ПОИСК
Общество и люди

Вторая кутья и обряд с пирогами: как праздновать Щедрый вечер и Василия, чтобы в семье царили счастье и благополучие

9:20 31 декабря 2023
Праздник Маланки

В этом году с 1 сентября 2023 года ПЦУ перешла на новоюлианский календарь. По новоюлианскому календарю (усовершенствованный юлианский) 25 декабря в Украине, как и в большинстве стран мира, мы уже отпраздновали Рождество. С Рождественского Сочельника начинаются зимние Святки (от слова святить, прославлять Иисуса Христа), которые заканчиваются Крещенским Сочельником (5 января). Сейчас все становится на свои места, как и было во времена наших дедов-прадедов. В советское время в народе долгое время Старый Новый год (с 13 на 14 января) приходил с веселыми Маланкой и Василием. А в их праздновании прослеживались обрядность и религиозно-культовое содержание, накопленное от предыдущих поколений.

Сейчас Щедрый вечер со щедрой кутьей и забавами Маланки вновь наступает в канун Нового года — 31 декабря. Праздник Маланки издавна отмечался почти во всех регионах Украины и сопровождался веселыми щедривками. Какие традиции этого праздника известны исследователям древности, «ФАКТАМ» рассказала Нина Главацкая, этнограф, старший научный сотрудник отдела выставочной работы Национального музея народной архитектуры и быта Украины в Пирогово.

«Атмосфера чуда и магии»

— Приближается Новый год, а с ним приходит и Щедрый вечер — через неделю после Коляды, — уточняет Нина Главацкая. — В период зимних праздников — от Рождества до Крещения (6 января) — люди посещают богослужения, совершают добрые дела, щедруют (колядовать можно на протяжении всех праздников), девушки гадают на долю, люди ходят в гости, навещают родственников. В это время царит атмосфера чуда и магии.

В странах постсоветского пространства в XX и XXI веках Новый год встречали с 31 декабря на 1 января, а Старый Новый год — с 13-го на 14 января (по григорианскому календарю, действовавшему с февраля 1918 года). ПЦУ, которая с 1 сентября 2023 года перешла на новоюлианский календарь, уже отпраздновала Рождество 25 декабря, как и большинство стран мира (где непереходящие праздники отмечают по григорианскому и новоюлианскому календарям).

Согласно христианскому календарю, 31 декабря — день преподобной Мелании Римлянки (умерла в 439 году). В народе в канун Нового года встречали праздник Маланки (Меланки, Миланки). В народных традициях в этом празднике объединились древние дохристианские и христианские обычаи. Теперь есть Щедрый, или Маланчин, вечер перед Новым годом, а 1 января — праздник Василия (день святого Василия Великого). Важнейшими моментами праздника являются обрядовый щедрый стол со скоромной едой, засевание, гадание и ряженые.

РЕКЛАМА

Что готовить на праздник

— Щедрый ужин не имел строгой регламентации блюд по сравнению с ритуальной трапезой в канун Рождества, где фиксировались количество и очередность блюд, — говорит Нина Главацкая. — Выпечки было много, преимущественно в северных областях (частично и в других регионах) готовили кутью второй раз (как и на Рождество). На Полесье делали ее из ячменной крупы со смальцем, также использовали овес и кое-где — гречку. Кутья называлась щедрой. Подавались колбасы, праздничные мясные, рыбные блюда, лапша, блинчики, вареники, пироги с сыром и мясом, делали гречневые оладьи, жаркое, голубцы, пирожки, также жарили поросенка и т. д. В углу комнаты с Рождества стоял соломенный дидух. Еще на Рождество выпекали два хлеба — «Василь» и «Маланка» — и оставляли их до новогодних праздников. Буханки ставили друг на друга, клали под них семена конопли, монету, связывали венком из чеснока. На Маланку один хлеб съедали, а от «Василя» отрезали горбушку и давали скотине (а еще кусок хранили до весеннего сева).

Обряды Щедрого вечера

— Как только вечерело, зажигали свечу перед образами — так было и на Рождество, — продолжает Нина Главацкая. — Начинался «Щедрий Вечір, добрий Вечір — добрим людям на здоров’я!». Он был распространен на Гуцульщине, Приднепровье, Восточном Подолье. Для этого вечера характерен обряд, символизирующий достаток. На стол клали калачи, пироги, а отец прятался за ними от детей и спрашивал у них: «Видите ли вы меня?», а малыши в ответ: «Нет, не видим…» Тогда отец приговаривал: «Дай, Боже, чтобы и на следующий год так же меня не видели» (имелось в виду, что Бог дал хороший урожай и семья смогла напечь много пирогов на праздник. — Авт.).

