Станислав Лем с юности дружил с Иоанном Павлом II: 100 лет назад во Львове родился знаменитый польский писатель
9 сентября 1913 г. В Киеве военный летчик Петр Нестеров впервые в мире выполнил на самолете мертвую петлю — одну из фигур высшего пилотажа.
10 сентября 1941 г. Окончилось Смоленское сражение, поломавшее гитлеровский план молниеносной войны «Барбаросса».
11 сентября 1943 г. Был создан академический украинский государственный хор имени Г. Веревки.
13 сентября 1648 г. Украинские казаки Богдана Хмельницкого наголову разгромили коронное войско Речи Посполитой под Пилявцами.
14 сентября 1911 г. В Киеве был смертельно ранен премьер-министр России Петр Столыпин.
15 сентября 1916 г. Во время Первой мировой войны англичане впервые применили танки.
Станислав Лем появился на свет 12 сентября 1921 года во Львове в семье врача-отоларинголога. К четырем годам мальчик уже умел читать и писать. После окончания гимназии Станислав поступил во Львовский университет на медицинский факультет. А когда началась Вторая мировая война, работал автомехаником и сварщиком, участвовал в группе сопротивления нацистам. Несмотря на еврейское происхождение, в военные годы семье удалось избежать депортации в гетто благодаря поддельным документам.
Читайте также: Чтобы маленький Станислав хорошо поел, его отец, известный львовский врач, должен был, стоя на столе, открывать и закрывать зонтик
После окончания войны семья Лема покинула территорию, ставшую частью СССР, и переселилась в Краков. Там Станислав начал изучать медицину в Ягеллонском университете. Окончив обучение в 1948 году, отказался сдавать выпускные экзамены, не желая становиться военным врачом. Работал младшим ассистентом в анатомическом театре при университете, а в свободное время писал рассказы. Первый литературный успех пришел к Лему после публикации романа «Астронавты» в 1951 году.
Писателя с медицинским образованием привлекали точные науки, поэтому к работе над своими книги он подходил так же основательно, как к написанию монографий и научных работ. Он практически перестал читать художественную литературу, чтобы успевать изучать новейшие труды по кибернетике, космонавтике, генетике. Лем задумывал свои книги как поиск ответа в определенной задаче, решение сложной проблемы, просчитанной со всех сторон. И вместе с тем в большинстве случаев понятия не имел, что произойдет с героями: «Я, когда начинаю новую вещь, не знаю, что будет дальше. Иногда как будто должен получиться небольшой рассказ, как вдруг тебя понесет, и ты с удивлением наблюдаешь, что рассказ растет и растет».
В 1962 году на русский язык был переведен роман «Солярис», после чего книги фантаста стали издаваться в СССР огромными тиражами. С писателем встречались академик Сергей Капица, космонавты Константин Феоктистов и Борис Егоров, братья Стругацкие.
Лем с юности дружил со священником Каролем Войтылой, будущим Папой Римским Иоанном Павлом II. Уже будучи понтификом, Войтыла благословил Лема и его семью, хотя размышления писателя были далеки от религии. Кроме того, Лема занимали неканоничные вопросы обновления католической церкви: исповедовать ли искусственный интеллект, давать ли причастие клонам, проникает ли божий промысел на территорию виртуальных миров?
Только через пятнадцать лет совместной жизни у Станислава и его жены Барбары Лесьняк появился ребенок — сын Томаш. Писатель долгое время не хотел иметь детей, опасаясь внезапного начала войны между США и СССР. В ней, как он полагал, обязательно дойдет до ядерного оружия. С появлением сына Лем ложился спать чуть позже девяти вечера, а приступал к работе в четыре часа утра, порой и раньше. Он признавался, что не может работать, если на столе нет печатной машинки, кофе и сигарет. Не хранил черновики изданных им книг, уничтожал все рабочие варианты и не пользовался компьютером, хотя посвятил темам киберпространства и искусственного интеллекта большую часть своего творчества. Произведения Лема изобилуют интеллектуальным юмором, игрой слов.
Писатель ездил в Москву на переговоры с Андреем Тарковским по поводу экранизации «Соляриса», хотя на тот момент не видел ни одного фильма режиссера. Тарковский стал рассказывать о новшествах и дополнениях, которые хотел бы внести в экранизацию, чем не мог обрадовать трепетно относящегося к своим произведениям фантаста. Тем не менее Лем дал разрешение на съемки, хотя впоследствии критиковал фильм. Позднее, когда вышла американская экранизация «Соляриса» с Джорджем Клуни, Лем саркастично заметил: «Я думал, что худшим был „Солярис“ Тарковского».
Станислав Лем был страстным автолюбителем. Из заграничных поездок он привозил фотоснимки не природных красот, а экзотических автомобилей, своим и чужим машинам посвящал целые страницы в письмах друзьям. Сын писателя Томаш вспоминал: «Как-то я вез родителей домой. Дорога была скользкой, падал снег. Мы ехали за грузовиком, который еле тащился. Отец нетерпеливо подскакивал на сиденье: «Ну же, Томаш!» Я объяснил ему, что не могу обойти грузовик, потому что из-за снега плохо видно, а мы приближаемся к крутому повороту, вдруг навстречу кто-то выедет. «Удивляюсь я тебе, — сказал отец. — Я в твоем возрасте просто предполагал, что встречных машин не будет».
В последние годы жизни этот удивительный человек часто общался во сне с великими историческими личностями, учеными, политическими лидерами и философами. Сын писателя вспоминал, как отец по утрам пересказывал ему содержание этих бесед. Скончался Лем 27 марта 2006 года в Кракове в возрасте 84 лет.
644Читайте нас в Facebook