ПОИСК
Общество и люди

Сочельник приближается: какие традиции пришли из древности и как правильно встречать последний вечер перед Рождеством

20:45 23 декабря 2023
Сочельник
С 1 сентября 2023 г. даты многих праздников изменились. Наши верующие еще только привыкают к этому. Долгое время Рождество приходило к нам 6 января, а по новоюлианскому календарю, на который перешли ПЦУ и УГКЦ, теперь дата Рождества Христова официально стала единой — 25 декабря. До начала XX века украинцы праздновали самый большой религиозный праздник именно в этот день. 24 декабря заканчивается нескольконедельный пост, и традиционно семья собиралась вместе, чтобы провести Сочельник за одним столом. Хозяйки еще утром готовили все постное, чтобы семья попробовала 12 блюд — по числу 12 месяцев и 12 апостолов. Кушаний могло быть и больше, ведь верили: «Каков достаток на столе на Святой вечер, такой будет целый год». Как проходила подготовка к Сочельнику в старину, какие традиции соблюдали наши предки и как можно осовременить постные блюда сейчас, рассказала «ФАКТАМ» Елена Громова, этнограф, заведующая научным отделом выставочной работы Национального музея народной архитектуры и быта Украины в Пирогове.

«Семья собиралась вместе у родителей»

— Еще до начала XX века Рождество Христово приходило к нам 25 декабря, — уточняет Елена Громова. — Вот и сейчас мы возвращаем эту дату — в церковном календаре большинство религиозных общин уже соблюдает новоюлианское исчисление. 6 декабря в этом году уже отмечали День Николая Зимнего, 25 декабря наступит Рождество, а 31 декабря — Щедрый вечер, или День Маланки, 1 января — Василия. Крещение Господне с 19 января перенесено на 6 января (и это уже конец святок).

Так что 24 декабря, в канун Рождества, с давних времен у наших предков было много предпраздничных хлопот — готовились к Сочельнику. Убирали и выметали в хатах заранее. Мужчины делали свои дела в доме, женщины брались за приготовление блюд, девушки учились у них. Утром хозяйка брала 12 поленьев для печи, готовила 12 блюд (можно и больше: «скільки статку на столі на Святий вечір, такий буде цілий рік») — согласно числу месяцев и апостолов Иисуса. Готовили, а попутно еще и проводили магические действа. К примеру, узнавали, что сеять весной. Для этого хозяйка клала напротив каждого семечка уголек из печи, и где он долго не гас, ту и культуру и выбирали на посев.

Корнями наши праздники идут из язычества. 22 декабря наступает зимнее солнцестояние. Это продолжается три дня, а затем солнце начнет подниматься над горизонтом все выше — световой день будет прибывать. Издавна именно после «замирания» солнца его «рождение» отмечали как Рождество Божича (молодого солнца) Коляды. Ставили Дидуха — ржаной сноп, с которым в дом входят и духи рода. На столе ставили 12 блюд — по числу месяцев.

РЕКЛАМА

Впоследствии, уже в христианстве, Сочельник назвали Багатой кутьей или Вигилией. Желательно, чтобы семья собиралась вместе (как правило, у родителей). За столом главными были кутья и узвар. В старину в центральных регионах готовили кутью из пшеницы, в Полесье — из ячменных зерен, в Карпатах брали обе крупы, а в XX в. на юге использовали и рис. В Киевской области делали жидкую кутью (разводили узваром), в западных регионах — крутую. Могли добавлять изюм, орехи, мед, мак, и от их пропорций зависел вкус блюда.

В Музее истории Киева мы презентуем сейчас выставочный проект «Українська зима. Від Романа до Йордана», где прослеживается зимний цикл праздников по новоюлианскому календарю от Романа (18 ноября) до Крещения (6 января). Пока открыта выставка (до 14 января), здесь можно почувствовать зимнее настроение наших предков, их традиции в любой момент празднования. Этот период полон древних обрядов, обычаев и ритуалов, колядок и щедривок, вертепов и гаданий, которые на протяжении веков хранит народ. Еженедельно на выставке проходят концерты, мастер-классы и лектории.

