ПОИСК
Украина

О школьной форме, рабочих тетрадях и фондах классов: аргументы в их пользу привел учитель

12:02 26 августа 2021
школа
В предыдущих публикациях о незаконности ремонтов в образовательных учреждениях, сборов денег на специальные рабочие тетради и в различные фонды, требований к родителям и ученикам убирать в классах самим или оплачивать работу «техничек», а также о других нюансах школьной жизни «ФАКТАМ» рассказали сопредседатель Общественного объединения «РОДИТЕЛИ SOS» Елена Бондаренко и директор школы. Но жизнь вносит свои коррективы в установленные законом нормы. Об этом — в интервью учительницы начальных классов одной из киевских школ, чье имя мы не раскрываем по ее просьбе.

«Сколько бы я не прыгала у доски, печатная рабочая тетрадь ребенку интереснее и понятнее: там рисунки»

— Почему в некоторых школах еще требуют носить школьную форму, хотя официально она уже отменена?

— Она-то отменена, но в каждой школе есть устав, правила, школьное самоуправление. Это такая организация детей во главе с президентом школы. И ученическое самоуправление путем голосования устанавливает, какую одежду имеют право носить в учебном заведении. Голосуют не только дети, но и родители. У нас в школе и дети, и родители выбрали деловой стиль одежды, это прописанное в уставе.

— То есть джинсы и свитер уже нельзя?

— Да. Такую одежду могут разшить на один день в неделю или в какие-то праздничные дни. Но это также должно быть прописано в уставе школы.

РЕКЛАМА

— А если устав школы не соответствует закону, то последнее слово разве не за законом, где указано, что школьная форм упразднена, а дети могут ходить в чем угодно?

— Ну школьной как таковой нет. Закон отменил общепринятую одинаковую для всех школьную форму, однако, например, лицеи свою форму шьют. Так же поступают и государственные школы. Это не противоречит закону. Напротив, в законе прописано, что каждая школа подчиняется внутреннему уставу.

РЕКЛАМА
Каждая школа устанавливает, какую одежду должны носить дети в учебном заведении

— О печатных рабочих тетрадях мнения разные: от «они совсем не нужны», до «без них обучение невозможно».

РЕКЛАМА

— Здесь мое мнение однозначно — печатные тетради нужны. Если мы хотим, чтобы нашим детям было интересно, чтобы они хотели учиться, почему мы должны возвращаться снова к доске, мелу и чисто розлинееной тетради? Чем удобна печатная тетрадь в первую очередь для ребенка (не для учителя)? Дело в том, что психотип нынешних детей отличается даже от тех, что родились в начале 2000-х годов. Современных детей очень трудно чем-то заинтересовать, а чистой тетрадью в линейку или в клетку — совершенно невозможно. В то же время печатная тетрадь помогает ребенку заинтересоваться и лучше понять специфику работы, которая требуется сейчас на уроке.

Например, прописи. Там есть пунктирная линия. Ребенку в 6 лет очень трудно вывести даже элементы букв без этой пунктирной линии. Какой бы ни была учительница, без пунктирной линии, по которой ученик будет вести ручкой, никто никогда еще не добился хорошего результата. Мы сейчас не требуем от детей, чтобы они с первого класса правильно (как учили нас) держали ручку, поскольку доказано, что при этом у них искривляются пальчики. Но ребенок должен все равно правильно обводить элементы, соединять их и образовывать букву или цифру.

Современные дети очень нетерпеливы. Если мы сидели по полчаса, выписывая эти элементы, сейчас ученику трудно высидеть даже 10 минут. Выписывать их самостоятельно в обычных тетрадях ребенок просто не будет, даже если учитель сделает один-два образца на строку (больше — физически не в состоянии). Так что пунктирная линия необходима.

Математика — то же самое: написание сначала элементов цифр, затем соединение этих элементов в цифры. Опять же, обычно печатные тетради цветные. Восприятие у детей зрительное, они любят все яркое, интересное, с рисунками. Это вызывает интерес и помогает работать.

Сколько бы я не прыгала у интерактивной доски, все равно ребенок должен прослушанное и увиденное на уроке закрепить в печатной тетради. Там рисунки, там наглядность. А как ребенку на пальцах разъяснить строение того же цветочка? Без них работать сейчас с современными детьми, особенно первоклассниками, просто невозможно.

Развитие речи — берем печатный тетрадь, потому что там и план, и структура текста дается. Это и детям облегчает работу, чтобы лучше понимали тему.

О том, что печатные тетради не нужны, говорят дилетанты. Опять же, все зависит от качеств учителя: зачем ему эти тетради. Для того, чтобы детям было интереснее, легче? Или для того, чтобы себя освободить от работы и ничего не выдумывать, а ученикам тупо давать задания в этих тетрадях? Я отбираю такие, чтобы и яркие, и задачи там интересные были, с закавыкой. А кто-то любит проще: галочки поставили, подчеркнули — и все выполнено.

Мы просматриваем множество тетрадей, выбираем, чтобы она подходил к программе, к учебнику. Обычно у нас есть проверенные распространители, которые нам поставляют эту продукцию. Тетради, как правило, имеют ту же цену, что и в интернете. Родители могут самостоятельно их купить, но не всегда им этого хочется — иногда нужно объехать не один магазин. Большинству легче собрать деньги, и чтобы 1 сентября детям все раздали.

