги боярина либо высокопоставленного дружинника положили гору меха, который давным-давно истлел.

«В Шестовице древние могилы-курганы возвышались между сельскими хатами»

- Когда Шестовица попала в поле зрения ученых?

- Раскопки там велись в 20-е и 50-е годы минувшего века, — говорит Александр Моця.  — Затем работы были возобновлены в 1980-е. Уже раскопано около 200 захоронений — как славянских, так и скандинавских. Мы же сейчас начали исследовать группу курганов, которые прежде никто не копал. Они находятся в лесу. До войны в том месте была деревня, курганы возвышались между хатами. Фашисты ее сожгли, а после войны там все сравняли с землей и высадили саженцы сосен. Ныне от курганов-могил остались еле заметные холмики.

- Сколько могут стоить найденные вами серебряные шишак и бляшки от конской сбруи?

- На этот вопрос, вероятно, смогут ответить члены оценочной комиссии Музея истории Украины. Однако они определяют так называемую музейную стоимость предметов, она как минимум вдвое ниже рыночной. Во времена СССР в Киеве была толкучка, где продавали предметы старины по коммерческим ценам. Помню, бронзовые наконечники от скифских стрел (их возраст более двух тысяч лет) реализовывали по 25 рублей. Тогда за эти деньги можно было купить примерно девять килограммов самой дорогой вареной колбасы — «Любительской». Замечу, что наконечники стрел — это так называемый массовый археологический материал, ведь в колчане каждого скифского воина находилось около 200 стрел.

Думаю, на территории древней Шестовицы нас ожидает много интересных находок, ведь это был ремесленный и торговый центр, стоявший на оживленном торговом пути между Европой и Востоком. Причем коммерция во времена Киевской Руси была на удивление цивилизованной. Вот впечатляющий пример: в XII веке в баварском городке Регенсбурге ирландские монахи строили костел. Но денег не хватило, и они обратились с просьбой о помощи к богатым людям. Одним из тех, кто откликнулся, был регенсбургский купец, живший в Киеве. Заметьте: от Руси до Баварии тогда добирались месяца за два. Этот немец активно торговал с купцами из родного города, и многие из них должны были ему различные суммы денег. Из Киева он передал через посредников поручение двоим должникам внести причитавшиеся с них суммы в фонд строительства костела — всего 18 фунтов серебра. И что вы думаете? Они выполнили все в точности. Об этом историкам известно из письменных свидетельств, оставленных ирландскими монахами.

1115

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров