Почему святого Николая считали вторым после Бога: история и традиции зимнего праздника
В декабре в Украине отмечают День святого Николая, которого христиане очень почитают. День святого Николая (Николая Зимнего) приходится по юлианскому календарю на 19 декабря (по григорианскому — на 6 декабря). Об истории и традициях зимнего праздника «ФАКТАМ» рассказывает Елена Громова, этнограф, заведующая научным отделом выставочной работы Национального музея народной архитектуры и быта Украины (Пирогово).
«Даже когда от тебя отвернутся Бог и все святые, все же помолись Николаю, чтобы помог»
— Во многих странах Европы на основе истории жизни епископа Николая Мирликийского создали образ святого Николая, который приходит к детям в декабре и одаривает их, — говорит Елена Громова. — Наши предки считали Николая вторым после Бога, потому что святой всегда считался милостивым заступником от бед и несчастий, помогал тонувшим, освобождал пленных, спасал от смертной казни невинных, исцелял больных (возвращал зрение, язык, лишал хромоты). Николай давал пищу голодным, поддерживал бедных, появлялся там, где требовалась помощь. Он был хозяином земных вод, чудес его не счесть, и даже смерть не остановила его чудесных дел. Кроме того, Николай заботился и о диких зверях. Люди всегда верили, что достаточно только помолиться святому, как он все устроит.
Деяния Чудотворца Николая сделали его самым важным из святых и стали причиной появления многих легенд. Одну из них изложил украинский исследователь-этнограф Олекса Воропай.
Однажды пришел к Богу святой Касьян (его день отмечают 29 февраля) и спросил, почему в честь Николая празднуют две даты (22 мая — Николая Теплого (Весеннего) и 19 декабря — Николая Зимнего), а ему приходится ждать раз в четыре года. Бог стал искать Николая, а тот как раз казаков на земле из неволи выручал. Второй раз пришел Касьян к Богу, а тот снова не может найти Николая — ангелы увидели его на море, как тот помогал рыбакам, и доложили об этом Господу. На третий раз Бог послал за Николаем ангелов, которые привели его под руки, но чумазого, в грязной одежде и обуви… Всевышний спросил, чего у того вид некрасивый. А Николай оправдывается: «Да у мужика колесо от телеги в грязи застряло, вытаскивали, вот и запачкался, а тут твои ангелы наведались, так не было времени переодеться…» Бог повернулся к Касьяну и сказал: «Теперь ты понял, почему Николая люди почитают дважды в год? Он на небе не сидит, на земле дело делает, а ты панычем оделся, на небе углы подпираешь. Будут тебя люди бояться, но не будут уважать».
Как свидетельствуют предания, умер Николай в IV веке 19 декабря, а мощи его были перенесены в XI веке из Миры в Бари в Италии (где хранятся и сейчас) 22 мая, поэтому установлены именно эти даты памяти святого.
Жива и другая легенда — о вдове с детьми, которая бедствовала и каждый вечер плакала, потому что не знала, как спастись. Однажды утром, застилая кровать, увидела узелок с деньгами и очень обрадовалась. Помолилась и поблагодарила за добро, а потом догадалась о заботе святого Николая.
Николая все знали как доброго и щедрого. Он сделал много добра за свою жизнь, особенно людям, терпящим бедствие на воде, а от Бога получил дар чудотворения. И всегда мореплаватели, казаки брали с собой в дорогу образ Николая Чудотворца (его можно увидеть и сейчас, например, в кабинах водителей). А поскольку он не хотел наживать славы на чужом горе, то делал все тайно. Старики говорили: «Даже когда от тебя отвернутся Бог и все святые, все же помолись Николаю, чтобы помог».
«Несмотря на пост, праздновали весело, разрешалось даже есть рыбу, а не только каши и овощи»
— С давних времен День святого Николая праздновался весело, — продолжает Елена Громова. — Люди утром в красивых одеждах шли в церковь. На всей территории Украины устраивали обеды в честь Николая. А когда садились за стол, то приговаривали с радостью: «А світла зоря над світом зійшла, а за цим столом нам родина вся. І святий Миколай за столом сидить і нас усіх глядить. Старі й малі врадуємо, Чудотворцеві всі заспіваємо, віддамо йому і хвалу і честь, щоб і на рік був серед нас, щоб і на рік сіли за столи, поклонились перед образом. Миколай святий був посеред нас, а тепер усім додому час».
После службы Божией устраивали пир: ждали соседей, родственников, кумовьев, чествовали Николаев и Николаевичей, еще утром в церкви им пели «многая лета». В этот день издавна варили пиво и праздновали снежную зиму. Обычно запрягали в сани коней, украшая их лентами, и отправлялись кататься вокруг села с песнями и радостными криками. Несмотря на пост, разрешалось даже есть рыбу, а не только каши и овощи.
В честь Николая сочиняли песни: «Святителю Миколаю, помагай в потребі, покровителю святійший на землі і в небі. Ти славний є в чудах многих, по нашій країні тебе славим, прославляєм торжественно нині. Будь помічником ласкавим, святий Чудотворець, хорони нас від всяких бід, ласкавіший отче. До тебе ми всі щиро і покірно прибігаємо, в тобі помочі і ласки шукаємо. Вислухай наші молитви, отче Миколає, які до тебе в надії завжди засилаєм».
На Харьковщине существовал обычай отмечать трехдневные святки Николая, на которые варили кутью (на Слобожанщине — из ячменя) и компот, чтобы в следующем году обеспечить урожай на рожь и плоды.
На Подолье в этот день придерживались давней традиции, ожидая «первого полазника» — мужчину, который первым зайдет в дом (это предвещало достаток и здоровье в течение года). Так поступали на Введение (4 декабря), Николая (19 декабря), Анны (22 декабря) и Рождество (7 января, когда ходили колядники).
Пытались предотвратить появление нежелательного гостя (старухам и девушкам, чтобы не нести негатив, не следовало ходить в этот день по домам), поэтому хозяин вставал пораньше, сначала проходил через двор, задавал корм скоту и приветствовал его словами: «Дай, Боже, добрий день, щобись худібонька здорова була та і я з тобою ще й зі своєю дружиною і дітками!» Потом шел в дом и таким образом становился «первым полазником».
На Киевщине хозяин после церкви набирал в миску святой воды, брал паляницу со щепоткой соли, пучок травы и шел кропить подворье, скот и хлеб, приговаривая: «Святий Миколаю, помилуй та сохрани нас від усякого лиха!»
Обычно на Николая ждали главного ночного гостя — Николая-Чудотворца, поэтому зажигали свечи, читали молитвы. В народе с этого дня уже велась подготовка к Рождеству. Заранее готовили подарки, пекли печенье, приглашали музыкантов, созывали гостей, учили колядки, делали вертепы. Начинались предрождественские базары и ярмарки, когда девушки и парни могли покупать разные принадлежности, чтобы шить себе костюмы. А уже совсем скоро их ждали обрядовые игры, празднования и вечерницы.
В Западной Европе веками то впоминали о святом Николае, то забывали о нем, то вновь возрождали традицию дарить подарки от имени Николая, но уже чаще привязывают ее к Рождеству. Образ святого Николая постепенно перестал ассоциироваться со святым, превратившись в мифический образ Санта-Клауса. В некоторых странах (в частности, в США) сказочный персонаж Санта-Клаус приходит к детям на Рождество.
Послушным детям святой Николай всегда кладет под подушку подарочек, а непослушным — розгу, предупреждение: мол, нужно задуматься над своим поведением, чтобы исправиться. В древности в семьях дети очень ждали Николая и готовили стихи, песни, молитвы, делали гирлянды из орешков, яблочек, печенья, подвешивали их на балку к потолку, чтобы Николай, и в следующем году посетив этот дом, застал бы всех здоровыми. Обычно отец семейства переодевался, чтобы сыграть роль святого.
Перед праздником Николая было принято отдавать долги
— Перед Днем Николая идет целый ряд праздников, поэтому почти не оставалось времени на уборку дома, ведь нужно было убрать до 19 декабря, чтобы на праздник не выполнять эту работу, — продолжает Олега Громова. — А еще нельзя было прясть, шить, жаловаться, ссориться, брать взаймы. Наоборот, до дня Николая было принято отдавать долги, потому что говорилось: «Якщо ти мені не віддаси до Миколи, то вже не оддаси ніколи». Также принято было мириться и прощать, поэтому говорили: «На Миколу клич друга, клич і ворога, обидва будуть друзі».
Главную елку Украины на Софийской площади обычно зажигает святой Николай. Это праздничный персонаж, добрый волшебник, отождествляемый с образом Николая Чудотворца. Дети пишут Николаю письма с просьбами. Для святого Николая традиционно открывают резиденции во многих городах Украины. Николай одевается в ризу с золотым убранством (сейчас часто надевает вышиванку или вышитую ризу), в руках держит посох, появляется в сопровождении ангелов и эльфов, а также чертиков, указывающих на послушных детей и на озорников. В Украине обычай класть детям подарки под подушку сохранился, прежде всего, на Правобережье, которое находилось в свое время под Речью Посполитой. С приходом советской власти на украинские земли святого Николая, как и другие религиозные символы, вытеснили — его заменил Дед Мороз, который уже дарил подарки на Новый год. В западных регионах (гораздо меньше они были под влиянием СССР) народные традиции больше сохранились. Сейчас образ святого Николая и традиции дарить подарки возрождаются.
Погодные приметы на Николая
С именем Николая связаны погодные пословицы: «Варвара постеле, Сава погладить, а Микола стукне», «Варвара показує дорогу, Сава мости мосте, а Миколай пригвозде», «Хвали зиму після Миколи».
С этим днем связаны и погодные приметы.
Если много инея — к урожаю хлеба.
Если идет дождь — хорошо уродят озимые.
Мороз — к большому урожаю хлеба и овощей.
Если дороги засыплет снегом, зима будет холодной и затяжной.
По погоде в этот день определяли, каким будет Николай Теплый: сколько снега выпало на 19 декабря, столько же травы будет 22 мая.
Народные рецепты «николайчиков»
— Говорят, что на Николая выпекали обрядовое печенье, - продолжает Елена Громова. — Но по рассказам селян во многих регионах известно, что в большинстве своем это делалось сразу после праздника (хотя название «николайчики» осталось) в течение двух недель, чтобы потом дарить разрисованную выпечку колядникам на рождественские праздники. В печенье добавляли мед, а украшали с помощью свекольного сока.
В Полтавской области «николайчики» делали большими — приблизительно до 50 см (всадник, лошадка, барышня, ангел, фигурка Николая, сердечко, петушок, сапожок, елка
Медовое обрядовое печенье
3 яйца, 3 ст. л. меда, 150 г сливочного масла, 3 ст. л. растительного масла, 1,5−2 стакана сахара, 1 ст. л. молока — все перемешать и продержать на водяной бане, пока нагреется, добавить 3 ч. л. соды (погасить уксусом). После бани в смесь добавить 4−6 стаканов муки и замесить тесто (не жидкое, а эластичное). Поставить на 2 часа в холод, затем раскатать до 0,5 см, формами (смачивать в растительном масле) выдавить нужные фигуры на противень, смазать яйцом, посыпать маком, можно и измельченными орехами, изюмом и выпекать в разогретой духовке (180 градусов) или печи — до готовности (не держать долго, потому что печенье с медом очень темнеет).
На Сумщине и Полтавщине с давних времен и в первой половине XX века за две недели до Рождества готовили пряники для вечерников из домашних ингредиентов.
Пряники для вечерников
Брали 2 стакана сахара, 1 стакан молока, 1 ч. л. аммония пищевого (или 2 ч. л. соды или 5 ч. л. разрыхлителя) размешивали, добавляли муку, сколько возьмет, и замешивали крутое тесто, раскатывали и вырезали формочками лошадок, барышень, петушков, человечков. Красили свекольным соком перед тем, как в печь сажать (впоследствии использовали и красители пищевые). Если печь хорошо протоплена, то поднималось через 5 минут (аммоний срабатывал). Когда печенье двигается свободно на противне, то уже и готово.
Для глазури брали 2 ст. л. крахмала, 1 ст. л. муки смешивали, разводили молоком и заваривали, наполняли этим кремом конвертик и украшали завитками, сетками все фигурки. Бывало, на лошадке одни завитушки делались, а на барышне оформлялись юбочка, бусы, передник, веночек. Пряники называли глазированными. На Рождество дарили мальчику лошадку, а девочке — барышню.
У кого не было возможности печь печенье, покупали его на ярмарках. Когда-то их корзинами вывозили на продажу.
Казаки в свое время тоже пекли пряники в большом количестве (тесто замешивали в огромных чанах такими лопатами, как весло). Моей знакомой подарили книгу на французском языке, где нашелся старинный рецепт (XVII в.) этих казацких пряников — они называются «Принтены», которые долго хранятся. Замешивать «Принтены» следует в деревянной или керамической посуде, пользоваться деревянной ложкой.
Казацкие пряники «Принтены»
1 стакан сахара смешать с 2 желтками, растереть, добавить 1 стакан меда (разогретого на водяной бане), специи по вкусу (имбирь, корицу, мяту, гвоздику); в 1 стакан сметаны добавить 1 ч. л. соды, 2−3 ст. л. растительного масла, соединить смеси, понемногу ввести взбитые в пену 2 белка (со щепоткой соли), а затем добавить 1 кг муки (одну половину пшеничной, другую — ржаной), вымешивать надо сначала ложкой, затем руками и долго. На 6 часов поместить в холод.
Раскатать тесто и вырезать формочками фигурки. Выпекать в печи (или в духовке — не менее 180 градусов до готовности).
Для глазури взбить 2 белка с 200−250 г сахарной пудры (добавить лимонный сок). Украсить охлажденное печенье.
В тексте использованы материалы из полевых тетрадей Елены Громовой, собранные в командировках за период 2000—2020 гг.
Читайте также: Рождество Христово и еще 5 важных дат для православных: церковный календарь на январь 2022 года
Фото: https://ua.depositphotos.com/
4313Читайте нас в Facebook