Печатная тетрадь помогает учащимся, особенно первоклассникам, заинтересоваться и лучше воспринять материал урока

«Техперсонала, который бы убирал классы так, как хочется родителям, просто не хватает»

— Много нареканий вызывает сбор денег с родителей на различные нужды школы и учеников. Нужно собирать в фонды школы, которых вроде бы нет, в фонды класса, которых тоже вроде бы нет, на ремонты, которые вроде бы должны проводиться за коммунальный счет, и на уборку в классе, которую якобы должны делать «технички»?

— Что касается уборки. Дело в том, что технического персонала, который бы убирал классы так, как хочется родителям, просто не хватает. А набрать штат уборщиц, чтобы каждая отвечала за один-два класса, нереально.

Уборщица не в состоянии, если у нее, например, 14 кабинетов, парты протереть, пол подмести, помыть, пыль вытереть на шкафах. Я знаю, что это такое, поскольку когда-то подрабатывала, убирая классы в выходные. У меня на один класс уходило два с половиной часа. Поэтому в младшей школе или родители, или те же уборщицы за отдельную плату делают генеральную уборку раз в неделю.

Государство многое нам не дает, хотя и говорит о том, что выделяются средства, заказывайте. Заказываем. Для того, чтобы прошел тендер, нужно, чтобы многие школы подали заявку именно на эту продукцию. А если такая продукция нужна одной или двум школам? Все, тендер не состоялся, ничего не выдали.

Тендеры проходят на моющие средства, дезинфекторы, бумагу туалетную, бумажные полотенца, лампочки. Но бумаги офисной для печати нужно такое количество, что все равно просишь родителей, потому что государство выделяет мизер. Мы же распечатываем постоянно наглядные пособия. К тому же хоть и обещали, что бумажной работы станет меньше, складывается впечатление, что ее стало в несколько раз больше — постоянная отчетность. Это то, что касается сбора средств на фонд класса.

Фонд школы тоже должен быть, потому что есть непредвиденные расходы. Например, недавний случай: прорвало трубу в туалете. Вызвали аварийку, они перекрыли трубу. Нужно ее менять. За чей счет? Государство поменяет, но через месяц. А что такое закрытый туалет в школе — коллапс. Вот и нужны свободные деньги.

Государство проводит тендеры на закупку определенных товаров, однако в школе могут быть непредвиденные расходы

«Школам государство денег не дает — дотации только в виде заказанных товаров»

— По поводу ремонтов. Недавно в «Родителях СОС» одна из мам написала, что после того как ее ребенка зачислили в первый класс, она получила сообщение: поскольку у нас сейчас новая украинская школа, родители должны отремонтировать класс, купить шкаф, приобрести еще что-то. Почти на три тысячи гривен получилось — и это только первый взнос.

— Три тысячи с человека? Это абсолютно нереальные цифры. Мы получили мебель — и письменные столы, и шкафы. Коврики нам выдали и пуфы, мешки, на которых можно сидеть. Но мы их убрали, потому что там собирается пыль, а в пыли могут быть вирусы. Коврики типа каремат также пока запрещены — после каждой игры детей они должны дезинфектором обрабатываться. Сейчас это невозможно. И живые уголки запрещены в связи с пандемией .

Что касается классов, то каждый год их ремонтировать не нужно. Давно уже никто этого не делает. Я в своем классе восемь лет не перекрашивала стены, поскольку до середины они ламинатом обиты. Панели моются раз в неделю, этого достаточно. На окнах жалюзи на лето закрываются, и панели не выгорают. Выше стены окрашены водоупорной краской — их от пыли можно мыть. Разве что потолок раз в два года нужно перебелить, чтобы там пыль не скапливалась. Зачем собирать огромные деньги на грандиозные ремонты?

— А небольшые ремонты обычно за счет школы или родителей?

— Ну конечно родителей, потому что у школы своих собственных средств нет. Школам государство денег не дает — только дотации в виде заказанных товаров. Если краску выдает государство, то она масляная, а не водоэмульсионная, которой окрашены стены в классах. Масляной у нас красятся перила, лестницы и плинтусы (на другое она просто не годится), после чего находиться в школе нельзя минимум два дня, бывает что и неделю пахнет. Иногда депутаты разного уровня помогают с ремонтами (хотя, разумеется, не за свой счет, а государственный) — тогда можно надеяться, что будут нормальная краска и другие материалы.

Благотворительные фонды иногда выручают. Таких, как раньше, фондов школ, куда родители сдавали определенные суммы ежемесячно или раз в полгода, уже нет. Теперь есть фонды, которыми управляют родительские комитеты. Кто-то туда переводит иногда деньги, кто-то нет. И этим фондом не завхоз распоряжается, а сами родители: решают, на что деньги выделить, фиксируют все расходы, отчитываются на сайте школы. Так нам помогли светодиодные лампы установить, потому что объявленный тендер не состоялся, а освещение необходимо.

Считаю, что родительские комитеты — и школы, и класса — нужны, потому что учителям выжить без их помощи, финансовой в том числе, просто невозможно.

Читайте в «ФАКТАХ» «Не допускать в учреждения образования детей, которые не вакцинированы»: имеют ли школы право требовать справки о прививках.

Фото Сергея ТУШИНСКОГО, «ФАКТЫ»

13810

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров