ПОИСК
Культура и искусство

Сергей соловьев: «самой крепкой моей семьей была последняя, потому что мы почти сразу с таней друбич стали жить отдельно»

0:00 6 сентября 2007
Сергей соловьев: «самой крепкой моей семьей была последняя, потому что мы почти сразу с таней друбич стали жить отдельно»
Валентина СЕРИКОВА специально для «ФАКТОВ»
Ровно двадцать лет назад знаменитый режиссер снял фильм «Асса», ставший культовым

Главные картины Сергея Соловьева «Сто дней после детства», «Чужая, белая, рябой», «Асса», «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» вошли в коллекцию лучших отечественных фильмов и сделали его мэтром современной режиссуры. Сейчас 63-летний Соловьев заканчивает съемки картины «Асса-2», которая является своеобразным продолжением знаменитого фильма «Асса», вышедшего на экраны в 1987 году и почти сразу признанного культовым.

«Режиссер находится в жесточайшей зависимости от того, что ему диктует сценарий»

- Сергей Александрович, приступая к сценарию фильма, знаете, кто будет играть? Учитывая, что вы со своими актерами связаны и личной дружбой.

- Я вам скажу, что эти самые «мотивы личной дружбы» часто бывают сильно преувеличены. О режиссерской профессии ходит легенда: мол, чего хочу, то и ворочу, отчего бы, допустим, взять и не снять друга. Но нет — не получается. Говорят, актер  — зависимая профессия. На самом деле режиссер находится в жесточайшей зависимости от того, что ему диктует сценарий. Помню свой первый такой урок по картине «Егор Булычев и другие», которую я снял с выдающимся актером Михаилом Ульяновым. Мы с ним сразу сошлись в работе, несмотря на то, что он был взрослый человек, лауреат и герой, а мне исполнилось 25 лет. И когда мы заканчивали фильм, то договорились с Ульяновым, что будем работать и дальше. Тем не менее следующую роль я ему смог предложить только через 25 лет (»Дом под звездным небом»). Хотя все эти годы очень хотел работать с Михаилом Александровичем…

- А вы сами пишете сценарии, потому что чужие идеи вас не увлекают?

РЕКЛАМА

06s09 kadr.jpg (13907 bytes)- В молодости я дружил с замечательными сценаристами Геннадием Шпаликовым, Женей Григорьевым. Сначала мы с Геной пробовали писать сценарий. Эти попытки вылились в четырехлетнее интенсивнейшее пьянство, которое как материал для сознания до сих пор меня во многом питает, но там ни строчки не было написано. Затем мы еще года два очень весело пили с Женей Григорьевым. Потом я понял: или попаду в Кащенко (московская психиатрическая больница.  — Авт. ), или мне надо заканчивать такого рода сценарные эксперименты. И я очень серьезно и долго учился писать. Года три сочинял первые десять страниц сценария «Спасатель». Просто не мог преодолеть этот рубеж, у меня не получалось. Но в конце концов написал. И сейчас совершенно профессионально, четко и быстро все делаю.

- Многие ваши картины рассказывают о любви молодой. Ваше представление о ней с возрастом не меняется?

РЕКЛАМА

- Очень плохо понимаю, что такое возраст. Я заметил, что сильно стареют люди, которые общаются в основном только внутри своих возрастных групп. А круг моих дружеских привязанностей, начиная от 80-летнего композитора Исаака Шварца и кончая 20-летними ребятами, которые у меня сейчас учатся во ВГИКе, чрезвычайно многообразен. И поскольку в педагогике я, в основном только учусь учить, то преподавание носит для меня несколько вурдалакский характер.

- То есть интерес к молодому племени отнюдь не праздный?

РЕКЛАМА

- Знаете, когда-то режиссер Михаил Ромм у нас на курсе говорил: «Ребята, вы должны понимать, что в наших взаимоотношениях ваше появление в моей жизни столь же важно, как мое — в вашей». Тогда я думал, что это просто красивая формула. Оказывается, это правда. Когда в 40 лет я начал снимать «Ассу» и сошелся со знаменитой андеграундной тусовкой, в газетах даже писали, что вот старый дурак Соловьев собрал себе компанию модных щенков, в которых, по сути, ничего не понимает, а они ничего не понимают в нем, но делают вид, что занимаются чем-то вместе… А сейчас многие из того «юного андеграунда» сегодня уже такие безнадежные старики, что с ними даже трудно разговаривать. Это действительно вопросы способа жизни, а не возраста.

- Насколько в вашей жизни совпадали понятия «семья» и «любовь»?

- Я был трижды женат, и понятия «любовь» и «семья» для меня совпадали всегда. Но совместное хозяйство вести не получалось. Расширение материальной базы изначально носило какой-то несерьезный характер. И все мои жены к этому так же относились. У меня со всеми ними прекрасные взаимоотношения! А самая моя крепкая семья — последняя, потому что мы почти сразу с Таней стали жить отдельно.

- С дочкой Аней проблемы отцов и детей не возникало?

- Аня всегда находилась рядом с нами. Если родители нормальные люди, то ребенок никогда не будет без отца или матери. Раньше Аня много болталась с нами по разным странам, когда я или Таня ездили по своим делам. Я брал ее в Америку, отдыхал с ней в Тунисе. Сейчас она живет и учится в Мюнхене, в Высшей музыкальной школе, наверное, будет пианисткой.

