- 22.12 22:28 «Голая» елка: тренд, который выбирают многие знаменитости
- 22.12 22:01 Новогодний салат с хурмой: яркий, как елочные игрушки
- 22.12 21:32 Бен Аффлек прибег к радикальным мерам, чтобы забыть о Дженнифер Лопес
- 22.12 21:04 Полезная еда и изредка отдых: что на самом деле нужно вашей печени
- 22.12 20:45 «Иногда люди думают, что фото моих пряничных домиков сгенерировал искусственный интеллект», — кондитер Елена Зиберт
- 22.12 20:27 В первые дни российского вторжения пошел добровольцем: на войне погиб пилот БПЛА с Киевщины
- 22.12 20:05 Капуста с грибами и клюквой: оригинальное и вкусное блюдо
- 22.12 19:56 Львам — «Туз Жезлов», Весам — «Императрица», а Рыбам — «Звезда»: Таро-прогноз на 23 декабря
- 22.12 19:40 Это как ИПСО: политолог о новой тактике путина по запугиванию Украины и Европы
- 22.12 19:03 Как сделать сливки из молока в домашних условиях: советы от украинских красавиц-кулинарок
- 22.12 18:40 Действительно главная, поэтому никто не мешает: Алла Пугачева выступила с заявлением
- 22.12 18:21 Перенимают плохие привычки от россиян: как северокорейские войска воюют на Курщине
Страна: Украина
Мануфактура: Полонное ЗХК
Год создания: 1970-е
Автор: Присяжнюк В. И.
Высота: 20 cm
Из экспозиции «Shvets Museum»
Следует признать, такого 9 Мая в нашей с вами жизни ещё не было. Наверное, никогда. Ни военного парада, ни праздничной демонстрации, ни даже просто множества нарядных людей с детьми, решивших провести выходной день в центре украинской столицы. Карантин…
А ведь многие из нас помнят и ранний грохот военной техники, съезжавшейся для построения в ровные колонны для проезда по Крещатику, и шумные толпы рабочего люда и непроспавшейся студенческой молодёжи, которые спешили занять отведённые кем-то места для праздничного шествия по главной улице Киева — с красными транспарантами в руках, с букетами цветов (для вручения ветеранам войны) и листиками с текстами приветствий, которые в нужное время и в нужном месте нужно было громко выкрикивать вместе со всеми. Потому что так тогда делали все. Потому что время тогда было такое. Нравится это кому-то сейчас или нет, но историю ведь не перепишешь. И жизнь, нами прожитую, тоже переписать не дано никому.
Я помню ещё то время, когда военный парад и демонстрация трудящихся направлялись от площади Ленинского комсомола (сейчас это Европейская площадь) в сторону Бессарабки, где напротив памятника Ленина стояли правительственные трибуны, на которых снисходительно улыбались, величественно принимая почести, крупные партийные начальники и генералы с большими звёздами на погонах. Это потом уже парады решено было направлять в обратную от Бессарабки сторону — к площади Октябрьской революции (нынешний Майдан) с трибунами, которые с некоторых пор начали устанавливать уже там.
Мы, интернатские воспитанники, с гордостью выполняли почётную миссию вручать цветы ветеранам, говоря заученные слова приветствия и не очень понимая, почему они, прижимая нас к себе, тихо плачут. И со странной неохотой говорят о войне, особенно о том, что приходилось стрелять в живых людей. Дескать, а что было делать — ведь иначе можно было погибнуть самим?..
Нам тогда было ещё невдомёк, кто и с кем ту страшную войну начинал, кто и у кого отнимал земли и посылал в порой бессмысленную мясорубку сотни тысяч молодых парней — только для того, чтобы отчитаться перед товарищем Сталиным за успешно проведенную операцию. Это уже с возрастом мы начали понимать, что с фашистами за освобождение родной земли одинаково отчаянно сражались и киевляне с одесситами в рядах Красной Армии, и хлопцы, уходившие в лесное подполье в Западной Украине.
Сегодня впервые за многие годы мы с детьми не сможем положить на Байковом кладбище цветы на могилку участника той страшной войны Швеца Ефима Марковича, начинавшего войну капитаном, а закончившего рядовым, которому в штрафном батальоне пришлось кровью искупать вину за рассказанный в землянке политический анекдот. Не сможем положить цветы и на соседнем кладбище на могилку отца моей супруги Николина Ярослава Степановича, прошедшего через 20-летние испытания сталинских лагерей только за то, что мальчишкой на Западной Украине носил еду «лесным братьям», проливавшим кровь за будущую независимость родной страны. Сделаем это уже после окончания карантина. А сегодня просто помянем и наших родных, и всех тех, кто сумел избавить нашу землю и от фашизма, и от нацизма, и от тоталитаризма. Помянем потому, что великая победа в той войне была не только и не столько победой больших военачальников и партийных вождей, сколько победой простых людей, бойцов и командиров, медсестёр и танкистов, лётчиков и подводников, положивших свои жизни за свою — нашу с вами — Родину…
Сегодня, подняв чарку, снова буду слушать Булата Окуджаву — «Ах, война, что ж ты сделала, подлая?..» И Высоцкого тоже буду слушать: «Наши мёртвые нас не оставят в беде. Наши павшие — как часовые. Отражается небо в лесу, как в воде, И деревья стоят голубые…» Сегодня день памяти наших героев. И эту память у нас не отнять никому.
Всем сегодняшним именинникам позвольте пожелать добра и счастья. А вам, друзья мои, хорошего дня. Как всегда, искренне ваш.
вологість:
тиск:
вітер: