Обряды призывания урожая, заплетания деревьев, душистые обереги: традиции празднования Троицы
Об особенностях празднования, древних обычаях и обрядах рассказали «ФАКТАМ» сотрудники Национального музея народной архитектуры и быта Украины (Пирогово).
Праздник получил название в честь сошествия Святого Духа на апостолов
— Троица всегда проходит в воскресенье, но в разные числа, потому что зависит от Пасхи и наступает на 50-й день после нее, — уточняет Лариса Полуянова, этнограф, научный сотрудник отдела выставочной работы Национального музея народной архитектуры и быта Украины (Пирогово). — Поэтому и называют ее Пятидесятницей, а широко отмечать начали с IV века, после принятия церковью догмы о Троице как признании существования единого Бога в трех его ипостасях — Отца, Сына и Святого Духа.
Церковный праздник получил название Троица в честь сошествия Святого Духа на апостолов (это им обещал Иисус Христос перед своим Вознесением на небеса). Например, в Западной Украине используют название праздника «сослание» или «сошествие» Святого Духа. Но довольно распространенные названия — Зеленые праздники, Зеленая неделя, потому что в народе почитали древний культ растительности, и на Троицу было заведено зеленью украшать жилье.
Праздник считается христианским, но корнями уходит в древнейшие языческие верования, когда отмечали праздник Русалии, связывая его с верованиями в русалок. Когда зацветала пшеница, считалось, что в это время выходят мертвецы, а из воды — русалки, в лесу же активируются мавки. Именно тогда начинались с четверга (Русалкина Пасха) Зеленые праздники (три дня до Троицы и до вторника после нее). Ученые, изучавшие традиции, отмечают, что в разных уголках они немного отличаются, но в целом были похожи.
Неделю на Троицу называли не только Зеленой, а еще Клечальной (клечение — зеленые веточки, которыми украшают дома). Она включала и клечальную субботу, и клечальное воскресенье, потом проводы русалок и поминовение мертвых. До четверга готовились к праздникам: подметали, мыли, наводили порядок в жилищах. А в четверг, когда начинались Зеленые праздники, девушки на Полесье пекли пироги (с повидлом, яблоками), лепешки с медом, делали яичницу и с провизией шли в лес, накрывали стол, а после обеда расходились, чтобы исполнить обряд «заплетания деревьев» или венков («кумление»). В это время буяла зелень, и на ветвях берез, не обламывая их, выплетали веночки, загадывая на судьбу и напевая: «Пусти мене, мати, у гай погуляти, до білої березоньки про щастя спитати». Потом девушки сходились, обнимались и словно кумовались — по двое заплетали одну березу. А на Троицу каждая приходила проверить свой венок: если увял, то придет беда, а остался свежим — на добро.
В субботу набирали веток, зелени и украшали всю усадьбу, дом, церковь. Кроме того, нарезали ветки осины, которая считалась «грешным деревом». По легенде, именно крест из осины принял гвозди, которыми прибили распятого Иисуса. В народе осину считали оберегом, поэтому раскладывали на Троицу по углам дома — от нечистой силы, отрицательной энергии. Через несколько дней наблюдали: если ветка увяла, но зеленая, то все будет нормально, а когда почернела, то кто-то умрет в семье. Зелень символизировала силу Святого Духа. Не украсить цветами жилище считалось грехом. Поэтому клечением украшали образы, косяки, окна, скамьи, а пол в доме засыпали ароматными аиром, канупером, любистком, мятой, полынью, чтобы все зеленело.
На Черниговщине под крыши хат втыкали лопухи, ветки клена, липы, а на Буковине пол выстилали шалфеем, могли выложить зелень «лестницей». На Гуцульщине окна украшали крестиками из листочков барвинка, из царского папоротника выкладывали крест у входа. В разных регионах часто перед порогом, у ворот закапывали небольшие деревца — вербу или березу. Травы после праздника высушивали и использовать затем в качестве лекарства для людей и животных. Также могли применять зелень и в обрядах вызывания долгожданного дождя. Люди верили, что украшение домов зеленью и ароматными травами защитит от зла и станет залогом здоровья и удачи.
В народе верили: на Зеленые праздники духи предков наведываются к родственникам и прячутся в клечении, чтобы поддержать свой род. Люди считали, что души умерших некрещеных детей обращаются в мавок, а утопленников, пропавших без вести — в русалок. Бытовало поверье: ни в коем случае нельзя приближаться к водоемам, чтобы не стать добычей русалок, которые могут заманить, защекотать и утопить во время всего периода Русалии (от Русалкиной Пасхи до Петра и Павла).
С помощью зелени люди пытались защититься от негатива и злых сил
— На Троицу празднично одетые люди с цветами приходили в украшенный зеленью храм на богослужение, трижды становились на колени и выстаивали коленопреклоненные молитвы, просили помилования и молили Господа даровать им Божественного Духа, — продолжает Лариса Полуянова. — А после церкви праздновали, пели, танцевали на площади, где устанавливали украшенное лентами праздничное дерево, гуляли до темноты. Накануне на поляне (где-то недалеко от храма) мужчины устанавливали деревянную шест, который украшали зеленью и называли это «дерево» вехой. Вокруг него после богослужения устраивали веселье: молодежь водила хороводы, пела веснянки, танцевала, развлекалась и затевала всевозможные игры.
Тех, кто покончил с собой или пропал без вести, поминали в понедельник. Иногда это делали перед Святой Троицей (Родительская суббота) — в единственный день в году, когда разрешалось заказывать панихиду по самоубийце. В этот день поминали также тех, чье место захоронения неизвестно. Часто на гробки приносили и клечение, чтобы украсить могилы. В западных регионах этот день называли «Дедовой субботой». На кладбище приносили сыр, калачи, молоко и могли раздать на помин души, за «прости Біг». На Полесье поминальной была и неделя, следовавшая за Троицей.
Во вторник на Полесье совершали древний земледельческий обряд «водіння куста́», чтобы призвать на урожай во время цветения хлеба. Люди говорили: «У нашого ку́ста пшениченька гу́ста». Обряд «водіння тополі» был на Полтавщине, Харьковщине, а на юге «водили березу». С помощью зелени люди пытались защититься от негатива и злых сил, надеясь на богатый урожай. Для обряда из группы девушек выбирали высокую и красивую, в рукава вставляли палку, а на нее конусом выставляли еще палочки. К ним привязывали поднятые руки девушки, и она становилась еще выше. Наряжали «куста́» венком из цветов и листьев, платками, лентами, ожерельем, и не было видно, кого именно ведут по селу в такой «одежде». По дороге ходили с пением, встречным желали урожая, здоровья и принимали гостинцы, иногда деньги — «на сапожки или ленты».
Приметы и запреты, действовавшие на Троицу
— В западных регионах на праздник специально шили троицкие рубахи, на Буковине, например, — чтобы обязательно с зеленым элементом, — рассказывает Сергей Кузь, сотрудник отдела «Карпаты» музея в Пирогово. — Если не было зеленой вышиванки, то надевали сорочки, украшенные белыми нитями по белому. Девушки вешали на себя много лент, украшались цветами, венками, в руках держали букет преимущественно из полыни, любистка, барвинка, мяты — чтобы ребята любили. После церкви сиротам, одиноким оказывали благотворительную помощь и не оставляли без внимания.
На Троицу в разных областях существовали свои обычаи. В некоторых горных регионах старые женщины заметали дороги и тропинки, чтобы гадюки не заползали. А в других местностях женщины после церкви приходили домой, доили коров и… выливали молоко котам и собакам, чтобы «вигавкували людську злість». В селах Буковины того, кто якшался с нечистой силой, купали на праздник. Бывало, что именно тогда поднимался вихрь, молния разрезала небо.
Как обычно, на большие праздники действовали некоторые запреты. На неделе, предшествующей празднику, нельзя было убивать скот, резать что-то ножом, одалживать и брать взаймы деньги, шить, копать, жечь костер, стирать, выполнять тяжелую работу, ни в коем случае — ссориться, даже думать плохо.
По христианскому учению, воскресенье ассоциируется с Богом Отцом, понедельник — с Богом Сыном, а вторник — со Святым Духом. Поэтому на Зеленые праздники не работали, не дай Бог, еще и не выходили на огород три дня после праздника (говорили, что в это время «земля горит»).
Если дождь в этот день, то год будет грибным и урожайным. А старые люди говорили: «Як іде дощ, то небом топиться лихо». Если стоит теплая погода — хорошо уродят огурцы, а холодный день — к дождливому и холодному лету; если на Троицу прилетели стрижи — настоящее тепло впереди; если начала ковать кукушка — пора сеять лен.
Очень хорошим знаком на Троицу было провести сватовство (а свадьбу сыграть на Покров). Считалось, что тогда пара неизбежно будет счастливой и совместная жизнь пройдет в согласии и без ссор.
Как всегда, у себя в Пирогово планируем на Троицу продемонстрировать народные обряды. Будут выступать фольклорные коллективы, в программе которых троицкие песни, веснянки. Народные группы познакомят гостей со старинными обычаями, танцами, задуманы и разные забавы.
Напомним, в этом году ПЦУ переходит на Новоюлианский календарь, поэтому даты церковных праздников, в частности Рождества, Пасхи и Троицы, сместятся.
Читайте также: С праздником Святой Троицы: добрые поздравления, стихи и открытки
Фото из Музея Пирогово
857Читайте нас в Facebook