«После чтения в школе «Стихов о советском паспорте» мне поручили вести тележурнал «Юный пионер»

- А вы в каком возрасте покинули родимый город Кемь?

- В годовалом, по-моему. Отец был военным, и его по службе перевели в Пхеньян, где я прожил до пяти лет. Мой отец в компании своих коллег занимался тогда водворением на пост Ким Ир Сена, а Ким Чен Ир даже может быть назван приятелем моего детства. А в 1949 году мы приехали в Ленинград.

- Вы в школьные годы в Большом драматическом театре играли. Как попали на прославленную сцену?

- Да, в общем, совершеннейшим дуриком. Я стал выигрывать школьные конкурсы, читая «Стихи о советском паспорте». И режиссер Ленинградской студии телевидения Алексей Рессер, где-то услышав это чтение и увидев мои закатившиеся в экстазе глаза, решил поручить мне вести тележурнал «Юный пионер». Каждый выходной в 12 часов я говорил юному народонаселению Питера: «Здравствуйте, дорогие ребята». Меня обнаружил в телевизоре Игорь Владимиров, который был тогда очередным режиссером у Товстоногова и как раз ставил пьесу «Дали необъятные» Николая Вирты, где была большая роль для мальчика. Он вытащил меня в этот удивительный театр, и в 13 лет я дебютировал на его легендарной сцене. До сих пор храню свое удостоверение «актера Большого драматического театра». После я репетировал в «Машеньке», участвовал еще в каких-то постановках. В общем, переиграл там всех мальчиков.

- Вы же и сами не раз ставили на сцене Чехова.

- Я закончил институт тем, что сделал спектакль, а не картину. В съемочном павильоне поставил пьесу О'Нила «Луна для пасынков судьбы». Сегодня в Москве идут два моих спектакля — «Дядя Ваня» в Малом театре и «Чайка» — на Таганке.

- Таня Друбич как театральная актриса дебютировала в вашей постановке в Малом театре, куда вы ее, надо понимать, сосватали.

- Я и в киноактрисы Таню сосватал. Мне говорили: «Смотри там, в Малом театре, не суй руку в карман, могут стекла насыпать… » Но более профессионального театра, чем Малый, я не видел в своей жизни. Это просто поразительно отлаженный и сохраненный театральный механизм, начиная с культуры репетиционного зала. Другое дело, что в театре иная техника подачи текста, и вдруг выяснилось, что Таню не слышно, потому что она привыкла к микрофону. Так актеры Малого театра, которые, по общей легенде, в этот момент должны были ее затоптать ногами, просто научили говорить, поворачивая голову в те точки зала, где идеально все слышно. Рассказы об ужасах Малого театра — сказки, а все неприятные истории, как мне кажется, происходят как раз в либерально-демократических театрах. Там могут ухо отъесть.

- Помимо всего прочего, вы серьезно занимаетесь фотографией.

- Все эти работы на стенках кабинета — мои. Фотографией я стараюсь заниматься профессионально, даже делал выставку в Манеже, где было представлено около 250 работ. Как и театр, это занятие доставляет мне большое удовольствие. Начнись жизнь сначала, неизвестно, что бы я выбрал в качестве основной профессии — театр, фотографию или кино. Кино — очень тяжелый, изнурительный труд. А в театре и фотографии есть моменты, когда чувствуешь себя вольным художником. Лет десять я снимал по всем странам мира портреты стен — без людей. Люди, случайно попавшие в кадр, меня просто раздражали, мешали видеть главное — стены, их немую историю.

«Папа, директор «Интуриста», водил меня мыться в гостиницу «Астория», поскольку в квартирах тогда почти не было ванн»

- Ваша мама ведь руководила ленинградским рестораном «Чайка», и у вас там, наверное, были любимые блюда?

- Я почти не бывал у мамы на работе. Если и заходил по какому-то поводу, то есть там ничего не любил. «Вкусным» она меня кормила дома. У нас совсем другие представления о «вкусном», потому что вся семья наша вышла из поморов. Бабушка и мама родом из Архангельска. Кемь, где я родился, — тоже поморская земля. От нашего дома в Кеми до Соловков всего 10 километров по прямой через Белое море. Поэтому у меня очень определенные вкусы — поморские. Вы когда-нибудь пробовали треску в молоке? Это одно из самых моих любимых блюд. Конечно, ни в каких ресторанах этого не готовят. И я очень жалел маму, которая днем на работе должна была есть какую-нибудь отвратительную «пожарскую котлету», обмазанную жиром…

- А отец не только военную карьеру сделал, но и стал потом генеральным директором «Интуриста»…

- Да, поскольку он был связан со спецслужбами… И когда его назначили одним из руководителей ленинградского «Интуриста», в этом тоже было признание его заслуг. К сожалению, уже почти никого не осталось из людей, которые подбегали ко мне в гостинице «Европейской» или «Астории» и говорили: «Здравствуй!» Тогда в квартирах почти не было ванн, и все толпой ходили в баню, где на лестнице стояла длинная очередь. Но поскольку у отца не хватало времени стоять в банных очередях, то он водил меня мыть в «Асторию» или «Европейскую», чтобы параллельно заниматься там делами. Поэтому у меня до сих пор ощущение от «Астории» как от нашей семейной «помоечной».

 

978

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров