На троицу парубок, который хотел жениться в этом году, бросал маленькое зеркальце своей избраннице За пазуху, чтобы она впредь только на него смотрела
Завтра мы будем отмечать один из самых больших народных праздников — «Зелену недiлю». Так в Украине с давних времен называют христианское торжество Троицу, или Пятидесятницу.
К Троице тщательно готовились: поминали усопших родственников, украшали дом зелеными ветками и травами, носили гостинцы русалкам, чтобы те не погубили посевы и не оставили девиц без женихов. А еще к празднику пекли троицкие коржики и варили холодец из петуха. Ведь после «зелених свят» начинается Петровский пост: в нынешнем году он продлится целых пять с половиной недель — с 4 июня до 12 июля (день апостолов Петра и Павла).
«Троїцьке зiлля» не выбрасывали после праздников, а сушили и использовали для приготовления лекарственных отваров
Об истории праздника в народе слагались легенды. Например, рассказывали старые люди, как Пятидесятница стала «Зеленою недiлею». После воскрешения Иисус еще 40 дней пребывал на земле среди людей. Затем Христос вознесся на Небеса, а через десять дней после этого на апостолов сошел Дух Святой. В тот момент по земле разлилась великая благодать, от которой зазеленели и буйно расцвели деревья и травы. Чудо произошло в воскресенье, которое с тех пор называется Зеленым Наши предки верили, что в это время зелень приобретала магическую силу, способную даже воскрешать мертвых.
Накануне праздника — в Родительскую (или «дiдову») субботу — люди целыми семьями шли в церковь. Пропустить службу и не помянуть родных считалось большим грехом. Кроме того, Троицкая суббота — единственный день в году, когда молились за самоубийц и некрещеных. После церкви шли на кладбище, с собой несли освященные в церкви молоко, творог и калачи — этой едой угощали незнакомых людей с просьбой помолиться об умерших.
После поминок приступали к украшению дома и подворья. Молодежь ходила в лес и на луг, чтобы принести зеленые ветки (»клечання») и травы. Сегодня озеленение квартир сводится к тому, что мы покупаем букеты аира (»татарське зiлля»), ставим листья в вазы и разбрасываем по полу. А в старину дом старались украсить так, чтобы не осталось ни одного оголенного угла: иначе в нем могла спрятаться нечистая сила. Использовали разнообразные травы, цветы, ветви деревьев: клена, липы, ореха, дуба, ясеня, осины. Правда, в некоторых регионах Украины веток осины не ломали, это дерево считали проклятым из-за того, что, по легенде, именно на нем повесился Иуда. С внешней стороны хаты, вокруг дверей и под окнами, укрепляли ветки, на стекла приклеивали кресты из папоротника, забор и ворота обвивали гирляндами из цветов и трав. В хате под образами ставили молодое кленовое или липовое деревце, а иконы обрамляли васильками, сиренью и гвоздиками. Подоконники украшали «глечиками» с букетами пионов, пижмы, лилий и фиалок. Полы густо укрывали пахучими травами, среди которых обязательно были полынь, мята, чабрец и аир. Стол покрывали белоснежной скатертью, ставили хлеб-соль и цветы.
Такими «замаскированными» хата и подворье оставались целую неделю — до начала Петровского поста. Кроме того, предки верили, что в зеленых ветвях прячутся души умерших родственников, которые тоже защищают семью от разных напастей. «Трощцьке зiлля» не выбрасывали и после праздников. Травы сушили и использовали для приготовления лекарственных чаев, а также отваров, в которых парили ноги или мыли волосы. Еще зелень клали в гроб под голову покойнику: «щоб йому на тiм свiтi пахло». Сухоцветы нужно было положить в амбар, где сберегалось зерно (чтобы отогнать мышей) и в гнездо к наседке (это помогало выводиться цыплятам). Что касается троицкого деревца, то после праздников его сжигали, приговаривая: «Дякувати тобi, деревце Боже, що ти нечисть вiд мене вiдганяло i через мене зiв'яло. Йди у вогонь, а через вогонь — до раю, а той злий дух, що на тобi, хай горить »
В понедельник после Троицы пожилые родители, которые уже выдали замуж и женили всех своих детей, справляли еще раз свою свадьбу
Праздновать Пятидесятницу начинали с посещения церкви. В воскресенье утром нарядно одетые люди отправлялись в храм. Незамужние девушки несли с собой букетики из полыни, мяты, барвинка — в честь Святого Духа, давшего жизнь всему, сотворенному Богом. В середину букета ставили тройную свечу, огарок которой не выбрасывали, а хранили как оберег.
