Спасовская корзина, первый хлеб, гадания на яблоках и обряд «братчина»: как в древности отмечали Великий Спас
В этом году праздник Преображения Господня, или Спаса (Великий Спас), православная церковь отмечает 6 августа, а установлен он в память о событии явления людям божественной природы Иисуса Христа. Церковь ввела праздник летом, использовав и заменив славянский языческий праздник урожая Яблочным спасом с обычаем освящать дары природы. С IV века праздник является одним из 12 крупнейших в церковном календаре, а на горе Фавор (где Иисус в обновленном облике предстал перед апостолами) открыли храм, прославляющий Преображение Господне.
На праздник в храмах освящали различные плоды, мед, спасовские свечи, обжинки, хозяйки выпекали первый хлеб из нового урожая, на яблоках загадывали на удачу. Какие различия в народных названиях августовских спасов у россиян и украинцев, как праздновали и каких обычаев придерживались в наших регионах на Спаса, «ФАКТАМ» подробно рассказала Нина Главацкая, этнограф, старший научный сотрудник отдела выставочной работы Национального музея народной архитектуры и быта Украины в Пирогово.
История праздника
- Праздник Преображения Господня напоминает о событии явления людям божественной природы Иисуса Христа, — Нина Главацкая обращает внимание читателя на историю происхождения праздника. — Согласно Евангелию, Иисус предстал перед апостолами Петром, Иаковом и Иоанном в обновленном облике: лицо Его сияло, как солнце, а одежда сделалась белой, как снег. Преображение сопровождалось явлением ветхозаветных пророков Моисея и Илии, которые говорили с Иисусом о Его близком уходе. Внезапно всех их озарило светлое облако, и из него послышался голос: «Це Син Мій Улюблений, що Його Я вподобав. Його слухайте!» 6 августа христиане чтят день, когда в Галилее на горе Фавор наступил момент истины и ученикам открылась Его божественная природа и сила как Сына Божьего. Событие произошло перед Пасхой, однако церковь установила праздник летом, использовав и заменив славянский языческий праздник урожая Спасом. И в народе появился обычай освящать дары природы в церкви. С IV века праздник является одним из 12 крупнейших в христианском календарном цикле (считается третьим праздником после Рождества и Пасхи), а на горе Фавор открыли храм, который прославляет Преображение Господне. Праздник напоминает о том, что каждый человек может стать на путь преображения, растет и совершенствуется духовно.
Краткое отступление относительно названия августовских спасовских праздников. Слово «Спас» является сокращением от слова «Спаситель», поэтому такое название трех церковных праздников августа объясняется тем, что на 1, 6, и на 16 августа православная церковь установила праздники, связанные с именем Иисуса Христа: 1 августа — Изнесение честных древ Животворящего Креста Господня; 6 августа — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; 16 августа — Перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворного Образа Иисуса Христа на холсте.
Народные названия и традиции трех августовских праздников — Спасов — в ХІХ веке очень отличались у украинцев и русских. Действительно, если мы обратим внимание на наиболее распространенные народные названия трех праздников, то увидим существенные различия: 1 августа (Первый Спас): у украинцев — Маковея, а у русских — Медовый Спас; 6 августа (Второй Спас): у украинцев — просто Спас, Большой Спас, а у русских — Яблочный Спас; 16 августа (Третий Спас): у украинцев — Третий Спас, послепраздник Успения, а у русских — Хлебный Спас, Ореховый Спас, Спас на холсте.
Украинский народовед Василий Скуратовский в своей работе «Дидух: праздники украинского народа» и этнограф Олекса Воропай в двухтомнике «Обычаи нашего народа» не зафиксировали названий «медовый» и «яблочный» относительно Первого и Второго Спаса соответственно. Кроме того, этнографы не описывают никаких украинских обрядов на праздник Третьего Спаса. «Зато у русских Третий Спас отмечался разнообразными обрядами и имел несколько названий: „Хлебный Спас“, потому что русские в это время только заканчивают жатву и выпекают к празднику хлеб из нового урожая; „Спас на холсте“, потому что в россии было принято в этот день торговать холстом „на зеленых горах“; „Ореховый Спас“, потому что начинали собирать в лесу орехи орешника».
