ПОИСК
Общество и люди

Правило первого «полазника», гадание на урожай и девичья магия: верования, приметы и предостережения, связанные с Третьей Пречистой

20:40 20 ноября 2023
Введение в храм Пресвятой Девы Марии
В связи с переходом Православной церкви Украины на новоюлианский календарь праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы теперь отмечают 21 ноября (а не 4 декабря, как было до этого года). При этом каждая религиозная община имеет право выбирать дату по старому либо новому стилю. Введение — один из двенадцати больших христианских праздников и основан в честь Девы Марии, которую еще маленькой девочкой родители привели в Иерусалимский храм, чтобы она посвятила свою жизнь Богу. Праздник зародился в V в., постепенно его поддержала восточная и западная церкви, а в XV в. уже распространился по Европе.

В украинском быту сложились определенные обычаи, которые базировались на жизненном опыте многих поколений, народной мудрости и верованиях людей. Разумеется, обросло традициями празднования и Введение, или Третья Пречистая. Какие обряды выполняли, в какие приметы верили наши предки и какие предостережения они соблюдали, рассказала «ФАКТАМ» Нина Главацкая, этнограф, первый научный сотрудник отдела выставочной работы Национального музея народной архитектуры и быта Украины (Пирогово).

В честь праздника разрешалось употреблять рыбу, масло, сладкие и соленые пироги

— Сначала обратимся к библейским источникам, — начала разговор с истории праздника Нина Главацкая. — Как свидетельствует апокрифическое Евангелие от Иакова, бездетные Иоаким и Анна дали обет: своего будущего ребенка отдать на службу Богу. Они молились, и наконец Всевышний подарил паре ребенка, девочку назвали Марией. В три года ее привели в Иерусалимский храм, куда имел право входить один раз в год только первосвященник — так подчеркивалось особое значение Марии для человечества. Она готовилась к своей главной миссии — стать матерью Бога. В храме Мария пробыла до помолвки с Иосифом Обручником, который стал ее мужем. В честь введения будущей Богородицы в храм и назван праздник. А еще его называют Третьей Пречистой, а иногда — Днем Марии. В восточных регионах нашей страны верили, что на Третью Пречистую Господь отпускает души праведников взглянуть на свое тело, поэтому праздник еще называли Видением.

"Введение Марии в храм". Тициан

В народе говорили: «Третя пречиста землю снігом вкриває», а еще называли «воротами, що ведуть в зиму». То есть тем самым ознаменовалось окончание земледельческого года, считая, что к этому времени основные работы должны завершаться и начинался период относительного отдыха для хозяев. Введение завершало осенний сезон праздников и начинало зимний период: «Введення прийде, свят наведе». Хотя первые морозы — это еще не зима, все чаще стоят холодные дни, земля покрывается льдом, возможна и белая шуба. Запасаясь теплой одеждой, люди говорили: «І земля чекає теплої шуби», «Третя Пречиста всіх снігом прикриє». Если на Введение лежал снег, то девушки пытались умыться им, вытереться красным полотенцем — чтобы кожа была белая и румяная.

РЕКЛАМА

Как положено, в праздник утром люди шли на службу Божью, молились за здоровье, благополучие в семье. А потом отправлялись домой, садились за стол и угощались. Поскольку уже начинался Рождественский пост (с 15 ноября по 24 декабря), то меню было соответствующим (нельзя есть мясного, молочного и яиц), но в честь праздника разрешалось употреблять рыбу, масло, сладкие и соленые пироги. В период поста основой пищи служили блюда из овощей, грибов, круп и т. д. В ход шли яблоки, картофель, разные овощи. Очень популярны у наших предков были блюда из тыквы. До сих пор мы готовим тыквенную кашу, используя рис, а раньше кашу готовили с пшеном. Отваривали отдельно порезанную и почищенную тыкву, толкли, а затем соединяли с отварным пшеном (промытым несколько раз), в конце клали мед (а для детей и немощных — кусок сливочного масла). Варили традиционно вареники с грибами, картофелем, капустой, яблоками…

Женщины опасались заходить в этот день в другие дома

Испокон веков украинцы пытались воспитать в детях трудолюбие, молодому поколению передавали хорошие привычки, а народные обряды и традиции формировали нравственность нации. Праздник Введения богат древними верованиями, обрядами и традициями, главной целью которых было призвать благосостояние и богатство на следующий земледельческий год, который зависел от будущего урожая.

РЕКЛАМА

Основное верование было связано с правилом первого «полазника». Большое значение уделялось обряду встречи с первым посетителем в доме: этот человек мог принести добро или беду. Желательным гостем был молодой парень, считалось, что тогда весь год в семье все будут здоровы и деньги будут водиться, а также следует ждать удачного хозяйственного года, в доме — порядка и добра. А перед женщиной-гостьей (неважно — молодая или пожилая) даже закрывали дверь дома. Еще Иван Франко писал: «Коли зайде молодий чоловік та й ще при грошах, — то добра ворожба».

