Турецкое лобби во власти: что сулит Украине расширение сотрудничества с турками
Украинско-турецкое сотрудничество выходит на новый уровень. По результатам встречи, которая состоялась 3 февраля, Зеленский и Эрдоган заключили ряд сделок, среди которых Соглашение о зоне свободной торговли. Посол тем временем сообщает об активном партнерстве в авиакосмической и оборонно-промышленной сферах, включающем более 30 проектов. Закупки турецких дронов Bayraktar идут полным ходом. Кроме того, планируется совместное производство беспилотников, а за «Большую стройку» тем временем взялось турецкое предприятие ОНУР.
Главным событием в украинско-турецких отношениях стало подписание соглашения о ЗСТ. Киев и Анкара активно обсуждают условия свободной торговли еще с 2006 года, а текст соглашения о ЗСТ был согласован 12 лет назад, в 2010-м. С тех пор ситуация не менялась, и вот — лед тронулся.
Как сообщила в Facebook первый вице-премьер-министр — министр экономики Украины Юлия Свириденко, подписание соглашения с Турцией будет иметь огромное значение для всего Черноморского бассейна. Благодаря этому объединенными соглашениями о свободной торговле станут все дружественные страны региона: Грузия, Молдова, Болгария, Румыния, Турция и Украина.
Политик, экс-нардеп Тарас Черновол прокомментировал встречу Зеленского с Эрдоганом так: «Проблема в договорах, которые сейчас пойдут, их сейчас будет вал. Основное — ЗСТ. Для Украины ЗСТ с Турцией очень опасна. Это минус 400−500 тыс. рабочих мест в Украине. После этого договора можно целые отрасли вычеркивать. Тепличная отрасль полностью ложится и больше не возродится, а потом — колоссальный удар по легкой промышленности. У Турции очень низкий ценовой порог на товары в силу природных обстоятельств, девальвации турецкой лиры (это дает при внешней торговле преимущество), серьезной политики стимулирования внутренней промышленности. Наша промышленность тут неконкурентоспособна».
«Закінчуйте, батьку, торгувати, бо вже нема чим решту давати» — эта пословица очень точно описывает данную ситуацию, считает экономический эксперт Юрий Гаврилечко: «Эрдогана можно поздравить. Для Украины самое неприятное — это импорт при турецкой инфляции. Турки выигрывают за счет девальвации лиры. Когда мы начинали переговоры о ЗСТ в 2006 году, значительную часть нашего экспорта в Турцию составляли товары с высокой добавочной стоимостью. Сейчас ситуация кардинально изменилась. Мы в Турцию экспортируем сырье и товары с низкой добавочной стоимостью. В январе этого года мы покупали у Турции муку из зерна, которое мы им же и продали осенью. Когда мы полностью ратифицируем зону свободной торговли и будем ее использовать, ставки таможенных пошлин на украинские товары в среднем в Турции будут в несколько раз выше, чем украинские пошлины на турецкую продукцию. Положение турецких товаров на украинском рынке будет намного лучше, чем украинских — на турецком. Я плюсов для Украины не вижу. Экономика Турции в несколько раз превосходит украинскую. Любая ЗСТ или более тесное интеграционное торговое объединение всегда более выгодно странам с более развитой и структурно сложной экономикой, которая позволяет производить продукты с большей добавочной стоимостью».
По мнению экспертов, активизация сотрудничества с турками связана с серьезным «турецким лобби» во власти. Так, в мае 2020-го у руководителя Офиса президента появился новый заместитель — Андрей Сибига.
«Примечательно что именно его имя не раз фигурировало в схемах, связанных с турецкими фирмами. Он давно находился при МИДе: начинал с работы атташе и секретаря еще в конце девяностых и поднимался по карьерной лестнице. В 2012—2016 годах был директором Департамента консульской службы MИД. 23 августа 2016-го назначен Чрезвычайным и Полномочным Послом Украины в Турецкой Республике. 19 мая 2021 года спешно уволен указом президента Зеленского, а спустя чуть больше недели он уже сидел в кресле зама Ермака», — напомнили эксперты. За время работы в МИДе он наладил тесное сотрудничество с Турцией. В этом ключе стартовой площадкой для Сибиги стали закупки в 2014 году.
Экс-нардеп Игорь Мосийчук: «Что касается раций, закупленных в 2014 году, там была коррупционная составляющая. Тогда сорвали контракт, который уже был заключен с Израилем, в интересах турецкого производителя. Сорвали люди, близкие к тогдашнему руководству Комитета по вопросам нацбезопастности и обороны. Это было не в пользу Украины, однозначно. Турецкие рации очень сильно уступали израильским аналогам по защищенности, и вмешательство в работу турецких раций было элементарным, если сравнивать с израильскими».
