ПОИСК
8 сентября 2021
ПЬЕТА
ПЬЕТА

Страна: Испания
Мануфактура: Capodimonte
Год создания: 1992
Размер: 34×40 cm
Лимитированная серия 990 изделий

Из будущей
киевской экспозиции
частной коллекции
«Shvets Museum»

Ровно 520 лет назад, в сентябре 1501 года, Микеланджело приступил к работе над статуей Давида, прославившего его в веках как поистине гениального скульптора.

Одни из нас вправе возразить, напомнив о том, что к этому времени Микеланджело уже был известен созданием знаменитой композиции «Пьета» для собора Св. Петра в Риме. Другие могут заметить, что фрески Сикстинской капеллы, к которым Микеланджело приступил вскоре после установления статуи Давида на площади Синьории во Флоренции, затмили всё ранее созданное великим мастером.

Что ж, каждый имеет право на свою точку зрения. Одно остаётся бесспорным во всех этих полемиках — славу гениального скульптора эпохи Возрождения Микеланджело обрёл лишь после создания Давида. Недаром же известный итальянский живописец и архитектор XVI века Джорджо Вазари сказал: «Того, кто хотя бы однажды видел эту работу, не удивит больше ни одна другая скульптура в мире».

Следует заметить, что огромная монолитная мраморная глыба, добытая в одном из карьеров знаменитого города Каррара, ждала встречи с Микеланджело долгих 40 лет. Сначала от создания статуи Давида отказался ученик Донателло — Агостино ди Дуччо, попробовавший обтёсывать будущие ноги и вовремя осознавший, что у него ничего не получится. Затем за статую взялся Антонио Росселино. Однако, найдя трещину в камне, не решился продолжать работу. И только упорному Микеланджело удалось справиться с капризным материалом, лишив глыбу всего лишнего и превратив её в гениальное произведение талантливейших человеческих рук.

Даже завершив работу, Микеланджело ещё 4 месяца занимался обработкой и полировкой мрамора, прежде чем скульптура предстала перед глазами изумлённой флорентийской публики. Произошло это 8 сентября 1504 года. А после этого на красивейшую статую, как из рога изобилия, посыпались одно испытание за другим. И продолжают сыпаться до сих пор. Во время восстания 1527 года во Флоренции Давиду отломали руку. На место её вернуть удалось, но следы реставрации можно заметить и сегодня. Затем в статую ударила молния. Затем две непрофессиональные операции по очистке скульптуры, проведенные в XIX веке, нанесли урон, сопоставимый с осознанным вредительством. В 1873 году решено было перенести статую Давида в главный холл Академии художеств, оставив на площади Синьории качественную копию. Но и на новом месте неудачи продолжали преследовать знаменитое творение Микеланджело. Последнее громкое покушение на Давида совершил в 1991 году психически больной итальянец Пьеро Канната, отбивший молотком палец на левой ноге статуи. Пришлось реставраторам «пришивать» новую конечность…

О Давиде и обо всём, что с ним связано, ходит немало легенд. Например, рассказывают о том, что великий князь Тосканы, подаривший в 1857 году английской королеве Виктории копию статуи, был потрясён чопорностью монарха. Королева была настолько шокирована подробностями мужской наготы Давида, что приказала прикрыть «достоинство» красавца съёмным (!) фиговым листком из гипса. Может быть, Виктория была всё-таки права. Потому что, по утверждению смотрителей флорентийской Академии художеств, которую ежегодно посещает до 8 миллионов (!) туристов, немалая часть посетителей, особенно женского пола, так и стремится оставить какую-либо признательную подпись на знаменитой обнажённой статуе. И никакая сила воспрепятствовать этому притяжению, увы, не в состоянии.

Всем сегодняшним именинникам позвольте пожелать добра и счастья. А вам, друзья мои, хорошего дня. Как всегда, искренне ваш.

Александр ШВЕЦ
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров
 

© 1997—2021 «Факты и комментарии®»

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством Украины.

Материалы под рубриками «Официально», «Новости компаний», «На заметку потребителю», «Инициатива», «Реклама», «Пресс-релиз», «Новости отрасли» а также помеченные значком публикуются на правах рекламы и носят информационно-коммерческий характер.