РЕКЛАМА
В Музее истории Киева гости познакомятся с традициями празднования Сочельника – как в старину украшали дом, сервировали праздничный стол

Кутью к Сочельнику называли богатой, поскольку кроме нее подавали еще одиннадцать постных блюд. Молочную и мясную пищу заранее готовили к Рождеству, но в Сочельник не подавали. Брали дары леса, поля, сада, огорода, водоемов… И среди постных блюд должны быть традиционные борщ красный с грибами, рыба, грибы, вареники с фасолью, капустой, картофелем, пшенная каша, узвар, пироги, шухи, фасоль с жареным луком, голубцы и т. д.

РЕКЛАМА

В западных регионах Украины на Сочельник вареники делают со многими начинками: с капустой, грибами, картофелем и грибами, фасолью, иногда — с тертым маком и фруктами (вишнями, свежими яблоками, черносливом). Каждый вид вареников считается отдельным блюдом. Сладкие вареники залепляют фигурно — рубчиком, веночком, зубчиками, рожками. А кутья — блюдо традиционное для новогодне-рождественского цикла, готовится трижды в год: на Сочельник (Богатая кутья), перед Новым годом (Щедрая кутья), перед Крещением (Голодная кутья). А вот Черную кутью готовят на поминках и разводят с коливом.

Елена Громова (слева) проводит очередную экскурсию. Фото Национального музея народной архитектуры и быта Украины в Пирогове

Сейчас меню Сочельника осовременилось, и хозяйки выбирают блюда по своему усмотрению. Как по мне, то можно приготовить свеклу, потертую на терке с добавлением орехов и масла, а еще салат по-буковински (вареные картофель и морковь порезать, добавить немного фасоли, жареного лука). Уместны будут тосты из черного хлеба с добавлением гуцульской соломахи (чеснок толченный — 5 зубчиков, масло — 1 ст. л., соль), начиненный орешками чернослив, добавить к столу фруктов. Кому по карману, позволит себе красную или черную икру. Кто не хочет возиться с голубцами, варениками, можно купить полуфабрикаты и приготовить все быстро. Меню можно сложить на любой кошелек: кутья, компот, винегрет, свекла с орешками, овощной салат, тосты, а еще грибы, сельдь, вареный картофель, соленые огурцы, заготовленное с осени лечо, квашенная капуста, консервированные помидоры и бутерброды с бюджетной (или дорогой) икрой, рыбой. Блюд должно быть 12, а вы набирайте хоть 20. Не лишнее выставить медовуху, наливку, водку или домашнее вино. Не дай Бог, на Сочельник упиться, потому что тогда весь год будешь ходить «как в тумане».

Ритуальное значение кутьи очень древнее — ее ставят на почетном месте, и миска с кутьей должна была стоять в углу (в куті). Отсюда, очевидно, и название «кутья». Существует обычай, когда глава семьи подходил к окну или выходил во двор с ложкой кутьи и обращался: «Морозе, морозе, ходи до нас куті їсти, а коли не ідеш, то не йди й на жито, пшеницю і всяку пашницю».

Главным блюдом на столе в Сочельник всегда была кутья – в разных регионах ее готовили из круп, на вкус добавляли мед, мак, орехи, изюм

В Ивано-Франковской области главные блюда делают так:

Пшеничная кутья

Пшеница — 1 кг, мак — 2 ст., мед (липовый, гречишный или цветочный) — 1,5 ст., орехи (измельченные) — 1 ст., вода — 2 л, соль — 0,5 ч. л. Хорошо промыть пшеницу и с вечера замочить. Утром промыть и снова залить водой, посолить и поставить вариться. После закипания убавить огонь и варить до готовности. Мак залить кипятком, слить воду и растереть в макитре. Смешать с пшеницей, подсластить так, чтобы «не передати куті меду», добавить другие ингредиенты.

Вар (узвар)

Груши сушеные — 1 ст., сливы сушеные — 1 ст., яблоки сушеные — 2 ст., афины (черника) сушеные — 1 ст., мед — 1 ст., вода — 5 л. Фрукты промыть, залить водой и оставить на ночь. Утром долить воду и поставить на огонь. После закипания сделать огонь до минимума и варить полчаса. Смесь плотно накрыть и настаивать до полного охлаждения. Мед добавлять тогда, когда узвар немного остынет.

«Над иконами развешивали праздничные рушныки, а под потолком — плетеных из соломы „пауков“»

— К Рождественской неделе начинали готовиться сразу после Николая: пекли многие «николайчиков», чтобы раздавать на праздник колядникам и на гостинцы, — продолжает Елена Громова. — С детьми учили колядки, готовили вертепы, спектакли, делали «звезды».

К празднику готовили вертепы и делали звезды. Фото с выставки в Музее истории Киева

А до наступления Сочельника нужно было закончить работы по хозяйству, накрыть стол, украсить дом рождественскими атрибутами. На стол ставили свечу, хлеб «крайчун», чеснок по краям (под скатертью), клали сено, цепью обвязывали ножки стола и ставили туда ноги, чтобы быть крепкой семьей. Над иконами развешивали праздничные рушныки, подвешивали в доме светильники-тыквы, а еще плетеные украшения из соломы (на Галичине делали из бумаги) — «пауки». Эти легкие изделия от воздуха двигались и тем радовали ребятишек. В доме паука считали божественным насекомым за его благое дело, ибо, по легенде, он «основал мир», спасая Богородицу с младенцем. По библейским рассказам, Христос родился у Марии и Иосифа в Вифлееме. Семья убегала от царя Ирода, который повелел убить всех младенцев в Иудее, потому что очень боялся прихода Мессии. Когда Матерь Божья с маленьким сыном и Иосифом скрылись в пещере, пауки заплели вход в нее паутиной, поэтому иродовы воины решили не искать там беглецов. По другой легенде, когда под деревом спряталась святая семья, то паук спас ее — распустил вокруг густую паутину. С того времени это дерево зеленеет (ель) и никогда не теряет своей красоты.

Дом украшали ажурными «пауками» из соломы. Фото Музея истории Киева

В ожидании Сочельника обычно днем ничего не ели. Одевались в чистое и молились, ставили свечу у иконы Рождества или Богородицы с младенцем. Перед ужином хозяин брал немного приготовленной пищи и угощал скотину, навещал пчел в зимовках, а в народе говорили: «Чим більше на Вігілію пасічник віддасть меду, тим більший прибуток отримає в наступному році». Хозяин окуривал ладаном усадьбу, хлев, чтобы отпугнуть злые силы. Под стол стелили сено, клали серп, сбрую, топор, чтобы хозяйство не переводилось.

На Сочельник вносили в дом Дидух (сноп из необмолоченных колосьев), потому что верили: духи предков, которые наведываются, могут прятаться в этом снопе. Дидух (его сжигали после праздников) также символ будущего урожая. Хозяин вносил сноп под вечер и приговаривал: «Злато, щоб увесь рік жили багато», «Дай, Боже, щасливий Святий вечір». Еще добавлял: «Христос рождається», а семья в ответ: «Славімо цого». Дети трясли по хате солому, в принесенной воде мыли лицо и руки, молились, а мать ставила кушанья. Садились за стол — сначала хозяин, а за ним другие члены семьи. Перед ужином хозяин (или старейшина) зачерпывал ложкой кутью, несколько раз подбрасывал ее к потолку. По количеству прилипших зерен предсказывали, «щоб так ягнята та телята стрибали, як ця пшениця скаче від землі до стелі!», «щоб бджоли роїлися», и хороший урожай зерновых. Чужих не приглашали, а вот предков вспоминали, «щоб традиції не забувались, слід поважати і сивий волос, і старий голос».

На праздник вносили в дом Дидуха. Фото с выставки, работающей в Музее истории Киева

Свеча на столе в Сочельник — это память рода, и она горела весь вечер, чтобы на этот свет слетались души предков. Плохо, если погаснет свеча — на беду и даже на смерть. После ужина хозяин задувал свечу, а по направлению дыма смотрели: идет вверх — будут все живы в доме, вниз — кто-то умрет. Люди верили в силу сочельниковской свечи — как и стретенская, она способна отразить молнию и стихию. Кстати, обладала особой силой свеча, которую святили несколько раз (святили на Иордана, Троицу, Маковея, в Чистый четверг).

После Сочельника кутью вместе с ложками оставляли на столе (или на подоконнике) на всю ночь для умерших предков. Глава семейства предлагал помянуть покойников и пригласить их на Святой вечер. Считалось, что именно в это время все близкие и дальние родственники должны прийти в дом, а потому освобождали для них места на скамейках, кроватях, стульчиках. Обряд поминовения умерших присутствует во всех регионах. В одних случаях этим действом начинали ужин, в других делали это в конце. А на рассвете на Рождество смотрели, не перевернулась ли ложка, потому что тогда ее владелец «скоро піде з цього світу».

Сочельник был началом рождественских праздников — до самого Крещения, а Рождество как раз начиналось с появления на небе первой звезды — за столом сходятся не только живые, но и души ушедших в другие миры. Колядки звучали до Василия (1 января), щедровали до самого Крещения и после этого еще славили Рождество по всей Украине.

После ужина девушки выходили гадать. На улице с закрытыми глазами брали на ощупь полено и по его виду представляли своего суженого: если тонкое и ровное, то девушке выпадет молодой и стройный парень, с корой — будет богатым, а кривое — достанется пьяница или в возрасте. Если попадется дубовое полено, то и муж будет крепким, а из шелковицы — жених будет иностранцем… Узнать о скором замужестве можно было и по фасоли. Надо набрать ее в горсть и сосчитать: если парное количество семян — желание сбудется.

После праздничного ужина девушки гадали на суженого. Фото Музея в Пирогово

Кроме того, девушки после ужина мыли посуду и выносили ее на улицу, постукивая ложками, а откуда отзовется пес, туда и замуж пойдет. Также выносили кувшин с кутьей, чтобы сужденный «прийшов вечеряти», прислушивались к звукам и голосам, трактовали их на свой манер. Если доносилось слово «сядь» — не удастся выйти замуж, а если «иди» — надо ждать сватов. А старики могли гадать на жизнь: став между лампадкой и свечой, смотрели, не будет ли двойной тени, если только одна — это к скорой смерти.

Перед Рождеством детям запрещалось есть во дворе, чтобы «птиця не виклювала зерно в посівах». В этот день старались не ругаться, не обсуждать никого, нельзя было выносить ничего из дома (давать или брать взаймы, чтобы «не попрошайничать целый год»), шить, стирать, рубить.

После ужина дети могли навещали родственников, крестных, несли им обрядовую пищу, гостинцы, приговаривая: «З святами, будьте здорові, зі Святим вечором. Просили батько й мати прийняти вечерю». На Подолье могли соседям носить поминальный ужин за умершего родственника, и тогда в ответ нужно было прочесть на помин души «Отче наш». А на Гуцульщине так поминали не менее шести душ еще перед ужином, а только потом принимались за Богатую кутью.

На Сочельник кое-где уже колядовали как в семье, так и на улице. Например, на Галичине могли ходить вечером. В церкви совершали службу, а затем начинались колядования, когда священник провозглашал о начале сельской коляды. Колядники шли от дома к дому, пели «Бог предвічний народився», и им давали фрукты, полотно, овес, рожь и т. д. Наколядованное сносили в одно место, а то и продавали, чтобы купить что-то бедным, давали деньги и на церковь. А подростки, которые колядовали отдельно, ходили как «ангелы», группы с «дедом», «пастырем"и за колядку получали пряники, орехи, яблоки, а деньги отдавали на церковь.

Перед Рождеством люди внимательно отмечали погодные приметы, чтобы прогнозировать урожай. Если на Богатую кутью звездное небо, то уродит горох, а куры будут хорошо нестись. Наблюдается лунная ночь — уродят бахчевые культуры. Если на деревьях заметен иней, можно надеяться на урожай фруктов и орехов. Снег пойдет — яблоки уродят. Если после ужина небо останется чистым, будет сухое и урожайное лето.

В тексте использованы материалы из полевых тетрадей Елены Громовой, собранные в командировках за 2000−2020 годы

Читайте также: Щедрый вечер: величальные песни, озорство Маланки и гадания на будущее в канун Старого Нового года

817

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров