Первый день Нового года: как на праздник Василия в старину встречали посевальщиков, выполняли «ритуальную кражу», пугали деревья и «грели предков»
«Обряд посевания у славян был нацелен на получение хорошего урожая»
- Праздники Маланки и Василия идут один за другим: один завершает годовой круг, а второй его начинает, — рассказывает Нина Главацкая. — 31 декабря — день преподобной Мелании римлянки (умершей в 439 году) в народе праздновали как день Маланки (Меланки, Миланки). А 1 января стал днем Василия в честь архиепископа Кесарии Каппадокийской Василия Великого из Малой Азии (он был ученым, богословом, покровителем земледелия). Если обратиться к древней легенде, то обе эти фигуры восходят к образам Малуши (ключницы княгини Ольги и наложницы князя Святослава Игоревича) и ее сына князя Владимира Святославича (крещенного как Василий), и со временем образовали стойкий фольклорный дуэт. Потому Маланка приговаривает: «…Ой, Василю, Василечку, веди мене на стежечку, буду тебе шанувати, щонедільки прибирати, за головоньку затикати (речь идет о душистом растении базилике. — Авт.)…» А Василия, кстати, предостерегали в колядках, чтобы с Маланкой не дружил, потому что она легкомысленная.
В первый новогодний день поздравляли Василиев и Васильевичей и обращали внимание на «полазников», которые заходили в дом первыми. На эту роль лучше всего подходили молодые мужчины. А, например, в западных регионах «первыми полазниками» считали не только людей, но и домашних животных, поэтому коня, овцу или петуха утром заводили в дом и угощали.
На Василия основным обрядом было засевание жилищ зерном. Иногда уже с вечера 31 декабря Маланка начинала «посевать»: она размахивала сумками с зерном по всему дому, и эти посыпания имели на самом деле аграрно-магическое содержание. Ведь обряд посевания у славян был нацелен на прибыль зерновых, на хороший урожай.
На Василия утром посевальщики-мальчики с котомками (или рукавицами), доверху наполненными зерном, ходили по хатам. На праздник нельзя было отказывать колядникам-посевальщикам (чтобы «добро не вигнати з хати»). Наведываясь в дом, они совершали символическое посевание со словами: «На щастя, на здоров’я, на Новий рік! Роди, Боже, жито-пшеницю, дітей копицю», «Сію-вію, посіваю, з Новим роком вітаю. На здоров'я та на Новий рік. Роди, Боже, жито, пшеницю, всяку пашницю краще, ніж торік, а ти, дядьку, дай паляницю». Вспоминали в посевных песнях и Василия: «Нехай уродить краще, ніж торік, — коноплі під стелю, льон по коліно, щоб у вас, господарі, голова не боліла. Будьте здорові, з Новим роком та з Василем! Дай, Боже!»
На Гуцульщине пели: «Ходить Ілля на Василя, несе тайстру житяную (сумка. — Авт.), куди махне — жито росте. Вроди, Боже, жито-пшеницю і всяку пашницю, у полі — ядро, у домі — добро, у полі — колосок, у домі — пиріжок»…
Засевали по двое-трое, одна группа засевальщиков сменяла другую, но лучшие подарки получали те, что наведывались раньше. Иногда посевщикам доверяли обмолачивать Дидух. В некоторых регионах, когда селяне шли из церкви, то слышали характерный стук — это колотили в домах по снопам… Группы посевальщиков за их старания угощали яблоками, бубликами, сладостями, одаривали также мелкими деньгами.
Когда приходили мальчики-посевальщики в дом, где не было детей, то хозяин тоже обращался к старинному обряду: застилал дерюгу, клал на нее Дидуха и просил гостей ударить по снопу макогоном или скалкой, чтобы высыпалось немного зерен. Дидух ставили на место, а зерно скармливали опоросившейся свинье — «щоб в хаті родилося-множилося».
«Зерно от посевальщиков не сметали сразу — оно должно было переночевать в доме несколько дней»
— Кроме детей, посевали и взрослые с пожеланиями: «Віншуєм з Новим роком щастям-здоров'ям, хлібом-пшеницею, худобою-птицею, дітьми-бджільми», «сійся, ведися жито-пшениця, всяка ярниця — на щастя, на здоров’я, на цей Новий рік, щоб було ліпше, ніж той рік», — рассказывает Нина Главацкая. — Посевальщиков встречали, угощали, предлагали присесть, «щоб все добре в домі сідало», а если в доме девушка, то приглашение имело еще один символический смысл — «щоб старости сідали», а в хозяйстве «щоб квочки квоктали і сідали».
Зерно от посевальщиков не сметали сразу — оно должно было переночевать в доме несколько дней. Разбросанное по дому зерно потом собирали отдельно и отдавали курам, индюкам «щоб краще неслися», а горох держали до весеннего посева (добавляли в основную массу зерна) или весной «закармливают» этим горохом гусят — «щоб більші росли».
Иногда в доме больного крест-накрест посыпали зерном, чтобы вернуть здоровье. А еще жило поверье, что пшеница, которой посевали новорожденного, имела особую силу. И когда засевали младенца, от желающих разжиться зернышками не было отбоя — разбирали все. Если потом посыпать этим зерном яблоню, то будет всегда урожай, если бездетная женщина съест такое зернышко, то может родить. Так было и со скотом…
Существовало поверье, что в первый день Нового года в дом входит судьба и во что-то вселяется. Она могла «поселиться» в хозяйскую вещь или в животное. Поэтому нужно было следить, чтобы судьбу не похитили. Ведь в то время бытовал обряд «ритуальная кража». В хате могла исчезнуть какая-нибудь вещь. Ее мог вынести любой из гостей. И чтобы вернуть краденое (то есть судьбу), нужно было хозяевам откупиться, выставить магорыч и угостить виновника. Если хозяин хорошо следил и украсть не повезло, то выкуп требовался уже от неумелого «вора». Это напоминает ритуал с ряжеными (на Маланку под Новый год), которые символически приносили несчастье, от которого откупались (одаряли, угощали) и так получали надежды на лучшее.
Заведено было утром в первый день Нового года умыться, но особым образом: в миску с водой клали монету — на красоту и богатство (гуцулы, кроме денег, бросали кусок рождественского хлеба и пахучие травы). Считалось, если помыть ноги в реке, не будешь мерзнуть весь год. А еще был обычай на Гуцульщине: глава семьи ходил утром на реку «обмыть хлеб» и возвращался благословить домашних, прикладывая буханку каждому к голове. Кое-где такой же ритуал совершала у водоема хозяйка и дома всем желала, чтобы были здоровы и счастливы, как этот «помытый хлеб» — символ благополучия и плодородия.
«На Василия проводили обряд отпугивания смерти»
— На Василия, как и на Маланку, тоже ходили ряженые, только брали в группу, кроме Бабы с Дедом, Козы, Лекаря, Лисы, и Василия, Коня, других персонажей и «водили Козу», — продолжает Нина Главацкая. — Группа носила маску козы, обитую шкурой. А ритуальное действо включает в себя танец «Козы», ее «умирание» и «воскресение». Коза веселит, как и Маланка, все время она на первом плане, а ей поют: «Де Коза ходить, там жито родить, де не буває, — там вилягає, де Коза ногою, — там жито копою, де Коза рогом, там жито стогом. А в нашій Михайлівці всі хлопці стрільці: стрелили Козу в праве вушко, в самоє сердушко, тут Коза впала, нежива стала. Ой, встань, встань, Козонько…» Когда убегает от Деда, парни подстреливают Козу.
Сценарий немного драматичен, но символизирует круговорот в природе: умирает старый год, наступает новый, побеждает жизнь и вера земледельца в весеннее обновление и активизацию земных сил. «По сценарию», Козу «оживляют» Баба с Дедом, а также Лиса — с помощью танцев, пения и даров, которые несут хозяева дома. Берется за дело и Лекарь, когорый говорит, что «з шкіри Кози треба чоботи пошити, а м’ясо в діло пустити», а затем берется вылечить за магорич и «оживляет» Козу… конфетой. В дохристианские времена подобное действо выполняли древние жрецы, а впоследствии «водіння Кози» стало обрядовой игрой и народным юмористическим представлением.
На Василия, кроме щедривок, пели и прославляющие хозяев колядки, отдельно пели детям, даже новорожденным. Кроме колядников, на Буковине в прошлые времена ходили по трое мальчишки-«ангелы» (не посевали), звенели колокольчиками и так пугали злые силы: «Калатаємо у дзвони, щоб були щасливі-здорові». Люди наделяли таких «ангелов» магической силой и им отдавали одежду больных, чтобы сжечь в огне на улице (или в печи) с прибауткой: «все зло най горить, а добро най лишається». Когда заходили «ангелы» к людям, у которых болела голова, то брали от них платок или шапку («най йде зло з голови Марії, Пилипа, Оксани…») и вешали их на кусты (в основном на терновнике) подальше от дома, чтобы отвести недуг. А когда муж был злой, ссорился, то жена запекала мясо в буханку и отдавала его «ангелам» со словами: «Киньте чужим псам, щоб чоловік не лаявся і не гавкав«…
Среди обрядов, распространенных на Василия, был обряд отпугивания смерти. Чтобы не было мертвеца в доме и «грім на когось з рідних не впав», утром хозяин лопатой стучал под порогом. Девушки чердак подметали засушенным растением-базиликом (васильками), «аби смерть туди не залізла».
Когда-то хозяйки не выносили мусор из дома от Рождества до Нового года — «щоб не винести і своєї долі». На Новый год заметали дом и собирали сено и солому, которые раскладывали на полу и столе перед Рождеством. Все это ссыпали в одну кучу в саду, поджигали, а дыму от костра приписывали чудодейственную силу — им окуривали садовые деревья, «щоб краще родили».
В некоторых местах существовал новогодний ритуал: неплодородные фруктовые деревья хозяин «пугал», стуча топором по стволу и угрожая срубить, если не повысят урожайность. После этого дерево перевязывали сеном, оставшимся от Сочельника. Огню приписывали очистительную функцию и через него прыгали хозяин с хозяйкой, дети, а еще переводили животных — «щоб всяка нечисть на вогні залишилась і в Новий рік увійти чистими!» Также это делали ряженые, участвовавшие в обходах. В некоторых районах обряд называли «погріти предків», поскольку считалось, что в сожженных сене и соломе (которые были на Рождество в доме) оседали души предков, а в огне их отогревали.
На Новый год стол накрывали щедро, было что поесть и выпить: выставляли медовуху, наливки. Нно не было принято пить по одной рюмке, а все время по две. «Щоб старі жили в парі, а молоді собі пару знайшли!» — приговаривали за новогодней трапезой.
Ранее «ФАКТЫ» рассказывали о давних традициях празднования Крещения, которое по новому церковному календарю будет 6 января, об обрядах и обычаях освящения воды, запретах и приметах.
Читайте также: Финансовая прибыль и брак: гороскоп на 2024 год для всех знаков Зодиака
Фото из открытых источников
332Читайте нас в Facebook