РЕКЛАМА

Обрядность Щедрого вечера нацелена на то, чтобы призвать достаток, благополучие и счастье на следующий год. А для этого на протяжении праздников наблюдались задействованные в быту магические защитные действия против всего злого. Ведь люди считали, что в этот период активизируется в мире, наделенном добрыми и злыми силами, именно злая сторона. Поэтому бытовало поверье: как проведешь праздник, таким и будет для тебя весь год. С давних времен знаковыми и особенными были Сочельник накануне Рождества, Щедрый вечер в канун Нового года и второй Сочельник перед Крещением.

Характерной приметой новогоднего праздника было щедрование — это народные обычаи церемониальных обходов домов с величальными песнями, основным содержанием которых было прославление хозяина, хозяйки и пожелания благ и процветания хозяйства. В западных регионах этот обряд называли «віншуванням» (пожелания). Если в рождественских колядках звучали христианские мотивы и величественные куплеты для членов семьи, то щедривки также были адресными: звучали пожелания детям, хозяевам, женщинам и т. д. Здесь использовались приемы идеализации и гиперболизации добродетелей. Щедрователей (если колядовали преимущественно мужчины, то со щедривками ходили девушки) одаривали сладостями, пирогами, колбасами, блинами, салом, монетами. Девушки в дома не заходили, а заработанные продукты потом использовали на молодежных посиделках. Надо подчеркнуть важность обрядового момента: чтобы сбылись все пожелания, о которых пелось, нужно обязательно отблагодарить щедрователей.

РЕКЛАМА

Щедрование не обходилось без ряженых. В канун новогоднего праздника вечерние «обходы» Маланки проходили с переодеванием (на Гуцульщине — «переберія») или ряжением. Парень переодевался в молодую женщину — Маланку. Ей обычно густо рисовали брови, свеклой натирали щеки, надевали юбку, чтобы еще и выглядывали голые ноги… Создавали комический персонаж неумелой хозяйки, которая все делает неладно. В древности праздничное переодевание выполняло важные религиозно-магические функции, но впоследствии превратилось в веселый маскарад, развлечение. Говорили о Маланке: «Наша Маланка неробоча — на ній сорочечка парубоча. Люди ідуть на жнива, а Маланка — на пива. Люди ідуть з серпами, а Маланка — з склянками. Люди нажали по сім кіп, а Маланка — на один сніп. Пішла Маланка на містечко, купила собі пасьминечко, пряла вона від кур до кур, напряла починків один гур…». Переодетый в Маланку парень забегал в хату и начинал наводить «порядок»: то подмазывает водой печь, то белит лавки, а то схватит веник и подметает дом от порога до угла, разбрасывая мусор.

Ряжеными в основном были парни. Вся группа переодетых припевала: «Наша Маланка — господиня: в ополонці ложки-тарілки мила, ложку впустила, шовковий фартух замочила…» В гурті також ходили Баба, Дід, Коза, могли бути Мисливці, Кінь, Плугарі, Журавель, Лікар, Ведмідь, Циганка, Міхоноша та інші персонажі. «Маланка сама не ходить, а за собою почет водить. Почет не аби який: Орач з чепігами, Сівач, Дід, Циган, Чорний…»

Меланкари наряжались в одежду, соответствующую определенному персонажу (экспонаты из музея в Пирогово)

Участники «Маланки» обычно пели: «Ой, господарю-господарочку, пусти в хату Меланочку. Меланочка чисто ходить, нічого в хаті не пошкодить. Як пошкодить, так помиє, їсти зварить та й накриє… Добрий вечір…» Эти веселья и забавы начинались с обеда и продолжались до полуночи, а то и позже. Когда одаривали Маланку деньгами, то приговаривали: «Це Маланці на вінок» (как невесте Василия)… Музыканты обычно сопровождали группу щедрователей, которые носили с собой изображение козы.

Исполнялись разные сценки, пантомимы с шутками и остроумными присказками. Так, персонаж Смерть могла косой убить Маланку, тогда Дед плакал, просил хозяина пожертвовать «на лекарства», а когда получал деньги, то Доктор оживлял Маланку… Когда платили в таком символическом празднично-обрядовом измерении, то словно откупались от беды, которая гипотетически могла настигнуть семью. Так в древности использовалась апотропеическая (защитная) магия отвода зла от дома. Меланкари веселили, и ритуальный смех тоже прогонял зло…

На Щедрый вечер поминальной традиции не было, существовал обход ряженых (а на Рождество ходили колядники и показывали вертеп). Они были будто вестники из потустороннего мира, которые имели отношение к культу предков. Маски щедрователей обновлялись почти каждый год.

