Двоюродная сестра владимира высоцкого ирэн: «магнитофонные записи володиных песен делались в нашем доме»
Позавчера на открытие выставки «Владимир Высоцкий: место встречи », которая проходит в киевском Музее одной улицы, из Москвы приехала писательница Ирэн Высоцкая. Высокая (примерно 175 сантиметров), с большими выразительными глазами и роскошными волосами, она нисколько не похожа на своего знаменитого двоюродного брата Владимира Высоцкого. Эмоциональная Ирэн пришла на открытие выставки в черном свитере, украшенных пряжками и замысловатым рисунком брюках из ткани пестрой расцветки и массивных сапогах, напоминающих армейские. Срывающимся от волнения голосом она начала рассказывать, что побывала на Байковом кладбище, на могиле бабушки Ирины Евсеевны, прошлась по знакомым с детства уголкам Киева — города, частым гостем которого был и ее двоюродный брат. Ему Ирэн посвятила книгу воспоминаний, недавно вышедшую в Москве.
«Девушек у Володи было много: парень видный, бойкий, остротами так и сыпал»
- Киевская история нашего рода началась с того, что в начале XX века на берега Днепра получать высшее образование приехали из Бреста родные братья Вольф и Леон Высоцкие, — рассказала Ирэн Высоцкая. — Вольф доводится нам с Володей дедом. Он отличался нешуточной тягой к знаниям — получил три высших образования. В Киеве женился на студентке фельдшерско-акушерской школы, уроженке Житомира Доре Бронштейн. В первые годы Советской власти дед поменял имя Вольф на Владимир, а бабушка стала Ириной. К тому времени у них было двое сыновей — Семен и Алексей. У Семена в 1938 году родился Володя, а у Алексея в 1953-м — я.
- Как ваше семейство оказалось в Москве?
- В годы НЭПа дед занялся выпуском косметики, а бабушка была известным в Киеве косметологом — ее заведение находилось напротив нынешнего здания Главпочтамта. В 1926 году семья перебралась в Москву. У дедушки время от времени случались романы на стороне. Добром это не окончилось: бабушка развелась с ним и вернулась в Киев. Видите, у меня на шее висят ее золотые часики швейцарского производства — вещь очень старая, но элегантная, я с удовольствием ношу эти часы. Правда, они уже не ходят. Часы и некоторые другие украшения я получила в наследство после смерти бабушки Ирины в 1970 году, мне тогда было 16 лет. Второй муж бабушки вызвал меня телеграммой, и я на полдня прилетела в Киев. С тех пор, более 35 лет, я в вашем городе не была.
Сегодня я вновь встретилась с киевскими друзьями нашей семьи, сестрами Ириной и Натальей Мельниченко, которые, кстати, тоже общались с Владимиром Высоцким. Родители женщин в 1941 году спасли нашу бабушку от расстрела в Бабьем Яру.
- Ирина Алексеевна, бабушка Ирэны и Владимира Высоцких, осталась в оккупированном немцами Киеве, — говорит Ирина Мельниченко. — Дом наших родителей разбомбили, и они переселились на улицу Ивана Франко — к Ирине Алексеевне. Фашисты в те дни прочесывали город в поисках евреев. Ирина Алексеевна к тому времени купила на Сенном рынке поддельный советский паспорт на имя Дарьи Еременко. А Георгий Еременко — это ее второй муж. Они обвенчались, когда в городе уже были немцы. Георгий Лукич помог ей спастись. Но фашисты заподозрили, что Ирина Алексеевна еврейка. Офицер наставил пистолет на моего отца, спрашивая об Ирине Алексеевне: «Юде?» Отец все твердил: «Нет, украинка». Тогда немец перевел пистолет на нашу маму, но и она не дрогнула: мол, знаем эту женщину давно, она украинка. Родители рассказали нам эту историю спустя много лет после войны: боялись, чтобы не прознали в НКВД. Вины вроде бы нет, наоборот, человека спасли, но с органами лучше было не связываться.
- Володя Высоцкий часто наведывался в Киев, — вступает в разговор Наталья Мельниченко. — Навещал свою бабушку, нашу семью, а также одну молоденькую актрису Театра имени Ивана Франко — она ему вроде невестой доводилась. Мы об этом знали, но подробно Володю не расспрашивали. Девушек у него было много: парень видный, бойкий, веселый, остротами так и сыпал, великолепный рассказчик, анекдотов знал несчетное количество.
«С моим отцом Володя беседовал часами.
Один из первых своих альбомов брат назвал «У дяди»
- Веселый, общительный характер брату передался от бабушки Ирины, — вспоминает Ирэн Высоцкая. — Это особенно бросалось в глаза, когда у Володиного отца собирались гости. В основном это были генералы и полковники (дядя Семен посвятил жизнь армии). Военные вели себя чинно, за столом чувствовалась скованность, но как только в доме появлялись Володя с Мариной Влади, общество оживлялось. Секрет был не только в том, что звездная пара веселила всех шутками — в присутствии Владимира все старались вести себя активнее, доброжелательнее и раскованнее. Редкое обаяние передалось от бабушки и ее младшему сыну Алексею — моему отцу. У них с племянником Володей было не только кровное, но и духовное родство. Они могли беседовать часами напролет, в основном это были рассказы моего отца о войне.
Один из первых альбомов песен Владимира Высоцкого называется «У дяди». Записывал его брат в нашем доме: вначале на магнитофоне «Комета», затем на «Днепре». Ленты многократно копировались почитателями Володиного творчества. А оригиналы записей долгое время хранились у нас. Но в 1975 году, когда папа тяжело заболел и лег в больницу, мне позвонила дочь маршала Скоморохова Светлана и попросила дать пленку на неделю. С тех пор я эту бобину не видела. Оказалось, Света брала записи для друзей, а те подвели ее.
- Каким Владимир Высоцкий был в быту?
- Когда наша семья переехала из Украины в Москву, я некоторое время жила в доме дяди Семена — Володиного отца. Первое, что меня тогда поразило в Володе, — его аккуратность, которую подчеркивали все окружающие. Я была девочкой неряшливой и стремилась стать такой же опрятной, как двоюродный брат.
Для выставки в Киеве Ирэн привезла ранее не публиковавшиеся фотографии Высоцкого и пластинку с дарственной надписью дяде Алексею. А из музея Одесской киностудии привезены плащ и шляпа, в которых Высоцкий играл Глеба Жеглова. Плащ выглядит изрядно поношенным, кожа во многих местах потрескалась. Лучше всего сохранились железные пуговицы с выбитыми на них якорями.
- На киностудии уже никто не помнит, где достали этот плащ, — говорит директор Музея одной улицы Дмитрий Шленский. — После окончания съемок он долгое время хранился на складе, в музей Одесской киностудии плащ попал недавно. Одесситы для нашей выставки предоставили много фотографий, сделанных во время съемок фильмов с участием Высоцкого, эскизы костюмов к этой ленте, афиши 30-40-летней давности. На директора Музея кино Вадима Костроменко мы вышли через моего знакомого режиссера Александра Муратова, бывшего мужа Киры Муратовой. Александр Игоревич рассказывал, что это он рекомендовал жене снять Высоцкого в фильме «Короткие встречи».
Несколько эксклюзивных снимков мы приобрели у фотографа из Сум Юрия Хвастунова. В 1978 году он отснял три пленки на концертах барда в Доме культуры Сумского сахарного завода. Высоцкий выступал там четыре дня подряд, давал по четыре концерта в день, и на каждом был аншлаг. Фотографировать певца и записывать его песни было запрещено. Поэтому Юрию пришлось снимать тайком, так сказать, «с рук» — не глядя в глазок фотоаппарата. Недавно он обратился к Марине Влади с предложением купить у него фотографии, но она отказалась. Мы узнали об этом через Интернет, разыскали Юрия и приобрели у него десять наиболее интересных негативов.
1283Читайте нас в Facebook