Многие (а особенно старшие женщины) опасались заходить в этот день в другие дома, чтобы не усложнять ситуацию и чтобы люди потом не могли жаловаться на того, кто будто принес несчастье. Так что иногда, чтобы никакая плохая соседка не пришла во двор, хозяин пытался перехитрить судьбу и сам выполнял обряд первого «полазника»: на рассвете обходил двор и заходил в дом как гость — всех поздравлял, желал добра и достатка. Роль «полазника» мог исполнять и кто-то другой, но мужского пола… Люди очень верили в вербальную магию.

РЕКЛАМА

Многие усилия были направлены на сельскохозяйственные заботы. Поэтому на Третью Пречистую гадали, прогнозируя урожай. Так, возле печи выкладывали несколько еще горячих угольков, а рядом с каждым — зернышко. Если уголек полностью выгорал напротив зерна, то так хозяин узнавал, чем именно засевать ниву весной.

К важным обрядам относилось освящение воды на Введение. Считалось, что через воду на людей снисходит благословение Пресвятой Богородицы. Воду набирали в особом месте — там, где сходятся три источника, а затем пропускали ее через огонь (трогали свечами). Эта вода хранилась в кувшинах за образам, а использовалась в качестве вспомогательного средства при болезнях, для лечения животных, также для гадания и приворотов.

На праздник в народе гадали по разным приметам. Зачастую девушки использовали освященную воду для любовных чар: давали выпить ее парню и верили, что с водой придет благословение Богородицы на эту пару. Девушки прибегали к гаданиям на суженого. Ложась спать, приговаривали: «Введення, веди мене в той дім, де я буду вік доживати».

На праздник девушки гадали на суженого

А еще выходили во двор, как стемнеет, находили столбик в заборе в соответствии с задуманным числом и вязали на нем ленту. А утром было понятно, какую судьбу «выбрали»: если столбик с корой, то просватает богатый, если ровный — будет красив на лицо, если кривой — ждать старика… Таким же образом гадали на полене, которое вечером брали на ощупь из целой кучи, а утром его уже рассматривали… Так гадали и на праздник Андрея Первозванного (30 ноября по новому календарю). Уже наступает время вечерниц, которые устраивала молодежь перед Рождеством.

На Введение хозяйки, заботясь о домашнем скоте-кормильце, прибегали к определенным обрядам защитного характера. На Лемковщине, например, утром выводили из хлева телку или бычка, давали животному хлеб и воду, посыпали льняными семенами — чтобы здоровый был и все и дальше велось в хозяйстве. Корове намазывали маслом вымя, кормили сваренным молочным киселем, чтобы молоко было жирным и вкусным.

Снежно и морозно на Введение — к хорошему урожаю озимых

Наблюдая за погодой, люди определяли, чего ждать дальше. Так что появилось много примет по этому поводу: если на Введение мороз, то и все зимние праздники пройдут с такой же погодой, а тепло — тепло будет и в последующие дни. Говорили: «Введення — ворота зими», «Введенські морози рукавиці на чоловіка надягають, холоднечу встановлюють, зиму народу доставляють». Иней на деревьях обещал богатый урожай овса. Если дождь льет — не очень хорошо, а снежно и морозно в этот день — к хорошему урожаю озимых.

По народным приметам, иней на деревьях на Введение обещал богатый урожай овса

Люди заметили: если на Введение воробей воды напьется, то на Юрия (23 апреля по новому стилю) вол травы напасется, «як на Введення вода, то в мисці буде молока»; если ветрено, то зима пройдет с вьюгами, а на жатву будет дождливо и хорошо уродит просо. В народе говорили: «Коли Введення мостить мости, а Микола забиває гвіздки, то буде люта зима», «Як на Введення ляже глибока зима, то готуй для врожаю глибокі закрома». «Перша Пречиста жито засіває, Друга — дощем поливає, а Третя — снігом покриває», — считали с древности. То, что отразилось в поговорках и приметах, это вековой опыт и мудрость народа, который жил согласно традиционному мировоззрению.

На Третью Пречистую действовали предрассудки. Остерегались бить колотушкой белье, с 21 ноября и до Благовещения (25 марта по новоюлианскому календарю) землю не тревожили, чтобы она отдохнула и набралась сил. К празднику пытались помять лен и закончить работы с коноплей, ведь если заниматься этим на праздник, то можно придавить душу, а за это потом на поля налетит ненастье, буря или молния попадет в копны.

В народном быту десятилетиями формировались предостережения, которые соблюдали. Так, старались на праздник не ссориться, не обсуждать соседей, ничего не занимать и не выносить из дома. В этот день существовал запрет на разные домашние работы, а кто не соблюдал древние обычаи, того люди впоследствии могли обвинить в плохих урожаях. В этот период не выносили белье на воду стирать, не выбивали его колотушкой, чтобы не навредить ниве, устоять перед болезнями и нищетой. На реку ходить не рекомендовалось от Введения до Рождества.

Читайте также об истории и традициях празднования Дня святого Николая, который отныне будет отмечаться 6 декабря.

В тексте использованы материалы из полевых тетрадей Нины Главацкой, собранные в этнокомандировках в довоенный период.

702

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров