«Отстаньте от нас. У нас своя профессия»: Игорь Поклад рассказал, как Игорь Шамо отшил партфункционеров Союза композиторов
Композитор Игорь Шамо — автор музыки визитной карточки столицы Украины «Як тебе не любити, Києве мій!» и еще более трехсот песен, первой в Украине хоровой оперы «Ятранские игры», симфоний, музыки к более чем сорока кинофильмам, среди которых «Море зовет», «Мальва», «Гори, моя звезда», «Лесная песня», «Бухта Елена», «Западня», и к более сорока спектаклям.
Игорь Наумович родился 21 февраля 1925 года в Киеве в семье аптекаря. Учился в музыкальной школе имени Лысенко по классу композиции (сидел за одной партой с Яном Френкелем). Во время эвакуации в Уфе поступил в медицинский институт. В мае 1942 года ушел на фронт. В качестве военного фельдшера прошел путь от Сталинграда до Берлина. Был ранен. Победу встретил лейтенантом медицинской службы.
В 1951 году с отличием окончил Киевскую консерваторию, где учился на композиторском отделении у таких выдающихся педагогов, как Лятошинский и Ревуцкий, высоко ценивших талант молодого музыканта. В 23 года, будучи третьекурсником, Игорь Шамо стал самым молодым членом Союза композиторов Украины. Это беспрецедентный случай.
Шамо был очень плодотворным композитором, но никогда не почивал на лаврах — работал всегда много и упорно. Сотрудничал с поэтами Валерием Куринским, Юрием Рыбчинским, Михаилом Ткачом, Василием Юхимовичем и другими. Произведения Шамо пели мегапопулярные советские исполнители Муслим Магомаев, Георг Отс, Дмитрий Гнатюк, Диана Петриненко, Юрий Гуляев, Анатолий Мокренко. «Дніпровський вальс» он посвятил его первой исполнительнице Евгении Мирошниченко, а хит «Де ти тепер?» — неповторимой Квитке Цисык. Песню «Києве мій», написанную в 1962 году в соавторстве с Дмитрием Луценко и ставшую практически сразу неофициальным, а с 2014 года и официальным гимном столицы (фрагмент мелодии звучит на курантах Майдана), впервые спел Юрий Гуляев. Позже Шамо с Луценко вспоминали, что идея создания песни о столице Украины родилась мгновенно, вот просто в одну секунду. Однажды, гуляя по склонам Днепра, друзья услышали восторженную фразу молодых людей, проходивших мимо: «Ну как этот город можно не любить!»
Шамо действительно был влюблен в родной город. Эту любовь он унаследовал от отца, тоже коренного киевлянина. Шамо постоянно интересовался историей Киева, знал каждую улочку и каждый уголок и мог рассказывать о нем часами.
Маэстро жил не только музыкой. Он неплохо рисовал, лепил, занимался резьбой и даже создал коллекцию шейных платков и беретов. Ушел из жизни 17 августа 1982 года. Ему было всего 57 лет.
Об одном эпизоде из жизни Шамо вспоминает композитор Игорь Поклад.
Было это в 1970-х. Я молодой, но уже популярный композитор, недавно получивший статус «член Национального Союза композиторов».
Люди постарше помнят такое чудное времяпрепровождение, как политинформации. В Союзе композиторов их устраивали регулярно. Но, как вы понимаете, никто туда не ходил. На кой черт, спрашивается? Послушать о политической ситуации, сложившейся где-то за тридевять земель?
Короче, в один прекрасный день вызвали меня в секретариат «на ковер» — отчитывать за политическую безграмотность. В коридоре я столкнулся с мэтром украинской песни Игорем Наумовичем Шамо. Его шедевр «Києве мій» звучал из всех открытых окон и подворотен.
В актовом зале расположилась «карательная тройка» — глава комиссии и двое композиторов. Слово взяла женщина (кто такая, не помню).
— Товарищи! Что вы себе позволяете? Почему мы видим вас в этом здании раз в год, и то в лучшем случае? Вот вы, Поклад, вам что, не интересно, что происходит в капиталистической Европе, США и Латинской Америке? Вы же комсомолец!
— Честно? Не интересно. К тому же я был изгнан из рядов ВЛКСМ еще во время учебы в консерватории.
— Вы с ума сошли? Это как вообще? Правда? Вас исключили из комсомола? За что?
— За то, что в ректорате и на комсомольском бюро я объяснил, что в консерваторию поступают не для того, чтобы собирать картошку в селе, а для того, чтобы постигать волшебство музыки. Руки студентов — их профессиональный инструмент. Поэтому за неделю до описываемых событий я просто сорвал «колхозную практику» и увез из колхоза весь свой курс домой, в Киев.
— С ума сойти! Что вы натворили? Как же вас в Союз композиторов приняли с таким «багажом»?
— А какое отношение мое творчество имеет к моему пребыванию в рядах комсомола?
— Прямое, Игорь Дмитриевич. Прямое! Ну, с вами все ясно. Игорь Наумович, а вы? Вы же взрослый человек, коммунист. Как вы могли позволить себе пропускать политинформации? Ладно Поклад, это просто безобразие, как мы видим. Но вы… Вы же другой. Не понимаю…
Все время сидевший за моей спиной Шамо, что-то быстро активно писал на листке бумаги…
— Игорь Наумович, я к вам обращаюсь.
Шамо поднялся, похлопал меня по плечу и подошел к столу «президиума».
— Вы это видите?
И протянул ту самую бумажку.
— Это список песен, которые я написал в этом году, пока не ходил на ваши сборища. А это, — он показал клочок нотной бумаги, — я написал только что, пока вы тут Поклада прорабатывали. А что за это же время сделали вы? Отстаньте от нас. У нас своя профессия. Займитесь делом, работнички.
Все обомлели от такой наглости. А Шамо развернулся и пошел к двери. Я же все еще сидел.
— Игорь, ты хочешь уйти отсюда последним? — обернувшись, громко произнес Шамо. — Пошли, нам тут точно делать нечего.
В гробовой тишине мы покинули зал. Что там потом происходило, неизвестно. Но больше подобные судилища над нами не устраивали.
«Займитесь делом» — как же это здорово сказано! Игорь Шамо, «де ти тепер?».
Напомним, Игорь Поклад и его супруга Светлана выпустили книгу воспоминаний «По ту сторону рояля».
На фото в заголовке — Игорь Шамо
997Читайте нас в Facebook