Девушки тоже могли «водить Маланку» отдельными группами. Обряжали в Маланку (в венок с лентами, бусы) самую красивую девушку, а другая переодевалась в Василя (в жупан, шапку, шаровары и сапоги). Но эти девушки-дружки в хаты не заходили — щедровали под окнами. Бывало, с вечера 31 декабря иногда начинали «посевать»: Маланка с сумками размахивала зерном по всему дому, и эти посыпания имели на самом деле аграрно-магический характер. Ведь вместе выполняли обряд засева — у славян он был нацелен на хороший урожай.

«Маланка» бытовала почти во всех регионах Украины. Обряды Маланки соблюдались, например, на Покутье, Подолье, в Прикарпатье, на Галичине, в центральной части страны. А на Буковине (в Вашковцах) Маланок всех мастей собирал фестиваль, где показывают разные земледельческие сценки, сельскую жизнь. А в конце все Маланки прыгают в воду и купаются.

Купание Маланки на фестивале в Вашковцах (Фото с сайта "Відвідай")

С наступлением второго Сочельника (Щедрого вечера) на большей части Украины пели щедривки, среди которых есть очень известная — «Щедрик»:

«Щедрик, щедрик, щедрівочка,

Прилетіла ластівочка.

Стала собі щебетати,

Господаря викликати

Вийди-вийди, господарю,

Подивися на кошару:

Там овечки покотились,

А ягнички народились.

В тебе товар весь хороший,

Будеш мати мірку грошей.

Хоч не гроші, то полова.

В тебе жінка чорноброва

Щедрик, щедрик, щедрівочка,

Прилетіла ластівочка…"

Глубоко верующие люди не пускали Маланку во двор, даже молодежи не разрешали участвовать в группах, потому что говорили: «Маланочка світом ходить та з дороги людей зводить, та й з дороги християнства навертає до поганства…»

Гадания в Щедрый вечер

— Под Новый год девушки гадали, — рассказывает этнограф. — Для этого перебрасывали сапожок через ворота на улицу и смотрели: какое направление покажет носок обуви, туда и позовут замуж. Также девушки считали колышки плетня, соблюдая порядок слов: «молодець, удівець, буду дівувати». Так и доходили до конца плетня, выбирая словом свою судьбу. А то вытаскивали из крыши соломину: если будет с полным колосом, то жизнь пройдет в достатке. Еще вносили охапку поленьев в хату, и по выбранному числу каждая выбирала свое полено, разглядывая: если оно тонкое и ровное, встретится молодой и стройный парень, с толстой корой — суженый будет богатым, а кривое — достанется пьяница. Имя суженого узнавали на улице: спрашивали у первого встречного путника, как его зовут. А если первым окажется пес, то будет злой человек, овца — тихой и спокойной будет жизнь. Перед сном под подушку клали гребень, чтобы «суженый-ряженый пришел расчесать волосы».

Также проводилось и земледельческое гадание. На улице на ночь оставляли пучки зерновых и смотрели: на каком будет иней, ту культуру и посеют весной. На угольках гадали на урожай овощей: каждому давали название растения, которое предполагали выращивать. Полностью сгоравший уголек предвещал хороший урожай соответствующей культуры. Таким же приемом пользовались, гадая на здоровье членов семьи.

Чего нельзя делать в ночь на Новый год

— В новогоднюю ночь люди выходили на улицу, чтобы услышать голос Нового и Старого года, — говорит Нина Главацкая. — Поэтому прислушивались к звукам, которые указывали бы, что остается, а с чем надо прощаться. Нельзя было спать в новогоднюю ночь, следовало сохранить гармоничное и благостное состояние.

Приметы праздника

Говорили, что на Новый год день прибывает на заячий скок. Приметы Нового года давали прогноз на урожай.

Если тихая ясная ночь, будет удачный год для земледельца и скота.

Если облака идут с юга — жди урожая яровых, с севера — озимых.

Солнце выйдет — год счастливый, в саду жди урожая.

Если снег пойдет, то гречка хорошо уродится.

Яркие звезды на небе — будет много грибов и гороха

Если тепло, следует ожидать дождливого лета

Сильный мороз с хорошим снегом — к урожаю хлеба

А тепло и без снега — к болезням и неурожаю

Если деревья покроются обильным инеем, то будет удачным медосбор и уродят зерновые.

Иней на деревьях — к хорошим фруктам.

На Меланку оттепель — к теплому лету.

Ранее «ФАКТЫ» рассказывали также, что делать на Святки, чтобы привлечь успех в дом на весь год.

На фото в заголовке: В фестивале в Вашковцах (Черновицкой области) принимали участие десятки «волшебных» Маланок. Фото с сайта «Відвідай»

781

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров