«Думал, что отец уже мертв, поэтому достал пистолет и выстрелил в полицейского»: подробности резонансного преступления на Виннитчине
Винницкий городской суд арестовал подозреваемых в убийстве полицейского на Виннитчине — военнослужащих 52-летнего Валерия и 26-летнего Виталия Василаке. Отец и сын, которых также обвиняют в дезертирстве, ближайшие два месяца проведут в следственном изоляторе без права выхода под залог. «ФАКТАМ» удалось узнать некоторые детали этого резонансного дела. Оказывается, в багажнике автомобиля Василаке перевозили большой арсенал гранат и патронов, а в селе, где они жили, их считали очень религиозными людьми.
«Ничего недоброго о них не можем сказать. Молились, помогали»
Валерий и Виталий Василаке жили в селе Черномин в Винницкой области — всего в 25 километрах от границы с Молдовой. Как рассказал журналистам издания kp.ua сотрудник пограничной службы, который не назвал своего имени, возле Черномина много так называемых «троп контрабандистов». Мол, поэтому версия о том, что отец и сын хотели вывезти боеприпасы за границу, может быть обоснованной.
— Такие планы у них могли быть с самого начала бегства из своей воинской части. Черномин, где жила семья, находится в 25 километрах от границы с Молдовой, там давно проложены нелегальные тропы, — рассказал сотрудник пограничной службы. Он также предположил, что гранаты могли предназначаться бандгруппировкам в Приднестровье.
Односельчане в недоумении от содеянного Василаке.
— Ничего недоброго о них не можем сказать, — рассказали в религиозной общине Рождества Пресвятой Богородицы села Черномин. — Молились, помогали. А плохое сделали, за это отвечать будут.
— После начала большой войны они начали волонтерить, — рассказал «ФАКТАМ» местный житель Тарас Андриенко. — Выбрали воинскую часть на фронте и помогали ей, как могли. А потом их обоих призвали. Служили в одной из воинских частей города Черноморск в Одесской области. А вот сейчас, когда слышим, что они натворили, даже и не верится, что такое могло быть.
Известно, что младший Василаке, Виталий, окончил Харьковский национальный университет Воздушных сил имени Ивана Кожедуба. Судя по социальным сетям, парень занимался рукопашным боем и даже участвовал в соревнованиях среди военнослужащих.
Как стало известно из материалов расследования, воинскую часть они покинули еще 19 апреля, примерно в 18 часов. Уехали на автомобиле Suzuki Grand Vitara зеленого цвета, в багажнике которого, вероятно, и находился арсенал оружия. Кстати, по данным журналиста Виталия Глаголы, в багажнике кроссовера могло быть до сотни гранат и 25 тысяч патронов.
Василаке утверждали, что ничего незаконного в машине нет: «Берцы, ну, и еще кое-что»
В ту ночь патрульные полицейские Максим Шарапановский и Максим Зарецкий выехали по вызову на сигнал о домашнем насилии. Дебошира успокоили. Но едва оперативники отъехали от дома, как семейный тиран принялся за свое. Пришлось забрать его в участок.
Было два часа ночи — комендантский час, когда навстречу полицейской машине выехал зеленый кроссовер. Оставив семейного дебошира в служебном авто, патрульные решили проверить, кто в такое позднее время передвигается по трассе.
В Suzuki находились двое мужчин в камуфляжной форме. Судя по записи с боди-камеры Максима Зарецкого, беседа между военными и полицейскими проходила мирно, даже с шутками. В какой-то момент капитан Шарпановский спросил, что они перевозят, и предложил осмотреть багажник. Из машины вышел младший Василаке. Он попросил у отца нож якобы для того, чтобы вскрыть коробки. При этом утверждал, что ничего незаконного в машине нет. Сказал, что везут в воинскую часть «берцы, ну, и еще кое-что». Патрульный все же настоял, чтобы багажник открыли. Вместо того, чтобы выполнить требование полицейского, Виталий ударил его кулаком в лицо. Шарпановский упал. В это время 20-летний Максим Зарецкий произвел выстрел из табельного оружия в сторону кроссовера. Виталий Василаке в ответ выстрелил в полицейского. Этот выстрел оказался смертельным.
Сразу же после произошедшего отец и сын Василаке сбежали на своем автомобиле, который вскоре бросили на территории Винницкой области. Беглецов задержали в заброшенном доме в селе Липецкое в Одесской области. Немного ранее был обнаружен их автомобиль. Боеприпасов в нем не было.
«Предполагаю, что гранаты выносили из части поштучно, а не все сразу»
В социальных сетях при обсуждении этого резонансного дела разгорелись настоящие баталии. Одни комментаторы требовали пожизненного заключения для убийцы полицейского. Другие утверждали, что полиция не имела право останавливать военный автомобиль даже во время комендантского часа. По этому поводу военный эксперт Олег Жданов заявил в комментарии kp.ua, что полиция имеет право останавливать военные авто.
— Военные автомобили подчиняются общим правилам дорожного движения. Если есть нарушения, то полиция имеет полное право остановить транспортное средство и проводить все действия. Так что полицейские не превысили полномочия, — говорит полковник запаса Олег Жданов. — Во время комендантского часа разрешено передвигаться только транспортным средствам, сопровождаемым Военной службой правопорядка, или водителям, имеющим спецпропуск и допуск к паролям для прохождения блокпостов в комендантский час. Поэтому нарушители и не шастают по автострадам, а едут «по полям». Вот там, в «тех полях», их и поймали.
Олег Жданов сомневается, что зеленый кроссовер, на котором передвигались Василаке, принадлежит воинской части.
— Военную машину вы не выведете из парка без оформления путевого листа. То есть автомобиль был частный, — продолжает Жданов. — То, что он окрашен в зеленый цвет, сейчас ничего не значит. Я также предполагаю, что гранаты выносили из части поштучно, а не все сразу. Нам всего не могут сказать, но можно догадаться, что у подозреваемых были сообщники.
Во время военного положения каждому военному положен комплект из 180 патронов в автомат и две гранаты. В воинской части вне зоны боевых действий боеприпасы хранятся в арсеналах и используются раз в месяц во время учебно-боевых стрельб. Там они четко списываются по чекам, которые сдаются после каждого броска. Следовательно, либо сами подозреваемые, либо их сообщники должны иметь доступ к арсеналам.
«Хотели с папой закопать гранаты за селом. Но нас остановили полицейские»
В суде по избранию меры пресечения старший Василаке выглядел опустошенным.
— Я не знаю, как так произошло, — заявил Валерий. — Мне очень жаль. Если бы я мог что-то изменить, свою жизнь поменять на его (убитого полицейского. — Авт.), то я бы это сделал.
По словам отца, в полицейского стрелял его сын.
— Он сам не ожидал. Я не знаю, как это случилось. Он стрелял, потому что думал, что меня убили, — сказал Василаке-старший.
Отвечая на вопрос судьи о том, куда они с сыном собирались поехать с арсеналом боеприпасов, Валерий заявил: «Планировали в Молдову. Хотя и понимали, что это нереально».
Более разговорчивым в суде оказался младший Василаке. В частности, он рассказал о событиях той ночи.
— Я ударил полицейского в лицо. Он упал. Потом я увидел, как другой полицейский достал пистолет и начал в меня целиться. Я спрятался за наш автомобиль. В это время полицейский начал стрелять по машине. Я, думая, что, возможно, мой отец уже мертв, достал пистолет из своей сумки и выстрелил в того полицейского.
В суде Виталий Василаке сказал, что в машине гранат было гораздо меньше, чем сто. Весь арсенал оружия они, когда убегали, выкинули в реку.
— Там было два десятка гранат. Мы их год хранили в своей квартире. Они считались списанными. Мы хотели с папой закопать их за селом. Но нас остановили полицейские.
Отец и сын Василаке арестованы на два месяца без права выхода под залог. Адвокаты обвиняемых заявили, что их подзащитные не будут подавать апелляцию на арест.
Тем временем в городе Бершадь Винницкой области простились с 20-летним Максимом Зарецким. Парень был единственным ребенком в семье. В патрульной полиции он прослужил полтора года. Мечтал стать спецназовцем.
Незадолго до гибели Максим разговаривал со своим отцом. Владимир Зарецкий в эфире телемарафона рассказал, что у сына было хорошее настроение и он много шутил.
— Говорил, что все нормально. Много вызовов ночью. Один за другим вызовы. Последнее, что он мне сказал: «Ну, давай, батя». В два часа ночи я неожиданно проснулся, как будто что-то почувствовал. В тот момент как раз и убили моего сына, — признался Владимир Зарецкий.
Ранее «ФАКТЫ» рассказывали о том, что в Лимане Донецкой области нацгвардеец расстрелял четверых человек: двоих полицейских, а также пенсионерку и ее дочь.
На фото в заголовке: задержание Валерия и Виталия Василаке
2321Читайте нас в Facebook