Освящение огня и воды: запреты, приметы и народные обряды на Сретение
Сретение Господне — один из 12 древнейших и важнейших православных праздников, символизирующий встречу Бога с человечеством. В церковном календаре он выпадает на 15 февраля. Именно на 40-й день после рождения Иисуса Мария с Иосифом пошли с ребенком в храм, чтобы принести жертву очищения. По закону иудеев, жертвой от богатой женщины должны быть ягненок или молодой голубь, от бедной — пара голубей или горлиц. Пречистая Дева принесла пару горлиц. В храме святое семейство встретил праведный Симеон и, взяв младенца Иисуса на руки, благословил его.
Главными обрядами в этот день были освящение огня и воды. Неизменный атрибут праздника — сретенская свеча, считавшаяся целебной и волшебной.
В народных традициях праздник корнями уходил в языческие времена и символизировал начало весны, подготовку к земледельческим работам, а также к хозяйственным делам без света (солнце уже вставало раньше и заходило позже).
Об украинских традициях, связанных со Сретением, о народном видении праздника рассказала «ФАКТАМ» этнограф, заведующая научным отделом выставочной работы Национального музея народной архитектуры и быта Украины (Пирогово) Елена Громова.
Сретение — величайшее церковное событие февраля
— Сретение Господне — важный христианский праздник (его также называют Стречением, от греческого — «встреча», и Принесением в Храм), который основан в честь принесения в Иерусалимский храм младенца Иисуса его родителями, — кратко рассказывает историю праздника Елена Громова. — В этот день Дева Мария и Иосиф принесли Богу благодарность за первенца, а в храме их встретил Симеон Богоприимец. Это значительное событие произошло на 40-й день после Рождества и отмечается как встреча Христа с человечеством, которое олицетворял старец. 300 лет он ждал пришествия Христа и признал в нем Мессию, который выйдет «на служение спасения людей». Перед смертью праведный Симеон благословил Христа, а Богородице возвестил о будущей жертве.
На старинной иконе, которая есть в музее, изображены Симеон, Мария, Иосиф, а за ними стоит Анна Пророчица. Именно она узнала Спасителя и подошла к нему, а позже в Иерусалиме возвещала всем о пришествии Христа Спасителя на землю.
Сретение — величайшее церковное событие февраля и один из важнейших праздников, посвященных жизни Христа. В храмах проходят особые богослужения, освящают воду и специальные свечи, принесенные верующими. Эти свечи называют сретенскими. Считают, что их свет предохраняет от проблем, поэтому зажигают свечи-обереги в трудные моменты. Вода в этот день также обладала волшебной силой.
На Сретение целебной считали даже воду из растаявших сосулек
— Утром люди обычно ничего не ели, празднично наряжались и направлялись в церковь, — продолжает Елена Громова. — Там священник освящал воду. Верующие набирали ее в горшки, бутылки — в принесенную посуду, которую украшали лентами, сухоцветом. Сретенская вода не уступала иорданской воде по силе и свойствам. Много сретенской воды не набирали, использовали ее от сглаза. Обязательно посуду готовили заранее, покупали новую (преимущественно глиняную), потому что считалось, что в емкости, бывшей в употреблении, вода испортится, потеряв качество и магическую силу. На Сретение целебной считали даже воду из растаявших сосулек. Ее добавляли в лекарства или освящали ею обереги, дома, скот, двор, пчеловоды даже кропили этой водой ульи.
Сретенской водой поили и кропили скотину — «чтобы не болела». Считали, что после Сретения в первое воскресенье на новолуние надо окропить скот в доме, не обходя и ульи. С помощью целебной воды и молитвы заговаривали и зубную боль, или кропили ею, когда провожали человека в дальнюю дорогу, на заработки или в армию, еще и с собой давали водички.
Сретенскую свечу (еще называли ее стреченская, громница, громничка, громничная — названий много) на Полесье делали из пахучего дикого воска, на Ровенщине украшали льном, коноплей и красной нитью, на севере Волыни — травкой (ее называли громничкой) и медвежьим ушком. Эти свечи были немаленькие, чтобы быстро не сгорели. Свеча делалась заранее — на Спаса. Часто свечу разрисовывали, растапливая для этого воск с добавлением красок (например сока свеклы, моркови). Не всем удавалось делать это качественно, но достаточно было и простых обязательных элементов (крестиков), растительные орнаменты же требовали большей сноровки.
Раскрашивание свечек было в основном распространено в западных регионах, меньше — в центральных. Позже использовали разные, более современные, техники оформления свечей. И всегда свечу держали как оберег, который после освящения в церкви хранился в течение года в доме, и ее зажигали по необходимости. От «громничной» свечи и сам праздник назывался когда-то Громница (кроме Сретение или Стречение).
Люди верили (кое-где продолжают и сейчас), что эта свеча защищает от грома, молнии, пожара. В доме ее зажигали, например, чтобы прекратились ссоры в семье. Говорили, что громничка должна быть большой, чтобы хватило ее на девять лет — тогда она приобретала особую силу. В древности с помощью таких свечей (и с молитвой) лечили болезни, сглаз, рожу (покраснение кожи вследствие инфекции), растяжение мышц
Сретение можно отнести к началу весеннего цикла. Праздник имеет еще дохристианские корни, ведь это именно то время, когда зима встречается с весной. Для наших предков это символизировало переход от зимы к весне, поэтому в народе говорили: «Весна с зимой встречаются — будто зима с летом спорят». И если к вечеру в этот день потеплеет — победа за летом, а если станет холоднее — за зимой. Поэтому существуют древние названия — Зимобор, Сретение, Стрещение, Громницы (в этот единственный зимний день можно было услышать раскаты грома). Когда на территории современной Украины приняли христианство, Сретение Господне сместило народный праздник.
Издавна в представлении людей лето встречается с зимой дважды в год: на Сретение и на праздник Святой Анны (22 декабря — зимнее солнцестояние, после чего, как говорили, «солнце поворачивает на лето, а зима на мороз»). По народным верованиям, зима уже надоела и выглядит старухой и седой бабой, а на нее наступает молодая весна-красна. Мороз же, как стихия, хоть и слабеет, но может прихватить. Хотя кое-где на Масленицу (в этом году приходится на 6 марта) может прийти настоящая весна. Говорили, что на Сретение зима идет туда, где было лето, а лето — где была зима.
Они еще спорят, кто из них станет хозяйничать. По дороге они встречаются, и лето упрекает зиму: «Что я наделало и наработало, ты поела и попила!» Зима — старая баба в рваном платке, из-под которого торчат седые волосы. В руках у Бабы горшок со льдом, через плечо — пустая сумка. Бабу ведет под руки старый Дед Мороз, она согнулась и едва чапает, а Лето — молодая и веселая девушка в венке, цветастой рубашке, зеленой плахте. В руках у Лета серп и сноп…
Понятно, что люди ждали прихода нового посевного сезона, а потому пытались «скорее прогонять зиму» со двора, с полей, из садов. С праздником приходила надежда на потепление, потому что вероятные морозы могли быть уже последними перед весной. Поэтому особенно внимательно присматривались к приметам погоды, чтобы знать, чего от нее ждать.
Важные приметы на 15 февраля
«Як капає зі стріхи, не найдеться з літа потіхи. Яка б погода не була, дуй — не дуй, вітре, все одно іде не до Різдва, а до Великодня. А як день ясний, то буде льон прекрасний», — говорили в народе.
- Теплый и солнечный день указывает на теплую весну.
- В этот день оттепель — к ранней и теплой весне, снег — к дождю, метель — будет весна поздняя и холодная.
- Если не видно солнышка, следует ожидать суровых морозов.
- Если холодный день, то уже скоро весна, а если под крышей длинные сосульки — столько еще выпадет снега.
- Снег выпал утром — к урожаю ранних хлебов, после обеда — к среднему урожаю зерновых, вечером — будет недород.
Если на Сретение стояла тихая и солнечная погода, то это предвещало богатый урожай, еще и будут хорошо роиться пчелы, а хозяева получат много меда. Примечали, если капает вода с сосулек, будет капать мед из ульев. Ветер в этот день был плохим предзнаменованием для посевов и хорошим — для плодовых деревьев. Резкая оттепель и потепление указывали на позднюю и затяжную весну, а хлеборобу показывали, что надо беречь пашню и хлеб. Кроме того, люди наблюдали, «как на праздник напьется петух из лужи, то жди еще стужи», «как напьется петух воды, то жди беды». Звездное небо на Сретение обещает позднюю весну.
Что можно делать на Сретение, а что строго запрещено
— На Буковине девушки в праздник выходили в сад и привязывали платки к деревьям, чтобы они продолжали давать урожай, — рассказывает этнограф. — Важно, чтобы платок был получен на свадьбе в подарок. Привязывая его к дереву, девушки приговаривали: «Аби ти добре родила, аби тебе град не бив, мала рясний цвіт на много-много літ». А еще выносили матушкин венчальный рушник и клали его на воду (на реке, озере или покрывали колодец), а забирали только на закате и прятали в сундук. «На тобі моє покривало, літо з зимою пострічало, вогонь зиму забрав, час літа настав», — говорили, выполняя этот обряд. Он проводился, «чтобы от воды не было беды».
В давние времена на Сретение готовили обрядовое печенье в форме «жаворонков», с которыми дети должны были призывать весну. А после праздника понемногу переходят к весенним делам — белят деревья, готовятся к посевной, перегоняют скот.
Были и культовые гадания, ведь для хозяев самым важным было узнать прогноз на будущий урожай, а значит — на благосостояние семьи. Вот и брались предугадывать урожаи на Сретение: во дворе на целую ночь выставляли миски с разными зернами, семенами и утром смотрели, есть ли роса — ее появление указывало на урожайный год. Бывало, что птицы клевали зерна, но это тоже было позитивом.
На Гуцульщине в этот день ворожили на урожай кукурузы, положив на улице яйцо. Если оно потрескалось (февраль мог быть с морозами), то надо ждать урожая такого, что «корзины будут трескаться от количества кукурузы». Если же яйцо оставалось целым, не было надежды, что кукуруза уродит.
На праздник, как положено, ходили в гости, угощали и угощались. Как и в другие праздники, в этот день все обиды нужно было прощать, долги — возвращать (не брать, не давать взаймы). Действовали еще некоторые строгие запреты: не выполнять тяжелый труд, не стирать, не шить, не прясть, не вышивать, не убирать, не ремонтировать. Конечно, нельзя было ругаться, сквернословить, ссориться, не рекомендовалось уезжать далеко из дома, чтобы из-за непогоды не попасть в беду.
В тексте использованы материалы из полевых тетрадей Елены Громовой, собранные в командировках за период 2000—2020 гг.
Читайте также: С прицелом на Масленицу: простой рецепт тонких дрожжевых блинов
Фото в заголовке: http://osbm-hoshiv.in.ua/
2609Читайте нас в Facebook