Восстановление Харькова: хай-тек от Фостера или украинские архитектурные проекты?
Британский архитектор и дизайнер, лауреат Императорской и Притцкеровской премий Норман Роберт Фостер дал согласие участвовать в восстановлении Харькова после войны, сообщил на днях Харьковский горсовет. Некоторые СМИ предположили, что он едва ли не завтра приступает к работе, хотя Харьков все еще обстреливается рашистами. К тому же приглашение любых «именитых звезд» для восстановления Украины кажется не лучшей идеей.
Норман Роберт Фостер, которому в этом году исполняется 87 лет, действительно очень известный и знаменитый архитектор, которого по праву называют основателем стиля «хай-тек». Его компания Foster + Partners спроектировала десятки знаковых объектов по всему миру, среди которых самые узнаваемые — это купол над Рейхстагом в Берлине, The Gherkin Tower («Башня-огурец») и Сити-Холл (здание мэрии) в Лондоне, штаб квартира Apple в Купертино и банка HSBC в Гонконге, ряд стадионов, аэропортов, городских пространств и частных резиденций. Однако есть ряд причин, почему идея привлечения их для послевоенной реконструкции Харькова — за которой, вероятно, стоит министр регионального развития Алексей Чернышов — выглядит спорной.
Международные архитектурные бюро — это очень дорого
В частности, стоит отметить, что основные клиенты Foster+Partners — это крупные частные корпорации, такие, например, как Русская медная компания подсанкционного ныне олигарха Игоря Алтушкина или богатые правительства и муниципалитеты, которые могут себе позволить оплатить работу дорогих специалистов.
И даже если лично Норман Фостер и вся его команда будут безвозмездно генерировать идеи для восстановления Харькова после войны, то за строительные материалы для предложенных решений и работу людей, которые эти решения будут реализовывать, придется платить. Не исключено, что значительная часть этих миллиардных затрат ляжет на очень скромный после войны городской бюджет и бюджет страны, либо на специализированные международные трастовые фонды, средствами которых тоже не стоило бы «разбрасываться». Тем более имея истории не слишком рачительного отношения конкретно «фостеров» к деньгам заказчика. Например, один британский девелопер хотел построить в лондонском аэропорту Хитроу 5-звездочную гостиницу со строго определенным бюджетом в 100 млн фунтов. «Фостеры» разработали проект на 195 млн и сделали вид, что так и надо. В результате девелопер через суд взыскал с компании штраф в 3,6 млн фунтов, поскольку проект не соответствовал бизнес-задаче.
Возможно, проекты одного-двух знаковых зданий городам Украины могли бы «подарить» ТОП-20 мировых архитекторов. Но исключительно в качестве знака солидарности или разовой акции, а не на системной (а значит, оплачиваемой) основе. Однако, как сообщают источники в правительстве, идея Чернышова как раз состоит в том, чтобы привлечь «фостеров» к восстановлению всего города. Что выглядит не лучшим предложением.
Необходимо быстрое и функциональное решение, а не эксперименты
В том числе и из-за того, что «хай-тек», на котором специализируется Foster+Partners — это все-таки больше про эксперимент, а не приемлемое решение проблемы жилищного фонда Харькова. Искореженному войной городу явно будет не до архитектурных экспериментов. Как и другим изувеченным снарядами городам, ему нужно будет «перепридумывать» не только жилье, но и социальную, инженерную инфраструктуру, закладывать энергоэффективные решения — и все это делать быстро и в рамках очень ограниченных бюджетов. А это, как мы знаем, не то, ради чего нанимают дорогие архитектурные бюро. А получить дорогой проект и затем его бросить на полдороги из-за нехватки денег — это повторить печальный опыт нового международного аэропорта Мехико-Сити стоимостью $ 13 млрд, который должен был заменить существующие воздушные ворота мексиканской столицы. Кроме того, что проект оказался неподъемным для местной казны, «звездные» архитекторы еще и спроектировали его в экологически чувствительной зоне (на берегу озера рядом с маршрутами перелетных птиц). И при этом проект не решал задачи увеличения пропускной способности аэропорта. Поэтому власти провели референдум и по его результатам проект заморозили. На месте недостроя будет спортивный и экологический центр. А новый аэропорт построят за счет расширения старого — как и планировалось изначально, пока кто-то в правительстве не захотел «хайпонуть» и пригласить «фостеров».
К тому же в Украине есть свои архитекторы, которые лучше интегрированы в контекст, Эта причина, пожалуй, самая главная с точки зрения эмоционального наполнения нового города, который будет подниматься из пепла. Очевидно, что стереть ужасы войны из памяти харьковчан уже невозможно. И новая архитектура должна быть максимально ювелирно вписана в остатки старого, раны войны, и при этом не вызывать отторжения у тех, кто будет ежедневно ходить по этим улицам, и тех, кто будет приезжать сюда на экскурсию.
Украинские архитекторы, очевидно, гораздо лучше понимают контекст происходящего и чувствуют нерв времени. Не говоря уже о чисто экономической и социально-политической составляющей, которая предполагает, что загрузка собственных специалистов заказами в условиях послевоенного восстановления — это необходимый и единственно правильный путь для запуска экономики. Вряд ли этого не понимает министр регионального развития Чернышов, который непосредственно отвечает и за работу строительной отрасли, и за будущее восстановление городов.
Безусловно, международные коллаборации должны присутствовать и творчески интегрироваться в новое пространство, но первую скрипку в этих процессах все же должны играть украинские компании и бюро.
В конце концов, каким бы богатым не был опыт уважаемого агентства, где есть отдельные площади, целые районы, деловые центры, отдельные спальные массивы, есть даже перспективные планы строительства новых городов с нуля — до 2046 года, в его портфолио нет города-миллионника, разрушенного войной.
Читайте нас в Facebook