После службы начиналось настоящее веселье. Народ от души наедался сваренным к празднику холодцом из петуха, курицы и цыпленка. Еще к столу подавали молочную кашу, сдобные калачи, медовые коржики, яичницу, узвар и пирог с начинкой из соленого творога и зелени. Выпечки полагалось сделать много, так, чтобы хватило и семье, и на угощение обездоленным людям. Например, в старину на Троицу обязательно одаривали сирот. Несчастным детям раздавали разную сдобу, яичницу и мелкие деньги. Считалось, что тот, кто не забудет о сиротах, весь год «не буде лиха мати».
Еще в этот день освящали колодцы. Поп ходил по дворам и кропил «криницi». Желающие освятить еще и хату оставляли у ворот на столике хлеб-соль.
Особый обряд был связан с молоком, выдоенным на Троицу. Часть молока женщины выливали собакам, «щоб тi вигавкували людську злiсть». Остальное молоко глава семьи разливал по дороге, которой коровы ходили на пастбище: это должно было уберечь скот от ведьм и русалок.
У молодежи в «Зелену недiлю» были свои забавы. Так, парубки лазили на липу, чтобы срезать с нее верхнюю ветку. Считалось, что звук сопилки, сделанной из этого дерева, не позволит нечистой силе заманить юношу в лесные чащи. А в западных регионах Украины молодые люди выбирали себе невест: тот парубок, который хотел жениться до праздника Покрова Богородицы (14 октября), должен был забросить маленькое зеркальце за пазуху своей избраннице, чтобы теперь она смотрела только на него. Подаренное зеркальце невеста берегла как талисман всю жизнь.
В этот день девушки, которые хотели поклясться друг другу в вечной дружбе, плели общий венок и привязывали к нему крест. Они вместе брали зеленую гирлянду и одновременно прикладывались к кресту. После такой церемонии между подругами не могло возникнуть никаких недомолвок, ведь теперь ссоры считались большим грехом.
Веселились и семейные люди. К примеру, в понедельник или во вторник после Троицы родители, которые уже выдали замуж и женили всех своих детей, справляли еще раз свою свадьбу. Созывать гостей не требовалось, ведь все село и так знало, где должно было произойти такое событие. К «молодоженам» шли всем миром и несли с собой не подарки, а выпивку и закуску. Жениха и невесту украшали венками из жасмина (»Божого деревця»), чтобы Дух Божий не покидал эту семью и давал ей здоровье, радость и долгие годы жизни в чистоте и счастье.
А еще на второй день после Троицы замужние женщины «гнали шулiку» (ястреба). Утром, собравшись в шинке, подруги сбрасывались на закуску и горилку и мастерили из веточек и платков куклу ястреба, которого полагалось «угостить». Женщины выпивали и приговаривали: «Не смотри на цыплят, а смотри на падаль». После обряда куклу разрывали на части, и каждая участница банкета выкупала свой платок.
Чтобы отбить у мужей охоту заглядываться на других женщин, хозяйки перестирывали в золе мужские сорочки
Троица всегда считалась праздником торжества весны на пороге лета. С «зеленими святами» наши предки связывали надежды на богатый урожай, здоровье семьи, предстоящие свадьбы, рождение детей А еще считалось, что в течение недели после Троицы по земле ходят русалки. Главным днем водяных красавиц был Зеленый четверг, или, как его еще называли в народе, Русальная пасха. В этот день запрещалось работать, ведь если мавки увидят кого-нибудь в поле, обязательно обидятся и уничтожат посевы. Чтобы спасти урожай, на нивах для русалок оставляли краюхи хлеба, а в садах на фруктовых деревьях развешивали полотно — мавкам на сорочки.
Еще в Зеленый четверг разрешалось поминать убийц. Раньше считалось, что по обычным людям справлять поминки на кладбище можно в любой день, а устраивать обеды-тризны по душегубам — только в Зеленый четверг, когда по земле и так ходит всякая нечисть.
Поскольку трудиться на Русальную пасху не полагалось, народ предавался веселью. Замужние женщины отправлялись в шинок, куда через какое-то время подходили их мужья, чтобы вместе закусить, выпить, спеть и потанцевать. Ходить парами было опасно: русалки позавидуют семейной идиллии и погубят одного из супругов.
А вот в пятницу женщины устраивали особую постирушку: хозяйка собирала все сорочки мужа, пересыпала их золой, а потом тщательно выбивала и выполаскивала. Этот ритуал должен был отбить у мужа охоту заглядываться и на русалок, и на других женщин.
Особенно почитали и боялись мавок незамужние девушки. Они носили для потусторонних красавиц в лес венки, яичницу и хлеб, чтобы те им богатых женихов наслали. Дабы русалка не защекотала до смерти, с собой брали травы-обереги: чеснок, любисток и полынь. Кстати, по народным поверьям, русалки существуют разные. Щекотуньи — это души девушек, которые умерли зимой. На Гуцульщине мавок называли нявками (от древнерусского слова «навь» — мертвец). Их представляли красивыми девушками, которые живут в горах и заманивают молодежь, чтобы защекотать до смерти. В центральной части Украины нявками считали маленьких детей, которые умерли, не приняв крещения. Только на Троицу малышей можно освободить от власти злых духов. В этот день души младенцев поднимаются в воздух и просят о крещении. Если кто-то из христиан услышит детский голос, он должен сказать: «Иван и Марья! Крещу тебя во имя Отца, Сына и Святого Духа. Аминь». Тогда ангелы подхватят душу младенца и унесут ее на Небеса. Народная молва утверждала, что нужно успеть окрестить дитя до семилетия, иначе он навсегда останется русалкой.
Через неделю после Троицы наступает Петровский пост, который, кстати, считается не слишком строгим: есть запрещается только мясные и молочные продукты. Зато православным разрешаются рыба, овощи, каши, сдобренные растительным маслом. Такая лояльность, видимо, связана с тем, что в старину самое голодное время было как раз в начале лета: прошлогодние запасы у селян уже съедены, а плодов нового урожая еще нужно ждать. Хозяйки говорили: «Як олiщ нема — шабаш!» Что касается продолжительности поста, то начало Петровки зависит от Пасхи и Троицы, а заканчивается пост всегда 12 июля (на Петра и Павла), поэтому говеть приходится от одной до шести недель, в нынешнем году — пять с половиной недель.
С Петровкой в народе тоже было связано много традиций и обрядов. Так, в первый понедельник старые женщины (в обряде принимали участие даже самые немощные бабушки) собирались в хате какой-нибудь хозяйки, держащей корову, «наставлять Петрiвку, щоб глечики не збiгали». Посреди стола ставили пустой кувшин, украшали его венком из цветов и трав, подвязывали красным платком. Старушки немного выпивали, закусывали троицкими коржиками и желали друг другу: «Дай, Боже, щоб нашi корови були дiйнi, збирнi, щоб вершок хороше стояв. Щоб нашi корови на пашу ходили i наїдалися i побагату молока носили!»
«Соленые веночки» с сыром
Для приготовления теста вам понадобится: 300 г муки, 120 г гусиного смальца, 100 г молока, 10 г дрожжей, 1 яичный белок, сметана, соль.
Для начинки потребуется: 3 яичных желтка, 30 г тертого сыра,
3 столовые ложки молока и щепотка соли.
Из молока, дрожжей и половины муки приготовить опару. Затем хорошо вымесить ее с остальной мукой, смальцем, сметаной и солью. Полученное тесто раскатать в пласт толщиной 0,5 сантиметра.
Круглой формой или стаканом вырезать коржики. В половине всех коржиков наперстком сделать посередине дырочки. Смазать полученные кругляшки яичным белком, склеить по два (один целый и один с дырочкой) и выпекать на смазанном жиром листе.
Пока коржики пекутся, можно сделать начинку: все ингредиенты взбить на пару до получения густой массы.
В готовые коржики положить начинку из сыра, а сверху «веночки» посыпать тертым сыром.
815
Читайте нас в Facebook