За неделю до Пасхи отмечают Вербное воскресенье: какое внимание украинцы издавна уделяли его главному атрибуту
В этом году Вербное воскресенье православные и грекокатолики отмечают 17 апреля. Один из важнейших церковных праздников введен в память о событии, которое и дало ему официальное название — Вход Господень в Иерусалим. По евангельским преданиям, когда Иисуса как царя встречали в столице Иудеи, его путь устилали пальмовыми ветвями и цветами. Сын же Божий прибыл не владычествовать, а принять мученическую смерть ради человечества.
Поскольку в Украине не растут пальмы, то издавна их успешно заменили освященными ветвями вербы — у нас они стали символом весеннего пробуждения. Как обращались с этим атрибутом Вербного воскресенья, как закрепился он в украинских обрядах, как его использовали, что делали в праздничный день наши предки, рассказала «ФАКТАМ» Елена Громова, этнограф, заведующая научным отделом выставочной работы Национального музея народной архитектуры и быта Украины (Пирогов).
Традиции Вербного воскресенья
— Вербная неделя приходится на предпоследнюю неделю Великого поста, а Вербное воскресенье мы отмечаем на этот раз 17 апреля, — уточняет Елена Громова. — В Украине ее еще называли Шуткова, Бечкова (так в разных регионах называли вербу). Понятно, что невозможно следовать религиозным канонам, когда у нас нет пальмы, поэтому на нашей территории издавна используется очень распространенное растение — верба. На славянских территориях именно с ее веточками (люди могли нарезать их сами или брать заготовленные священниками) шли в храм.
В день праздника было грехом не пойти в церковь (исключение делалось для больных людей). Поэтому верующие с утра посещали службу, во время которой освящали вербу. Часто люди после этого сразу же проглатывали несколько почек («котики»), чтобы «горло никогда не болело». Вербу очень чтили в народе, прежде всего за то, что она первой «чувствовала приход весны». Веточки вставляли в землю, и они быстро принимались, превращаясь в деревья. Люди верили: если пойдет веточка в рост, будет хороший урожай овощей, в хозяйстве будет лад. Поэтому и появлялись вербы по обе стороны дорог, на прудах, у воды, «щоб росли Богові на славу, а нам на вжиток».
Считали вербу «помічною» и наделенной магической силой, поэтому хранили за образами круглый год. Существовало немало обрядовых действий, связанных с освященной вербой и пожеланиями прежде всего здоровья. Сразу после церковного ритуала люди подходили друг к другу и «били» освященными ветвями по рукам, спине, приговаривая: «Не я б’ю, верба б’є. Вже недалечко червоне яєчко — за тиждень Великдень. Не вмирай, не вмирай, а Великодня дожидай». Или «Шутка б’є, не я б’ю — віднині за тиждень буде Великдень, червоне яєчко», «Будь великий, як верба, а здоровий, як вода, а багатий, як земля».
От сглаза дети частенько затыкали вербочку «за капелюх» (например, на Гуцульщине). А на Киевщине на чердаках домов складывали вербовые ветки, чтобы защититься от грома и молнии. В западных регионах на свадьбе к свечам тоже привязывали освященную веточку, «чтобы гром молодоженов не разделил». Считали, что верба имеет и целебные свойства. Знахари использовали ее при многих болезнях. Так, клали вербу или ее листики в детскую купель, если у малыша были проблемы с ножками. А взрослым советовали насыпать листьев в обувь, если ноги болели, прикладывать «котики» к векам, если наблюдалось покраснение глаз. На водке делали настойку из вербовых листьев и пили при желудочных заболеваниях.
Вербой детей приучали к порядку, приговаривая: «Верба красна б’є напрасно, верба біла б’є за діло». Животных в хлеву «хлестали» по голове, туловищу, «щоб вербичка захищала, а нечиста не правувала». А первый весенний выгон (обычно это происходило 6 мая — на Юрия) скота тоже не обходился без освященной вербы. Ветви клали и в печь, чтобы выгнать недобрый дух, зажигали и окуривали ими дом (так спасались от лихорадки). Считалось, что освященная верба защищала от пожара дом и хлев. Ветви вербы бросали и на огород, чтобы огурцы обильно родили, а в кувшины клали почки (или «котики»), чтобы молоко быстро не скисало. Кроме того, принято было и в пруд бросить священное растение — чтобы рыба хорошо ловилась. Люди верили, что сено тоже не загниет, если летом вербу вставить в стог.
Верба (лоза) использовалась широко в быту. Из нее плели корзины, игрушки, детские ходунки, принадлежности для рыбаков, кресла и другую мебель и предметы обихода.
— В древности после церкви, например, на Буковине люди шли на кладбище навестить умерших родственников и клали на могилки веточки, «потому что за ними родственники сами уже не придут», — продолжает Елена Громова. — В других регионах домой направлялись сразу же после церковной службы, чтобы всей семьей позавтракать. И в этот праздник, как и на Благовещение (7 апреля), разрешалось употреблять рыбные блюда (печеная, сушеная, вареная, тушеная рыба), хотя продолжался строгий пост. Могли выпить немного вина, настойки, но традиционно не напивались.
Обычно от Благовещения до Пасхи было холодно. После Вербного воскресенья еще больше холодало. Поэтому люди говорили: «Зиму ще не лай і сани не ховай». Но и надеялись на весеннее потепление: «Пройде Вербниця, то назад зима вже не вернеться».
В этот период похолодания, как приходилось слышать от старых людей, многие пробивавшиеся из земли растения также и молодые веточки употребляли как лекарство. К примеру, наши предки готовили витаминный чай вербовый. Для этого брали 1−2 ст. л коры белой вербы и заваривали на небольшом огне 10 минут в 1 стакане воды. При простуде употребляли 1 ст. л настоя каждые 2 часа. Этим отваром полоскали рот при ангинах, стоматитах, гингивитах (воспалениях десен). Еще делали сильное поддерживающее средство: 4 стакана молодой хвои (промыть кипяченой водой) залить 1 стаканом кипятка, прокипятить 20 минут. Охладить, процедить, добавить немного меда и пить по 1 стакану в день. В весенний период употребляли как витаминную «бомбу».
Чего нельзя делать в праздник
В Вербное воскресенье ничего нельзя было делать. Накануне готовили еду, убирали, а в праздник грехом считали шить, рубить дрова, вышивать, стирать, резать, возиться на огороде, сквернословить, ссориться, громко кричать.
Последняя неделя перед Пасхой
После Вербного воскресенья начинали готовиться к Пасхе и проживали последнюю неделю поста, на которой в четверг и субботу можно было печь паски. А еще хозяйкам нужно было закончить вышивать «покрівці» (рушник, которым накрывать пасхальную корзину), на которых часто изображали вербочку. Также мне приходилось видеть вербовые веточки и на писанках, — подытожила Елена Громова.
Напомним, что по законам военного времени дополнительный выходной на Пасху в этом году отменяется.
В тексте использованы материалы из полевых тетрадей Елены Громовой, собранные в командировках за период 2000—2020 гг.
7044Читайте нас в Facebook