Традиции празднования
Спас приходится на период Успенского поста («Спасовки»), который длится от Маковея (1 августа) до праздника Успения Богородицы (15 августа). Однако в день праздника есть определенные послабления в посте: можно употреблять рыбу и масло. К слову, существует интересная легенда об Успенском посте, зафиксированная этнографом Олексой Воропаем. В ней говорится о том, что спасовка — это продолжение Великого поста: «Бог назначил для Великого поста девять недель, а святые отцы начали просить Бога, чтобы что-то с тем сделал, потому что людям трудно выдержать такой долгий пост. Тогда Бог разделил тот пост на две части: семь недель весной перед Пасхой и две недели в конце лета перед Успением. Вот почему по народным верованиям в Спасовку надо так же поститься, как и в Великий пост».
Традиционно Спас отмечался как праздник урожая. В этот день в церкви освящали дары природы: яблоки, сливы, груши, пчелиные соты, а также обжиночные венки, приготовленную хозяйками еду, несли и косицы из колосьев, воду и обязательно — спасовские свечи. Их заготавливали из воска в теплое время. Еще накануне Спаса семья бралась за изготовление свечей, чтобы традиционно подготовить свечи в церковь, потому что «Богові угодна свічка, зроблена своїми руками». Накануне Спаса торжественно изготавливались обрядовые свечи-«троицы», похожие на трезубец (произведение символизировало Бога Отца, Сына и Святого Духа), ее украшали цветами душицы, бархатцев, тысячелистника, канупером. Перед изготовлением свечей хозяйка вносила в дом зеленосвятское, купальское и маковейское зелье. И в него хозяин заворачивал первую свечу. Вернувшись из церкви, хозяин с «троицей» обходил пасеку и приглашал семью к столу. Именно эти свечи должны были быть в каждой семье как обереги от всевозможных бед, напастей и тому подобное. Спасовскую свечу хранили после праздника под образами, используя при необходимости.
- Иногда на Спаса приносили в церковь также лекарственное зелье, в частности васильки и бархатцы (освященные цветы бархатцев могли бросать в воду для купания малышей, а еще использовать для заваривания чая), — продолжает Нина Главацкая. — Из освященных на Спаса васильков девушки делали веночки, которые клали в подушку женщине-покойнице, обвешивали гроб.
Освящения, в частности, яблок на Спаса ждали с нетерпением, ведь до этого дня их не ели родители, у которых умерли дети (чтобы ребенок не был обделен ими на том свете). Этот запрет касался преимущественно женщин, у которых умерли дети, и девушек, оставшихся без матерей. Традиционно помогали нуждающимся: освященные продукты (пирожки, фрукты) раздавали детям, родственникам, близким, встречным на улице, старикам, потому что считалось, что так они получают целебную силу. Угощая яблоком, приговаривали: «Здоровому тілу — здоровий дух!»
После церкви люди приходили домой, семья садилась за стол. Спасовский обед состоял преимущественно из мучных и овощных блюд и холодной рыбы. К столу приглашали соседей, родственников, кумовьев, также и сами ходили в гости с гостинцами. Сначала ели яблоки и мед, запивая виноградным или яблоневым вином, «щоб садовина родила», а затем переходили к другим блюдам. Готовили блюда из овощей нового урожая, и обязательными обрядовыми блюдами на Спаса были пироги (или струдли, завиванцы) с яблоками, испеченные в печи. Их употребляли с медом. Еще пекли поминальные калачи, хлебцы и раздавали их с яблоками бедным. Откусывая первое освященное яблоко, надо было загадать желание (оно должно быть добрым и светлым, чтобы осуществилось). Если попробовать кислый по вкусу фрукт, то следует готовиться к будущим трудностям, сладкий — к радости.
Обычно в этот летний период докашивали нивы, а из последнего зерна сплетали обжиночный венок (его, как и колосья, святили и размещали посреди праздничного стола), украшая калиной и васильками. На Спаса полагалось выпекать первый хлеб из нового урожая, ставить в углу первого снопа и вязать из части нескошенного поля «спасовую бороду» (оставляли небольшие несжатые кучки зерновых для животных и птиц). Могли нескошенные растения скрутить и торжественно завязать лентой. Это было что-то вроде жертвоприношения за полученный урожай. Обряд имеет также название «велесовой», или «дедовой бороды». После Спаса начинали вспахивать нивы, окропляли землю, подготовленную уже под озимые, освященной водой.
С особым нетерпением ждали Спаса пасечники. Кстати, в Украине с 1997 года введен в этот день профессиональный праздник пчеловодов — День пасечника. Каждый пчеловод за два-три дня до праздника «подрезал пчел» — делал ревизию, чтобы определить, сколько меда взять себе и сколько оставить пчелам на перезимовку, изымал пустые вощины. Накануне Спаса готовили соты для освящения, наделяли медом соседей, приятелей, вдов, сирот и немощных людей.
Обряды и предостережения
На этот период приходится обряд «братчина» — совместный обед между семьями, которые хотели улучшить отношения. За столом каждый участник (а в братчине могло участвовать и несколько семей) давал клятву: приходить на помощь друг другу, помогать в беде, даже брать опеку над детьми, если они станут сиротами. После этого начинали обращаться друг к другу на «вы» (как это принято в кумовстве). Кроме того, на братчину один хозяин приносил другому пчелиный рой и говорил: «Это на братчину». В течение летнего сезона семьи поочередно ухаживали за ним, а накануне Спаса собирались семьями и поровну делили мед. Нередко из братчиного улья разрасталась целая пасека.
Читайте также: Поздравления с Яблочным Спасом: красивые открытки, картинки и СМС
Спас — это также день поминовения мертвых родственников. По народной мифологии, это третье выступление мертвецов на свет в весенне-летнем сезоне: они появляются на Страстной Четверг, на Зеленые Праздники и на Спаса. Так, на Полесье и Подолье в ночь перед праздником готовили ритуальный ужин — «деды», во время которого вспоминали умерших, а после ужина зажигали свечу и молились. Кроме того, оставляли блюдо с ложками на краю печи, чтобы ночью ели «деды», то есть души умерших родственников. С поминальными обычаями на Спаса было связано раздачи садовника старцам возле церкви.
Со Спасом, который завершал летний сезон, связаны такие поговорки: «Прийшов Спас — бери рукавиці про запас», «Спас — усьому час», «Як прийде Спас, то комарам урветься бас, а як прийде Пречиста (15 серпня), то забере їх нечиста», «Спасівка — ластівка, а Петрівка — голодівка», «До Спасівки бджола робить на пана, а після Спасівки на себе», «Кусючий, як муха у Спасівку», «Святий Спас приготував усього про запас: і дощ, і вітер, і холод, і тепло», «Будуть люди (з тебе), якщо мухи в спасівку не з’їдять».
Как водилось, люди присматривались к прихотям погоды, ведь от нее зависело их благосостояние, и заприметили:
- если день солнечный и безоблачный — осень будет сухой, дождливый — мокрой;
- какая погода на Спаса, такой будет и Покрова;
- в Спасовку большие ветры, то зима будет с метелями и сильными морозами;
- листья деревьев на Спасовку пожелтели — то к ранней осени.
На Спаса запрещалось выполнять любую домашнюю работу.
Не везде в Украине праздник известен под названием Спас. Скажем, в Межгорском районе на Закарпатье, его именуют только как Преображение. Здесь не святят ни блюд, ни овощей, хотя и празднуют довольно торжественно — проводят миропомазание: священник в церкви святой водой накладывает мирянам крестики на лбу.
Ранее «ФАКТЫ» сообщали, как в старину гадали на орехах и другие традиции праздника Третьего Спаса.
582Читайте нас в Facebook