По словам Тараса Черновола, назначение Сибиги в ОП вряд ли было связано с тем, что он что-то знает и умеет (а он хороший дипломат).
«Скорее — с тем, что он может сыграть определенную роль в налаживании контактов, которые Зеленскому особенно интересны. Турция в своих условиях сотрудничества кардинально отличается от Запада, который от нас требует проведения реформ и установления демократии. Турция никогда так не поступает, у них есть свой интерес, они видят, что у нас в стране есть сомнительные режимы, недемократичные, и с удовольствием туда заходят. Они знают, что личные договоренности играют ключевую роль. В частности, и коррупционные вещи. Зеленский строит внешнюю политику на уровне личностных привязанностей — Эрдоган их ему подарил», — считает Тарас Черновол.
По словам экспертов, Сибига якобы помог турецкому ОНУР попасть в проект «Большой стройки».
Военный эксперт Олег Жданов: «В Турецком вопросе играют роль откаты. ОНУР в большом строительстве не за просто так участвует. Никто не пригласил немцев, французов или итальянцев — у них качество дорог изумительное, кто ездил за рулем в Италии, знает, что такое итальянские автобаны и итальянские развязки. А ОНУР стало монополистом и фактически подменяет сегодня даже Автодор».
«ОНУР прекрасно занимается коррупцией на „Большой стройке“, например, в моей родной Полтаве, — комментирует экс-нардеп Игорь Мосийчук. — Без единого разрешительного документа на использование недр компания копает песок в огромном количестве, не оплачивая ренту — ничего нет, оформляют его на какую-то прокладку, которая потом продает его ОНУРу… Выходили люди, активисты, блокировали трассу Киев — Харьков, автомобили ОНУРа, возбуждались уголовные дела — никто ничего не расследует».
Отдельной проблемой, считают эксперты, может стать заход турков на военно-оборонный комплекс. Так, Эрдоган во время визита в Киев подписал с Владимиром Зеленским соглашение о производстве в Украине турецких ударных дронов Bayraktar. Украина не только закупила партию дронов. Был заключен длительный контракт на поставки, количество беспилотников должно с каждым годом увеличиваться, до тех пор, пока страна не начнет собственное производство в Украине. Согласно плану, это будет совместный проект с Турцией.
Эксперты заявляют: во-первых, устройства неэффективные, за такие же деньги можно было купить более современное оборудование. Во-вторых, создание рабочих мест благодаря реализации проекта маловероятно, ведь современные заводы могут предложить лишь десятки, ну, максимум пару сотен рабочих мест. В-третьи, потребности в таком заводе страна не испытывает. В оборонпроме есть масса готовых заводов, которые можно переоборудовать. Зачем строить с нуля? Тем более что «общий» объект планируют строить рядом с военной частью Воздушных сил ВСУ, которая закрывает киевское небо, что опять же фактически является угрозой госбезопастности.
Олег Жданов: «Министерство обороны должно быть тригером в военных закупках, оно должно давать технические условия на вооружение, которое нам необходимо, и на этом основании мы должны выходить на международный рынок, объявлять тендер и проводить закупки. Но происходит все на личных откатах и коррупционной составляющей. Турки очень грамотно используют Украину. Есть еще Akıncı - тяжелый ударный беспилотник, он будет комплектоваться двигателями „Мотор Сич“, и если раньше она держалась благодаря российскому госзаказу, то сейчас она держится на плаву только благодаря турецкому заказу. Но турки при этом не захотели брать наш 6ТД двигатель для своего танка, а купили южнокорейский».
Эксперт по вопросам сектора обороны и безопасности Олег Стариков: «КБ „ЛУЧ“ разработало и уже испытывает точно такой же беспилотник, как Bayraktar, такого же класса — „Сокол 300“. Но по техническим характеристикам он намного лучше, чем „чудо турецкого военпрома“, однако вместо того, чтобы через государственный оборонный заказ закупать наши изделия, приобретают турецкие. У нас в Украине есть очень сильное турецкое лобби из числа „агентов влияния“. Оно близко к „телу“ президента. Сибига и бывший консул — „гетто влияния“. Но это выльется в полный развал экономики страны».
Так, по мнению экспертов, основной проблемой связей с Турцией стало полное неумение власти вести политику, не говоря уже о защите внутренних интересов, отечественного производителя и промышленности. Некомпетентность в совокупности с политикой «договорняка» могут нанести государству сокрушительный удар.
434Читайте нас в Facebook